- Преподавателю
- Другое
- «Освоение ключевых компетенций в УДО через ролевые игры. »
«Освоение ключевых компетенций в УДО через ролевые игры. »
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бабенкова А.И. |
Дата | 22.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Станция юных натуралистов"
Асбестовского городского округа
Методическая разработка
по теме:
«Освоение ключевых компетенций в УДО
через ролевые игры.»
Исполнитель:
педагог дополнительного образования
МКОУДОД СЮН
Бабенкова Алёна Ивановна
1 квалификационная категория
Асбест
2015 г.
Освоение ключевых компетенций в УДО
через ролевые игры.
Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.
Перед учреждениями дополнительного образования стоят задачи формирования у учащихся компетентностей в различных сферах деятельности, так как из-за недостатка опыта, приобретаемого учениками в процессе обучения в школе, у них может формироваться лишь небольшой набор компетенций как основа будущей социальной компетентности. А ведь социальная компетентность, в связи с многогранностью общественной жизни, включает в себя самые разнообразные компетенции: гражданско-общественную, социально-трудовую, культурно-досуговую, информационную, здоровьесберегающую, коммуникативную и т.д
Поэтому актуальным для педагога дополнительного образования остаётся поиск форм, методов и средств формирования у обучающихся системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности, наличие которых необходимо человеку для успешного решения в будущем проблем в различных сферах жизни и профессиональной деятельности.
Проводя ролевые игры с обучающимися на своих занятиях, я сделала вывод, что они помогают осваивать все необходимые компетенции: так информационная компетенция состоящая из теоретической и практической подготовки обучающихся, в полной мере осваивается в при проведении ролевой игры на заданную тему. Ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. Играя роль, обучающийся вспоминает и озвучивает полученные знания, реализует практические навыки. Ролевые игры, как интерактивный способ обучения можно применять как на занятиях - получений новых знаний, так и на обобщающих и контрольно-диагностических занятиях после изучения какой-либо крупной темы.
Например: обобщающее занятие " Пресс конференция ботанического общества" Цель: Проверка знаний по изученной теме. Форма проведения: пресс-конференция, тема «Систематика семейства кактусовых» Метод: ролевая игра. Оборудование и демонстрационные материалы: Таблички, визитные карточки участников пресс-конференции, указывающие на род занятия. Авторучки, блокноты для записей. В «конференц-зале» столы расставлены полукругом, в зале - гости «конференции», приглашены все желающие (родители обучающихся).
Описание игры:1. Назначение участников ролевой игры: Обучающиеся, участники конференции (12 чел.): «ботаники» (7чел.): путешественники (3 чел. «корреспонденты» журнала «Юный натуралист» и «Наука и жизнь», ведущий - педагог. 2. Подготовка к проведению пресс-конференции: «Корреспонденты» журналов и газет на основе интервьюирования детей и взрослых, составляют список наиболее интересных вопросов по теме конференции (по 5-7 вопросов). 3. Корреспонденты газет и журналов поочередно задают вопросы, адресованные участникам конференции - «специалистам» из разных областей. Заслушивают выступления специалистов. 4. Подведение итогов конференции.
Подтверждая практическую значимость данного интерактивного способа обучения, хочу предложить коллегам примеры обучающих ролевых игр, которые я сама переработала или придумала. Надеюсь, они пригодятся на занятиях:
1. Игра "Таинственные рыбки".
Реквизит: на голубом фоне планшета размещены яркие, привлекательные рыбки. На обратной стороне каждой рыбки напечатаны вопросы.
Описание игры. Педагог:
- Все вы, ребята, любители-рыболовы. Сегодня на реке Амазонка соревнования рыболовов. А рыбки в реке необычные - с вопросами. Давайте раскроем их тайну. Ваня, поймай одну из них и расскажи, что ты узнал. (Обучающийся вынимает из прорези рыбку, читает, что на ней написано и зачитывает вопрос и отвечает.) Остальные обучающиеся оценивают правильность ответа. В роли рыбака должны побывать все дети по нескольку раз.
Победителем будет тот, кто раскроет больше тайн всех пойманных рыбок. Он получит значок победителя соревнований и почетное звание "Удачливый рыболов".
2. Игра "Десант" Можно проводить после изучения таких тем, как " Обзор флоры суккулентов различных геграфических районов", " Краткие сведения о систематике растений", "Обзор фауны различных геграфических районов"и тд.
Реквизит: карта, самолётики, блокноты, специальная литература.
Описание игры: Игроки кидают самолётики на карту. Там где приземлился самолётик игрока, надо описать флору района. Можно использовать рабочие тетради и книги. Каждый обучающийся последовательно кидает на карту самолётик. Можно - метиться, всё равно самолётик непредсказуем. На описание объектов даётся 15 минут. Побеждает тот, кто составит наиболее полный список.
3. Игра "Дипкурьер"
Реквизит: конверты с вложенными в них предметными картинками или заданиями, чёрные очки и дипломат дипкурьера.
Описание игры. Дипкурьер проходит по адресам, "улицам", рядам и разносит "письма" - конверты с предметными картинками, вопросами или заданиями. Посол или атташе или шпион, получивший конверт, достает картинку или задание, и выполняет задание или отвечает на вопросы, передаёт дипкурьеру, а тот относит их педагогу "резиденту".
