Урок по физике по теме Насыщенный и ненасыщенный пар

Цели урока: познакомить учащихся с процессом испарения, с понятием насыщенный и ненасыщенный пар, исследовать от каких факторов зависит скорость испарения. Задачи: - обучающие: учить объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярно-кинетической теории - развивающие: развивать у учащихся навыки логического мышления, умение объяснять наблюдаемые явления, применять полученные знания   - воспитательные: прививать интерес к предмету, расширять кругозор  Проверка домашнего задания Ответить на ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по физике по теме Насыщенный и ненасыщенный парУрок № 80

«Насыщенный и ненасыщенный пар»

Цели урока: познакомить учащихся с процессом испарения, с понятием насыщенный и ненасыщенный пар, исследовать от каких факторов зависит скорость испарения.

Задачи:

- обучающие: учить объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярно-кинетической теории

- развивающие: развивать у учащихся навыки логического мышления, умение объяснять наблюдаемые явления, применять полученные знания

- воспитательные: прививать интерес к предмету, расширять кругозор


Ход урока.


1.Проверка домашнего задания

Ответить на вопросы:

  1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и то же вещество?

  2. Чем определяется то или иное агрегатное состояние вещества?

  3. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?

  4. Какой процесс называют плавлением?

  5. Какой процесс называют отвердеванием?

На доске нарисован график зависимости температуры кристаллического тела (льда) от времени его нагревания. Объяснить, что происходит с водой в

отрезки времени, соответствующие каждому из участков графика?

Правильные ответы:

  1. В твердом, жидком и газообразном.

  2. Расположением, характером движения и взаимодействия молекул.

  3. В газах расстояния между молекулами много больше размеров самих молекул. В связи с этим притяжение молекул газа мало. В жидкостях и твердых телах молекулы расположены ближе друг к другу.

  4. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.

  5. Переход вещества из жидкого состояния в твердое.

АВ- нагревание льда

ВС- плавление льда

СD- нагревание воды

DЕ- охлаждение воды

ЕF- отвердевание воды

FК- охлаждение льда

2.Изучение нового материала

Из повседневных наблюдений известно, что количество жидкости, которая находится в открытом сосуде, постепенно уменьшается. На самом деле жидкость не может исчезнуть бесследно, она превращается в пар.

Процесс, при котором вещество переходит из жидкого состояния в газообразное, называется парообразованием.

Существует два способа перехода жидкости в газообразное состояние: испарение и кипение.

Мы с вами познакомимся с процессом испарения, исследуем, от каких факторов зависит скорость испарения.

Парообразование, происходящее со свободной поверхности жидкости при любой температуре, называется испарением.

Вылетают наиболее быстрые молекулы, кинетическая энергия которых должна быть достаточна для преодоления притяжения других молекул.

Важно: испарение происходит при любой температуре.

Скорость испарения зависит от нескольких причин: проведение исследований.

Исследование 1. Взять 2 матовые стеклянные пластины. На одну пластину с помощью пипетки нанести каплю холодной воды, на другую - каплю бензина. С помощью кисточки слегка растереть жидкости по пластине.

Наблюдать за скоростью испарения жидкостей. Сделать вывод.

Исследование 2. Взять две матовые стеклянные пластины. На одну пластину с помощью пипетки нанести каплю холодной воды, на другую - горячей.

С помощью кисточки слегка растереть жидкости по пластине. Наблюдать за скоростью испарения жидкостей. Сделать вывод.

Исследование 3. Взять две матовые стеклянные пластины. На обе пластины нанести с помощью пипетки по капле холодной воды. На первой пластине кисточкой слегка растереть воду. Наблюдать за скоростью испарения жидкостей. Сделать вывод.

Исследование 4. Взять две матовые стеклянные пластины. На обе пластины с помощью пипетки нанести по капле холодной воды, с помощью кисточки слегка растереть жидкости по пластине. На первой пластине закрыть жидкость сверху мензуркой. На вторую пластину направить вентилятор и включить его. Наблюдать за скоростью испарения. Сделать вывод.

Итак : от чего же зависит скорость испарения?

Ответы учащихся:

- от рода жидкости

- от температуры жидкости

- от площади поверхности жидкости

- от наличия или отсутствия ветра

Одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших ее, снова возвращается в жидкость.

Если испарение жидкости происходит в закрытом сосуде, то вначале число молекул, вылетевших из жидкости, будет больше числа молекул, возвратившихся обратно в жидкость. Поэтому плотность пара в сосуде будет постепенно увеличиваться. С увеличением плотности пара увеличится и число молекул, возвращающихся в жидкость.

Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. С этого момента наступает динамическое равновесие - число молекул, вылетевших из жидкости за единицу времени, равно числу возвратившихся молекул.

Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром.

Если в пространстве, содержащим пары какой-либо жидкости, может происходить дальнейшее испарение, то пар, находящийся в этом пространстве, является ненасыщенным.

Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным.

Наблюдения и опыты показывают, что испаряются и твердые тела. Например, испаряется нафталин, поэтому мы чувствуем его запах.

Интересные факты: послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Жемчужные сети тумана
Укутали сказочный лес.
В белесые сети обмана
Попался он, словно исчез.

И тишина растворится
В густой, колдовской пелене.
Умолкнут, притихнут все птицы
В пугающей глубине.

Не слышно ни ветра дыханья,
Ни плеска сокрытой реки.
И только тумана касанье,

Прохладной и влажной руки

Туманы могут возникать не только из-за охлаждения воздуха, но и вследствие усиленного испарения влаги с теплой водной поверхности, температура которой на 10°С или более превышает температуру воздуха. Их так и называют: туманы охлаждения и туманы испарения.

3. Закрепление учебного материала.

Для закрепления изученного материала решить задачи.

Первую задачу учитель решает на доске, вторую - учащиеся решают самостоятельно в тетрадях и т.д.

Задача 1. Найдите относительную влажность воздуха, если парциальное давление водяного пара в воздухе при 19oС было 1,1 кПа.

Задача 2. Найдите относительную влажность воздуха в комнате при температуре 18oС, если при температуре 10oС появилась роса.

Задача 3. В 10 л воздуха при температуре 30oС содержится 0,2 г водяного пара. Какое количество пара сконденсируется, если при постоянной температуре уменьшить объём воздуха вдвое?

Задача 4. Найдите массу 1 м3 влажного воздуха при температуре 36oС и давлении 1013 гПа, если относительная влажность его 80%, а давление насыщенного пара при этой температуре 5,945 кПа.

4. Задание на дом

§

Письменно ответить на вопросы:

  1. Каково назначение сквозных отверстий, которые оставляет

пресс-подборщик, прессуя сено?

  1. В блюдце и в стакан налита вода одинаковой массы. Где вода быстрее испарится? Почему?

  2. Для чего летом после дождей или полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя или торфа?


© 2010-2022