Открытый урок Работа над интонацией в классе скрипки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств»

Управления культуры администрации г. Железногорска

Курской области







Открытый урок

«Работа над интонацией в классе скрипки»







автор: Трубилина Л.И., преподаватель

высшей квалификационной категории









г. Железногорск

2012 г.


План - конспект

открытого урока преподавателя по классу скрипки Трубилиной Людмилы Ивановны с учащейся 1 класса Арбузовой Юлией.


Тема урока: «Работа над интонацией в классе скрипки».


Цель урока: формирование координационных навыков в работе над интонацией.

Задачи урока:

- образовательная - овладение учащимся теоретическими знаниями и практическими навыками;

- развитие навыков чистого интонирования и слухового контроля обучающегося.

Тип занятия: урок формирования умений и навыков.

Методы ведения:

- наглядные;

- практические;

- эмоционально-познавательные.

Структура урока

1. Введение.

2. Основная часть урока:

- попевки;

- упражнения;

- пьесы.

3. Заключительная часть урока:

- домашнее задание;

- итог урока, выводы.

В.Ю. Григорьев: «Не бывает выразительная игра фальшивой, а фальшивая - выразительной».

1.Работа над интонацией должна быть подчинена режиму и плану в той же мере, как и другие отделы, являющиеся предметом наших занятий (ритм, динамика, различные виды техники).

Прежде чем приступить с учеником к игре на скрипке, педагог должен выработать у него необходимый минимум в развитии музыкального слуха, который обеспечит более легкое освоение чистой интонации в самом начальном периоде обучения.

Необходимо также установить степень развитости слуха начинающего ученика и в зависимости от этого решить какие методические приемы следует использовать в работе.

Нечистое интонирование - один из наиболее распространенных недостатков у обучающихся игре на скрипке. Этот недостаток чаще всего возникает в самом начальном периоде обучения и нередко продолжает сохраняться и в последующие годы. Нет необходимости доказывать, насколько нечистая интонация снижает качество музыкального исполнения, как она тормозит музыкальное и техническое развитие ученика.

Качество интонации у начинающего скрипача находится в большой зависимости от правильности усвоения многих других навыков. Ученик должен уметь мысленно представлять тот звук, который ему надлежит извлечь, должен усвоить постановку левой руки, научиться правильно опускать палец на струну и, наконец, точно ощущать пальцем на грифе место, соответствующее данному звуку. Все эти навыки, как известно, приобретаются постепенно, путём тренировки в определённой последовательности.

Далее переходим к работе над музыкальным материалом.

2. Разучивается попевка: «Трудятся сестрицы, вяжут рукавицы». Попевка в мажоре, расстояние тон между соседними звуками. В начале ученица сольфеджирует, для того, чтобы наиболее точно представить себе интонацию, затем исполняет попевку щипком от открытой струны «ре». Далее идёт обсуждение какой прозвучал звук чистый или фальшивый. Если звук оказался фальшивым, педагог показывает ученице в каком направлении следует двигать палец, чтобы звук стал выше или ниже. Затем следует попевку повторить. Эта же попевка играется от каждого последующего пальца.

Разучивается следующая попевка в миноре: «В реке большая драка, поссорились два рака». Здесь расстояние между соседними звуками полутон. Ученица играет и поёт попевку по тому же принципу что и предыдущую и успешно справляется.

Домашнее задание: нужно поиграть эти попевки от каждого пальца на струне «ля».

Мажорный и минорный тетрахорды преподаватель играет на инструменте, после чего просит ученицу охарактеризовать услышанную музыку и сказать, в чём она услышала и увидела разницу.

После прослушивания Юля вспоминает, чем отличается мажор от минора и указывает педагогу на разное расположение пальцев на грифе. Педагог хвалит ученицу за эрудицию.

Осуществляется совместный анализ: прочно освоенный на одной струне тетрахорд будет залогом чистого интонирования и на других струнах.

По просьбе учителя девочка играет тетрахорды щипком не торопясь, с предварительным пропеванием требуемого звука. Подобным упражнением воспитывается крайне важная для чистого интонирования связь между мысленно представляемым звуком и мышечным ощущением пальца на струне. В этом и заключается сущьность чистого интонирования.

Педагог спрашивает Юлю - как она справилась с заданием? Девочка считает, что нужно точнее ставить полутон. Педагог с ней соглашается.

Задание - в домашней работе попытаться учесть свои замечания и пожелания учителя по поводу исполнения этого упражнения.

Далее перешли к работе над русской народной песней «Как под горкой».

Педагог предложил ученице послушать, как она звучит с аккомпанементом. После прослушивания Юля охарактеризовала услышанную музыку как веселую. Проанализировали тональность, ключевые знаки, размер, встречающиеся длительности, штрихи. Девочка просольфеджировала пьесу.

Приступили к выявлению встречающихся тонов и полутонов.

Ученица по просьбе педагога играет мелодию в умеренном темпе, соблюдая штрихи и нужное распределение смычка. Педагог напоминает о необходимости чистого интонирования, слухового самоконтроля со стороны девочки, быстрого реагирования и исправления фальши, путем передвижения пальцев в нужном направлении.

Далее пьеса играется целиком в подвижном темпе в сопровождении концертмейстера. Текст закрепляется несколько раз. Преподаватель хвалит ученицу за собранность, внимательность и верное исполнение интонации в пьесе.

Домашнее задание: при работе над пьесой следить за постановкой игрового аппарата, не забывать контролировать чистоту интонировании. Работать над текстом, добиваясь правильного распределения смычка.

Педагог благодарит Юлю за продуктивную работу на уроке.

3. Итог занятия: педагог хвалит ученицу за то, что с поставленными перед ней задачами она успешно справилась.

Необходимо продолжать работать над навыками качественного звукоизвлечения, слухового контроля, чистого интонирования.

Выводы: обучающаяся обладает хорошим слухом, успешно справляется с интонационно чистым исполнением упражнений и пьес.

Педагогом применяются дозированные задания, как на уроке, так и в домашних занятиях, предлагаются конкретные посильные для девочки способы работы, чтобы мотивировать ученицу на успешное осознанное овладение инструментом.

Список используемой литературы

1. Гарлицкий М. Шаг за шагом. М., «Советский композитор», 1989

2. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1989

3. Мильтонян С. Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь, 1996

4. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., «Музыка»,1966

5. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., «Музыка», 1984



© 2010-2022