4. Игра "Международный симпозиум"
Реквизит: круглый стол, четырёхуголки, мантии, литература о растениях или животных.
Описание игры: Эту игру можно провести на занятии при изучении темы "Бинарная номенклатура". "Учёный совет исследует книги по флоре или фауне на предмет правильности названий в них растений и животных по правилам бинарной номенклатуры.
5. Игра "Принц - лимон"
Оборудование: картинки или короны с изображением овощей и фруктов.
Описание игры: Эту игру можно провести на занятии при изучении темы "Витамины, их роль и содержание в продуктах питания".
Педагог: Принц лимон одет во всё жёлтое с ног до головы, а на жёлтой шапочке у него золотой колокольчик. Решил однажды Принц - лимон собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, лимон, персик, чеснок, редис, картофель, репа и др. (в роли фруктов и овощей - обучающиеся). Принц - лимон принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: какой витамин в нем содержится и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в "войско", принц Лимон решает распределить их в два отряда. Один отряд - овощи и фрукты, в которых содержится витамин А (морковь, лук, персик и т.д.), а другой - содержащий витамин С (яблоко, лимон, апельсин, чеснок, капуста и т.д.)
6. Игра "Аукцион". Для обучающихся 5-11 классов.
Реквизит: стол, деревянный молоток, толковый словарь со значением слова "аукцион".
Описание игры. Педагог: (начинает игру)
Здесь у нас аукцион -
Подведет итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.
Сегодня на аукционе удивительный товар, который вы можете приобрести за свои звания. Продажа начинается!
Задаются вопросы с номинальной стоимостью, дети покупают вопросы и за правильный ответ получают очки и новые фишки и снова участвуют в торгах за следующие вопросы.
Побеждает тот, кто скупил множество вопросов и получил максимальное количество баллов.
Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, в ней отождествляет себя со взрослым, воспроизводит профессиональные функции. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях, развивается уменине слушать, умение высказываться, умение вступать во взаимодействие с участниками игры, таким образом развивает безусловно коммуникативные компетенции.
В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях.
Развитие здоровьесберегающих компетенций предполагает формирование позитивного отношения к своему здоровью; владение способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля. Ребёнок должен знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи. Всё это прекрасно формируется через театрализацию сказок Корнея Чуковского, таких, как: "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит" или через прочтение "в лицах" стихотворения «Девочка чумазая» Агнии Барто.
Например можно раздать нескольким обучающимся повязки с красным крестом и назначить санитаров в творческом объединении, которые после посещения живого уголка будут напоминать детям вымыть руки и проверять выполнение этого пункта. Это является составляющими здоровьесберегающей компетенции, которую так легко развивать именно в ролевых играх.
Чтобы удовлетворить двигательную потребность учащихся в течение двухчасовых занятий, прежде всего необходимо проводить динамические паузы или физкультминутки во время занятий, а также игры малой подвижности во время перемен, игры на свежем воздухе в начале или в конце занятий. Физкультминутки в моём творческом объединении также не являются простым и скучным набором упражнений. Каждый раз стихи сочиняю по изучаемой теме и так, чтобы они представляли некое театральное действие. Получается весело. Например:
Раз, два, три, четыре, пять - (шаг на месте)
Вышел кактус погулять. (руки округло над головой)
Вдруг щитовка выползает (махи назад)
И на кактус нападает! (махи вперёд)
Обкусала и вот-вот (перекрещенные махи)
Кактус бедненький помрёт. (наклон вперёд)
Я принёс его домой, (наклоны вправо)
Вымыл щёткой и водой. (наклоны влево)
И теперь он не умрёт, (руки через стороны вверх)
А весною расцветёт! (руки через стороны вниз)
На перемене или в конце занятия я провожу замечательную подвижную игру "Город, лес, пустыня, море". Карточки с названиями местности раскладываются по рекреации. Я называю животное и дети в образе этого животного бегут туда, где это животное живёт. Например: "Зайцы!" - дети прыжками бегут в "лес", "Голуби"- дети, расправив крылья "летят" в "город"и т.д. Можно различно варьировать эту игру, заменяя животных растениями или сказочными героями.
Вообще все представленные игры в зависимости от темы и видов деятельности могут варьироваться в зависимости от конкретной учебной ситуации. Главное, чтобы игра оставалась ролевой и рёбёнок хоть на пять минут почувствовал себя не обучающимся, а кем то иным, человеком или животным, это даёт свободу и отдых психике, улучшает настроение, а значит и здоровье субъекта.
Ролевые игры помогают углублять и расширять знания обучающихся, полученные на занятиях, повышают их интерес к изучаемому предмету, положительно воздействуют на взаимоотношения в творческом коллективе. Ролевые игры помогают педагогу узнавать творческие, индивидуальные способности своих обучающихся и обучать их применять полученные навыки в школе, дома, в нестандартных жизненных ситуациях.
Список рекомендуемой литературы
1. Кудыкина Н.В. "Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. Пособие для учителя. Киев "Радянська школа" 1989 г.
2. Максимова А.А. "Учим общаться детей 6-10 лет" Методическое пособие. Москва. Издательство ООО "ТЦ Сфера". 2005 г.
3. Максимук Н.Н. "Игры по обучению грамоте и чтению" Мастерская учителя. Москва "ВАКО" 2006 г.
4. Интернет - ресурс Википедия.