• Преподавателю
  • Другое
  • Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

В настоящее время качественное образование – это условие независимости государства и возможность иметь будущее для общества. Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.  Сегодня решение проблем во всех сферах общественной жизни, включая воспитание и образование подрастающего поколения, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зиадинова Сауле Аудановна Портфолио учителя Отчет А

Группа №6 1-го уровня

Город Талдыкорган 28.11.2013 год




Отчет А

Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной практики

Сегодня можно с полной уверенностью говорить об усилении тенденций интернационализации и глобализации образования. Интеллект, знания, высокие технологии сейчас как никогда востребованы обществом, а информационные технологии коренным образом меняют быт и нравы людей, сжимают пространство и открывают границы. Высокоразвитые индустриальные государства добились впечатляющих экономических достижений во многом, благодаря применению новых технологий в обучении, а также притоку из системы образования квалифицированных и обученных кадров. (Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом, Москва, 2004 г.)

В настоящее время качественное образование - это условие независимости государства и возможность иметь будущее для общества. Социально-экономические перемены в обществе задали новые параметры обучения и воспитания подрастающего поколения, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Сегодня решение проблем во всех сферах общественной жизни, включая воспитание и образование подрастающего поколения, невозможно без обращения к мировому опыту. Реформируя и совершенствуя школу в духе требований нового времени, все страны изучают положительные и отрицательные уроки других народов, чтобы использовать их, не повторяя ошибок и учитывая положительные результаты.

На Западе во главе движения за улучшения качества образования стоит США. Ее современная система характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. Единой школьной структуры в школе нет, поэтому в разных типах школ различное количество лет обучения. Обязательной обычно бывает подготовительная группа детского сада для детей от 5-6 лет. Так реализуется простая истина: способность ребенка, его шансы на успешное обучение в школе возрастают, если его с раннего детства приучить к учению и возбудить у него интерес к предмету обучения. В многопрофильной школе начиная с 9 класса, существуют различные отделения (профили), готовят ученика к непосредственной практической деятельности. Система оценивания осуществляется в двух формах - один раз в год сдают стандартизированные тесты. Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе - тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа.
При оценке и контроле прибегают к использованию кредита - стандартной единице измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. У нас же в Казахстане кредитная

система оценок используется только в ВУЗах. (Чемерис Д.Ю. Сравнительный анализ начального образования США, Россия, Япония. 2006 год)

Японцы справедливо подчеркивают, что без высокого уровня образования всего народа экономические успехи были бы невозможны. И хотя современная Япония, как и все страны мира, стоит перед серьезными проблемами и острыми противоречиями в деле воспитания молодого поколения и необходимостью реформирования своей школы, тем не менее ее успехи в этой сфере продолжают оставаться поучительными, дающими серьезную пищу для размышлений педагогам многих стран. Последние реформы образования в Японии, начатые в 1984 году и продолжающиеся по сей день, являются ключевым этапом развития и обновления образования страны, Lesson Study. Благодаря этим реформам школа взяла курс на демократизацию, гуманизацию и модернизацию образования, встала на путь коренных изменений, которые должны переломить некоторый кризис в образовании Японии.

Мировой опыт показывает, что в современной образовательной практике отмечается существенная международная поддержка процесса развития сетевого сообщества школ. Так, к примеру, Либерман (2005г.) утверждает, что сетевые сообщества школ становятся чрезвычайно популярными, отчасти потому, что способствуют и поддерживают разработку многих ключевых идей, которые реформаторы считают необходимыми для изменения и усовершенствования школьного преподавания и обучения. (Руководство для учителя, стр. 115)

Общее образование в Финляндии обязательно и предоставляется бесплатно. Это относится не только к финским детям, но и также к детям иностранных граждан.

Инклюзивный подход к образованию, основанный на признании ценности различий всех детей и их способности к обучению, является сегодня одним из приоритетов социальной политики Финляндии, позволяющий отойти от изолированного обучения детей с особыми потребностями. По окончании общеобразовательной школы почти все выпускники решают продолжить обучение в средней школе (гимназии). Гимназии сами отбирают учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. Обучение ведется по курсовой системе, поэтому классического разделения на классы нет. Обучение в гимназии заканчивается сдачей государственных письменных экзаменов, которые дают право поступать в любое высшее учебное заведение.

В финской школе оценивание - это средство развития ребенка. В школах принята 10-балльная система оценок. Было установлено, что оценивание учащихся в школах Финляндии является комплексным процессом, регулирующим весь процесс обучения, развития и воспитания. Основными видами оценивания являются: текущее оценивание, периодическое оценивание, итоговое оценивание.

