• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Доклад РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»








«РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».





Воспитатель:

Жирова Ольга Михайловна




Валуйки 2013 год

Социализация- становление личности-процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Становление личности ребенка. Процесс его социализации в современное гражданское общество начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни…Личность ребенка формируется в системе живых отношений и связей между людьми. Ребенок должен усвоить образцы поведения, психологические установки, получить представление о социальных, правовых нормах и требованиях, овладеть необходимыми знаниями, умениями, навыками все это, позволит ему успешно функционировать в обществе. Создание духовно-нравственного сообщества, в котором живет и развивается ребенок-задача не только школы, ее педагогов, но и государства в целом.

Я работаю воспитателем в государственном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида ». Данное учебное заведение характеризуется контингентом обучающихся, в основном из экономически и социально неблагополучных семей, когда родители (один, или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, страдают алкоголизмом, наркоманией, в семье низкая з/п.

В нашей школе сформирован банк данных детей. Банк данных создается на основании актов обследования семьи, диагностики семей, справок с места жительства, справок о доходах, сведений о ребенке Он состоит из следующих разделов: общий список детей по классам, список детей- инвалидов, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, список семей опекунов, одиноких матерей, список семей, лишившихся одного из кормильцев, детей из многодетных семей, список детей из социально неблагополучных малообеспеченных семей.

В последнее время обоснованную тревогу вызывают судьбы наших детей, которые не всегда складываются благополучно. Тем более становится актуальной проблема дать нашим детям образование, научить их жить, помочь им стать нужными обществу, найти в нем свое место после выхода из школы-интерната, научить понимать мир вокруг себя и себя в мире.

В школе проведена определенная работа по созданию условий для полноценного развития детей с особыми образовательными потребностями, опекаемых детей, детей-сирот, детей-инвалидов, их жизненного и профессионального самоопределения, по повышению профессионального уровня учителей, воспитателей и специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей и подростков, по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Здание школы находится в центре социально значимых учреждений, что создает благоприятную среду для социализации личности.

Школой заключен договор с магазином «Магнит», на предмет проведения практических занятий, направленных на умение располагать денежными средствами, самостоятельно выбирать продукты питания, где указан состав, срок годности продукта, расплачиваться в кассе магазина. Организованы походы на вещевой рынок, с целью научить ребят разбираться в размерах одежды, суметь купить подходящую для себя вещь по сезону. Воспитанники параллельно вырабатывают навыки культурного вежливого общения с продавцом, покупателями.

Проводятся практические занятия «на приеме у врача», где дети учатся этике поведения в больнице. Они четко знают для себя, если заболели, необходимо взять страховой медицинский полис и пойти сначала в регистратуру, а затем на прием к врачу.

Так же школа сотрудничает с Пенсионным фондом, представители которого. Проводят просветительские беседы с детьми по поводу имеющихся у них льгот, выплат пенсий, пенсионного возраста.

Особое внимание уделяем профилактике детского травматизма. На практических занятиях вырабатываем ситуационные навыки поведения детей на проезжей части, вблизи нее, при переходе дороги.

Так же проводятся мероприятия по противопожарной безопасности жизнедеятельности обучающихся школы, с приглашением инспекторов по противопожарной безопасности. Совместно с ними разработан план практических занятий по эвакуации воспитанников в случае возгорания. На каждое занятие создаются различные ситуации, которые возникают во время пожара.

Одним из ведущих направлений в нашей работе является профессиональная ориентация. Мы помогаем ребенку решить проблему профессионального выбора. При проведении профориентационной работы нами используются различные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы за круглым столом «Мир профессий», «Кем быть? (обсуждение стихотворения Джани Родари «Чем пахнут ремесла?»)»,заполняется карта интерсов, посещается ярмарка вакансий. Работа проводится совместно с представителем центра занятости населения, который дает представления о доступных нашим детям профессиях: маляр, штукатур, плотник, швея, повар. На внеклассных занятиях дети получают информацию об оплате труда, о роли труда в жизни человека, важности работы. Организованы экскурсии к доске почета ударников труда, где размещены фото простых работников- что еще раз убеждает детей о почетности, о цене труда. на стройку детского сада, где ребята с удовольствием наблюдали за работой строительных и отделочных бригад.

Дети посетили Валуйский хлебозавод, наглядно познакомились с профессиями пекарь, кондитер, грузчик, водитель.

Было приятно получить благодарность от директора парка культуры и отдыха за то, что наши дети оказали помощь в озеленении и благоустройстве городской детской площадки.

Продолжено развитие системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся школы-интерната, реабилитации детей-инвалидов и помощи семьям с детьми-инвалидами.

Вместе с тем, проблемы остаются. Выпускнику коррекционной школы-интерната приходится прилагать большие усилия для построения своих взаимоотношений в социуме.

Поэтому принятие в ГБОУ школе-интернате VIII вида проекта клуба по социально-правовой адаптации воспитанников «Из школы - во взрослую жизнь» " по моему мнению, позволит комплексно решить задачи повышения эффективности системы социальной адаптации детей с отклонениями в развитии, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепления здоровья воспитанников, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и поддержки их семей.

