Формирование самооценки младшего школьника

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности. Самооценк...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование самооценки младшего школьника.Формирование самооценки младшего школьника.Формирование самооценки младшего школьника.Формирование самооценки младшего школьника.

«Формирование

самооценки младших

школьников в условиях

внедрения ФГОС»


Учитель начальных классов:

Строгонова А. Е.


Я учитель начальных классов, а начальная школа работает по ФГОС, где все программы нацелены на достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты стоят на первом месте.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности. Самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.

Доктор психологических наук А.И.Липкина обозначает самооценку как «отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику».

Существует несколько определений самооценки, я выбрала самую понятную и простую.

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Но в первую очередь формирование самооценки направлено на повышение уровня качественной успеваемости учащихся, и на становление сознания и личности ученика в целом.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст. Именно в этот период начинается организованное обучение. И во многом от учителя зависит , будет ли развитие самооценки активным. Ведь в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной - похвала, порицание; и знаковой - отметка).Учитель должен демонстрировать положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Появилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что осмыслив свои результаты , он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.Трудность лишь в том , чтобы добиться правильной самооценки.

Существует 3 типа самооценки.

Адекватная- соответствует действительным способностям и возможностям человека;

Завышенная - человек переоценивает себя

Заниженная- человек недооценивает себя

Я рассматривала умение адекватно оценивать результаты учебной деятельности и личности в целом.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие формы:

1.«Светофор».
2. «Дерево успехов».
3. «Сравнение с эталоном».
4. «Карточка сомнений».
5. «Самопроверка».
6. «Самооценка».

При использовании любой из этих форм необходима инструкция по нормам оценки работы. По мере необходимости учитель корректирует оценку с помощью вопросов.

Алгоритм самооценки

-Какова была цель задания?

-Удалось получить результат (решение, ответ)?

-Правильно или с ошибкой?

-Самостоятельно или с чьей-то помощью?

Итоги дня можно подводить на «Дереве успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (интерактивной доске) плод, цветок или листок. Я использовала яблоки разного цвета.

Красное яблоко - все удалось.

Жёлтое яблоко- неплохо поработал, но что-то не совсем получилось.

Зелёное яблоко - сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь .

Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.

Мониторинг самооценки

Я использовала методику А.И. Липкиной "Три оценки". Было предложено ученикам выполнить любое письменное задание (тест). Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам сказала: "Я проверяла Ваши работы. Поставила три разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводила индивидуальную беседу с каждым ребенком, в ходе которой выяснила ответы на вопросы:

Уровень самооценки определяла по следующему noказателю: - совпадение или несовnaдение самооценки с оценкой учителя.

Работу выполняли 16 человек. У 10 учащихся самооценка совпала с оценкой учителя .У 6 учащихся самооценка не совпала с оценкой учителя. У двух из них самооценка заниженная ,у 4 завышенная.

Самооценка личности.

Формируясь в учебной деятельности и процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности и оказывать влияние на возникновение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.


Уровень самооценки проявляется в поведении.

Детям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому чтo боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. При завышенной самооценке дeти во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят бытъ лидерами.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого

Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

Методики определения самооценки.

Для определения формы самооценки у младших школьников мною было проведено диагностическое исследование. Оно проводилось в моем классе, то есть возраст детей 8-9 лет. В классе 18 учащихся.

1.Лесенка успеха.

2.Дерево успехов.

3.Исследование самооценки по методики Дембо-Рубинштейн.

4. Определение уровня самооценки методом набора слов, соответствующих "идеалу" и "антиидеалу".

Результаты исследования.

За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:

- зная критерии учебной оценки более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и воспринимают границы своих знаний;

- повысился уровень ответственности за учебную деятельность;

-получили навыки взаимооценки с аргументированием своего мнения.

Самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность. Но на данном этапе воспитания преобладает завышенная самооценка личности, что свойственно младшему школьнику. Следует отметить, что в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, большинство умеют прогнозировать последствия, задумываются над вопросом «Какой я?».

Таким образом анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, и оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся ,что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

Рекомендации по работе с детьми с завышенным уровнем самооценки

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

  1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.

  2. Учить слушать других.

3. Воспитывать чувство сопереживания.

4. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.

5. Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки

  1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.

  2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.

  3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.

  4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.

  5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.


Список используемой литературы:

1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. Начальная школа, №15, 2006

2.Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. - Калининград: КОИРО, 2011.

3.Строганова Л.В. Поощрение и самооценка младшего школьника. М:, Педагогическое общество России, 2005

4.Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. М:, Педагогическое общество России, 2005

5.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: П "Эксперимент", 1999.

Приложение

1.Метод "Три оценки"

2 Метод «Лесенка успеха»

3.

4.Метод « идеал « и « антиидеал»

9



© 2010-2022