Особенностью организации оценивания учебных достижений в финской школе является то, что по обязательным предметам (объемом не менее 2 учебных часов в неделю) учителя начинают использовать отметку в баллах лишь с 6-го класса основной школы. С 1-го по 5-й классы широко используется словесная оценка. При этом, самооценка учеником своей деятельности является постоянной составной частью процесса оценивания, начиная с 1-го класса начальной школы. Основная функция самооценки ученика - прогрессивное познание себя и развитие своих способностей постоянно учиться. Цель - научить ученика реалистично оценивать свои способности, научить его отслеживать свои успехи, понимать цели, поставленные в обучении, научить ставить самому задачи своего обучения.

В целом, анализ оценивания достижений учащихся в финской школе позволяет заключить, что принципы его организации способствуют развитию личностных качеств учащихся, их мотивации на достижение лучших результатов в образовательном процессе.

Проанализировав систему образования ведущих государств мира, можно отметить тот факт, что каждое государство имеет свою особенность в образовании. По-моему мнению, система образования нашей страны имеет одну отличительную особенность: находясь на стыке цивилизаций между Европой и Азией, впитывает лучшие черты из мирового образования, учитывая при этом восточные особенности государства.

На данный момент мы видим, как мировой опыт образования влияет на систему образования Казахстана. К положительным аспектам такого влияния можно отнести ряд следующих преобразований:
- начата работа по реализации поручения Главы Государства по внедрению триединства языков. Приоритетное внимание уделяется изучению государственного языка. Английский язык с первого класса, в рамках республиканского эксперимента, в 2012-2013 учебном году начали осваивать учащиеся в 73 школах. С сентября 2013 года эта практика внедрена во всех школах повсеместно. В ряде школ страны, в том числе и в моей школе, начата работа по изучению некоторых предметов на английском языке. Для этого потребуется около 2 тысяч учителей английского языка начального образования, и это очень серьезная задача. В мировой практике следует отметить опыт Швейцарии, где практикуется мультилингвизм. Это значит, что образование можно получить на любом из государственных языков (немецкий, итальянский, французский и романский) или английском языке. Это дает возможность школьникам легко овладеть не одним, а сразу несколькими иностранными языками. (Романов П.В. Система образования в зарубежных странах. Москва, 2012г)

В настоящий период сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу. Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования. Согласно Декларации Совета Европы (1992 г.) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция и т.д. Из стран СНГ выбрали 12-летний срок обучения Беларусь, Украина, Узбекистан и страны Балтии. ( Интернет ресурс: edu.glavsprav.ru)

На сегодняшний день в большинстве школ Казахстана уделяют все большее внимание на политику целенаправленного выявления и обучения талантливых и одаренных школьников, которая, по-моему мнению, объективно необходима, поскольку способствует формированию будущего цвета нации. В мировой школе заметно улучшился процесс обучения одаренных, талантливых детей и подростков. Появились особые школы для одаренных, в которых учат по более насыщенным программам. Так, в Сингапуре, и в большинстве стран Западной Европы, действует принцип разделения детей на потоки по способностям к учёбе и обучение потоков по соответствующим их уровню программам, то есть способствуют развитию талантливых и одаренных детей. Похожая сеть образовательных школ есть и в Казахстане, такие как казахско-турецкие лицеи, физико-математические школы, школы-лицеи, школы-гимназии, школы Дарын, школы Haileybury и недавно созданные Президентские интеллектуальные школы. Главным преимуществом таких школ является индивидуальный подход к каждому ученику, что вряд ли вам смогут предложить в других школах.

В нашей школе ведется работа с сильным, одаренным учеником, которая направлена на включенность ребенка в мероприятия, развивающие его индивидуальные способности. Такими формами и видами организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей и предметов в нашей школе являются:

А) организация и проведение школьного этапа олимпиады школьников по всем предметам;

Б) участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых на всех уровнях: от школьного до международного;

В) участие обучающихся 5-11 классов в научно-практических конференциях (МАН РК, Дарын) по всем предметам,

Г) организация участия обучающихся в заочных олимпиадах, конференциях, конкурсах.

В школе создан банк данных по одаренным детям, ведется учет индивидуальных достижений каждого учащегося. Мною создан банк текстов олимпиад различного уровня и интеллектуальных конкурсов, банк творческих работ учащихся.
В Казахстане, как и в мировой практике многих государств, все чаще уделяется внимание инклюзивному обучению. Все больше внимания уделяется вопросам обучения детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы. Следует также сказать о компенсирующем обучении. В казахстанских школах планируется увеличить время на данный вид обучения, которое организовано для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Практика компенсирующего обучения предполагает сотрудничество школы и семьи, привлечение специалистов по психологии и ориентации, индивидуальный подход. Особенности такого обучения - дополнительные занятия, малая наполняемость классов, наличие классов адаптации, повторное обучение в одном классе и пр.