Цели и задачи проекта:

Социализация - процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Организовывая условия, способствующие формированию личности воспитанника, мы ставим следующие цели:

  • укрепление здоровья,

  • формирование здорового образа жизни;

  • формирование нравственно-этических, экономических, гражданских и правовых понятий как основы успешной социализации в обществе;

  • осуществление профориентации воспитанников, трудовое воспитание,

  • содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.

Достижение этих целей позволит обеспечить равные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья, создать условия для их социальной адаптации и дальнейшей интеграции в общество.

Достижение указанных целей возможно в рамках реализации следующих направлений:

Направления деятельности клуба:

  • Повышение интереса к праву, повышение уровня правовой грамотности

  • Формирование гражданско-правовой культуры учащихся

  • Формирование культуры деловых отношений.

  • Формирование активной жизненной позиции

  • Развитие социальной активности учащихся

  • Доступ к интеллектуальным ресурсам

  • Удовлетворение индивидуальных образовательных интересов

  • Развитие интеллектуальных способностей, повышение интеллектуального уровня

  • Создание условий для реализации творческого потенциала детей

  • Уточнить и расширить представления обучающихся о профессиях; показать значимость профессий для общества

  • Создание условий для самовыражения, самореализации, проявление индивидуальности школьника и взрослого, развитие учебного процесса на демократических началах

  • Предупреждение правонарушений

  • Адаптация выпускников к современной жизни

В рамках знакомства с учреждениями дети узнают о назначении учреждений, оформляемых в них документах, стилю общения и многое другое. Например:

  • Учебные заведения (порядок приема, общежитие, льготы, стипендия, дополнительные выплаты отдельным категориям)

  • ЗАГС (заключение и расторжение брака, регистрация детей, установление отцовства)

  • Пенсионный фонд (пенсия, доплаты, льготные лекарства, путевки, проезд, материнский капитал)

  • Соцзащита (социальные выплаты, пособия, субсидии)

  • Налоговая инспекция (льготы инвалидам, сиротам)

  • Нотариус (доверенности, купля-продажа недвижимости, завещание)

  • Центр занятости (безработный, постановка на учет, вакансии, обучение)

  • Почта, телеграф

  • Полиция (правонарушения, права, что делать, если…)

  • Банки (вклады, кредиты)

  • Страховые компании (медицинский полис, страхование жизни и имущества)

Неотъемлемой частью работы клуба станет обучение правильности оформления различных документов

  • Образцы написания различных деловых бумаг

  • Образцы заполнения бланков учреждений

В рамках занятий по социально-бытовой ориентации выпускников в различных разделах дети приобретут необходимые в жизни знания.

Раздел «Семья»

  • Порядок заключение и расторжение брака (ЗАГС, суд)

  • Гражданский брак

  • Регистрация детей, установление отцовства

  • Алименты

  • Права и обязанности супругов

  • Имущество супругов

  • Права и обязанности родителей

  • Бюджет семьи (зарплата, пособия, льготы, субсидии, домашняя бухгалтерия)


Раздел «Медицина»:

  • Страховой полис

  • Правила посещения поликлиники

  • Инвалидность (МСЭ, Индивидуальная карта реабилитации инвалида, средства реабилитации)

Раздел «Здоровье»:

  • Здоровый образ жизни

  • Гигиена

  • Вредным привычкам - «НЕТ!»

  • Внешний вид

Раздел «Законодательство»

  • Конституция

  • Семейный кодекс

  • Федеральный Закон «Об образовании»

  • Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов»

  • Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Раздел «Твой выбор»:

  • Ответственность

  • Коммуникабельность

  • Самореализация

  • Творчество

Раздел «Профессии »:

  • Выбор будущей профессии с учетом ограничения возможностей здоровья воспитанников

  • Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»

Раздел «Школа экономиста»

  • Что значит экономить?

  • Покупатели и продавцы

  • Заработная плата

  • Расходы. Бюджет семьи

  • Идем в банк

  • Формы перечисления денежных средств

Эффект реализации проекта:

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  • увеличить число семей и детей, получающих медико-психолого-педагогическую поддержку ;

  • увеличить количество выпускников, продолживших дальнейшее обучение для приобретения специальности;

  • внедрить в практическую деятельность школы-интерната современные медико-психолого-педагогические технологии реабилитационной помощи и социальной поддержки семьи и детей;

  • обеспечить оздоровление воспитанников школы-интерната.

Критерии выполнения проекта

Критериями выполнения проекта являются:

  • уменьшение числа детей и подростков, находящихся в социально опасном положении;

  • снижение заболеваемости детей и подростков;

  • увеличение числа детей, занятых в кружках;

  • увеличение числа детей, охваченных различными формами отдыха, оздоровления,

  • увеличение числа семей с детьми, получающих социально-педагогическую помощь.

Суть этой идеи можно выразить тезисом:

- человек, имеющий инвалидность, ограниченные возможности здоровья имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как все другие люди.








© 2010-2022