С 2011 года в Казахстане начато освоение принципиально нового для нас вида обучения, бурно развивающегося в передовых странах мира - электронного обучения «E-learning». Ее реализация станет важным шагом в выполнении поручения Президента страны - внедрить в процесс обучения самые современные методики и технологии. К примеру, в Южной Корее к 2011 году страна полностью перешла с бумажных учебников на электронные. (Интернет ресурс: edu.gov.kz).

Вопрос о реформировании системы школьного образования - один из самых обсуждаемых в нашей стране. 3-х уровневая Программа повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, включает идеи, реализация которых будет способствовать качественным изменениям в практике преподавания казахстанских учителей. Одно из наиболее принципиальных продвижений в вопросе статуса педагога связано с коренным преобразованием системы повышения квалификации учителей. В них учителя школ проходят специальную трехмесячную подготовку по новым программам в соответствии с мировым опытом - такого еще не было за всю нашу историю.

В настоящее время в казахстанских школах для перехода в следующий класс проводят тестирование на итоговые знания и экзамены, как в США и Великобритании. Как мне кажется, следует также внести изменение в систему оценивания и в нашей стране. В начале, следует внести коррективы в шкалу оценивания образования страны (т.к. 5 бальная система себя изжила), увеличив до 10 баллов, так как 10 бальная система поможет преподавателям и ученикам наиболее полно оценивать способности ученика. Важным в реформирование системы оценивания является внедрение оценки учебных достижений; самооценки ученика; оценки поведения; оценки выполненной учеником работы.

Как оказалось, традиции выполнения домашних заданий широко варьируется по странам. В 4 классах в некоторых странах редко задают на

дом, в основном в коррекционных целях, чтобы позволить отдельным учащимся догнать своих сверстников в освоении материала. Учащиеся Казахстана являются самыми перегруженными домашними заданиями по математике в мире. В целом большой объем домашних заданий чаще всего оказывает негативное влияние на качество образовательных достижений учащихся.

Изучив различные виды мирового образования, а также проанализировав систему образования Казахстана, можно сделать вывод о том, что внесение дальнейших изменений в систему образования страны привнесет положительные последствия. Во - первых, система образования Казахстана будет соответствовать стандартам образования международных требований; во-вторых, увеличится статус педагогических кадров и уровень их профессиональной компетентности;
в - третьих, улучшится оценка качества образования;
в - четвертых, повысится эффективность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Школа - часть общества, в которой как в зеркале отражаются все проблемы общества. Как и большинство школ Казахстана, школа, в которой я являюсь учителем английского языка, также нуждается в реформировании и модернизации образовательной системы. С 2011 года наша школа уже является базовой школой РИПК СО и экспериментальной площадкой филиала АОО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Института повышения квалификации педагогических работников по Алматинской области». В рамках экспериментов в школе проводятся конференции и семинары, где учителя школы проводят мастер - классы. Работает коллектив, стремящийся к творческому поиску. Школа компьютеризирована и технически обеспечена. Есть ученики и родители, заинтересованные в качественном современном образовании. В процессе работы пришла к выводу, что нам, учителям, надо давать детям больше возможности размышлять и проявлять инициативу, новые формы групповой работы и исследования.

Таким образом, преобразования в моей школе, как и во многих школах страны, являются необходимым условием. Как сказал Джордж Бернард Шоу: "Прогресс невозможен без изменений, а тот, кто не может изменить свою точку зрения, не может изменить ничего". Те учителя, которые анализируют свою педагогическую деятельность, сохраняют и улучшают собственный положительный опыт, реализуют конструктивистский подход, прекрасно понимают, что теперь по-другому работать не смогут, да и ученики не дадут. Я уверена, что надо начать с себя, повернуться лицом к ученику, жить его проблемами, учить его разрешать сложные ситуации, но это возможно только при полном доверии ученика к учителю, при взаимодействии.


Использованная литература:


  1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг.

  2. Капранова В.А. (2004) Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом, Москва,

  3. Дранник А.А. (2001) Система образования В Великобритании. Иркутск,

  4. Чемерис Д.Ю. (2006)Сравнительный анализ начального образования США, Россия, Япония. Комсомольск на Амуре

  5. Романов П.В. (2012) Система образования в зарубежных странах. Москва

  6. Руководство для учителя (2012)

  7. Интернет ресурс: edu.glavsprav.ru/abroad/fin/spravki/education/2/

  8. Интернет ресурс: s2.docme.ru/store/data/000176884.txt?key=46ecb600fbcbdd1af03d70d1cf029b04&r=1&fn=sravnitel._nyj-analiz-nachal._no_.txt

  9. Интернет ресурс: edu.gov.kz/ru/about/o_ministerstve0/ministr/vystuplenija/vystuplenie/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=3218&cHash=63b51c6c04b6c086822846a2bfcf3a70

  10. Интернет ресурс: p-lib.ru/pedagogika/sravnitelnaya_pedagogika/sravnitelnaya_pedagogika7.html

7


© 2010-2022