• Преподавателю
  • Другое
  • Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, Роль фольклорного праздника в духовно-нравственном воспитании и успешной социализации детей с ОВЗ

Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, Роль фольклорного праздника в духовно-нравственном воспитании и успешной социализации детей с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Антипина Ирина Анатольевна

МБСКОУ «СКОШ №20 VIII вида» г. Перми

г. Пермь, учитель

Роль фольклорного праздника в духовно-нравственном воспитании и успешной социализации детей с ОВЗ

Вопросы об особенностях духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ являются одной из актуальных проблем на сегодняшней день каждого коррекционного учреждения, которое непосредственно связанно работой с детьми ОВЗ.

Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ОВЗ. Творческая природа фольклора велика: для каждого, в том чесле и ребёнка с ОВЗ она даёт творческий стимул к его эмоциональному и интелектуальному развитию. Изучение «Русского детского фольклора» в эмоциональном развитии детей с ОВЗ имеет огромное значение. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активные действия воспитательного процесса на основе ознакомления детей с ОВЗ с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками имеют огромное влияние на формирование нравственных качеств воспитанника.

Как показывают исследования, эмоции детей с ОВЗ относительно более сохранны по сравнению с интелектуальным развитием. Поэтому такие дети поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания. В системе коррекционной работы с детьми необходимо открыть через фольклор перспективы развития: умственных способностей (память, мышление, внимание); двигательной активности; эмоционально-волевой сферы; вызвать у детей с ОВЗ интерес: к фольклорному искусству организацией особых условий, создания обстановки средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний; желание участвовать в русских народных играх, слышать красоту русской детской песни и уметь звонко и эмоционально воспроизвести ее; участвовать в народных календарных праздниках, театрализованных представлениях, обрядах народного и православного календаря.

Каждый ребенок должен прикоснуться к живительному источнику народной мудрости - фольклору, чтобы вырасти эмоционально-нравственно здоровым. Ценность детского фольклора в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, общение. Совмещается несколько видов деятельности связанные одним сюжетом, т. е. проводится комплексное занятие. Такие занятия не утомляют детей, а вызывают стойкий интерес.

Детский фольклор - это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении многих веков. Его составляют считалки, дразнилки, заклички, потешки, колыбельные песни и т. д. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. В фольклорном празднике должно быть много театрализации, музыки, стихов, потешек, игр, ритмических упражнений. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме. Дети непроизвольно вовлекаются в игру, что соответствует природе учащегося, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. В процессе игры ребенок познает мир, приобретает коммуникативные умения и навыки; развитие способностей происходит как бы само собою в занимательной и увлекательной форме. Театрализованное действие должно быть зримым, поэтому хорошо включать в общение с детьми театрально-игровые действия с игрушками: кукольный театр (пальчиковые, перчаточные, ростовые куклы); с героями сказок. Развитие детской изобразительности средствами театрализованной деятельности способствует формированию познавательных функций - речи, предметному восприятию, памяти, воображению. Само действие должно сопровождаться фольклорной тематикой (реквизит, оформление, музыкальное сопровождение и танцы), что бы усилить восприятие учащегося и передать атмосферу и богатство народной мудрости скрытой в устном народном творчесте наших предков.

Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение, расширяет кругозор учащихся. Использование народных песен знакомит с фольклором родного края и мира. Танцевальный фольклор включает в себя изучение различных видов танцев: русская пляска, хоровод (праздничный, игровой, круговой) перепляс, кадриль. Освоение основных фигур танцев. Загадки позволяют ребенку замечать многозначность слов, улавливать игру, развивать способность к анализу и обобщению, умение лаконично и четко выстраивать мысль. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Сказки носят цикличный характер - многократное повторение сюжета. Эта особенность народных сказок позволяет ребёнку лучше запомнить сюжет. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Основной критерий - положительные эмоции. Основой сказки является развитие восприятия - формирование умений вслушиваться в речь, понимать, её содержание. Тексты сказок просты, но их можно ещё более упростить. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями.

В сказках, песенках, играх скрыты богатства народной мудрости: правила поведения, герои-эталоны и отрицательные примеры, духовные ценности и меткие наблюдения над жизнью. В ходе подготовки и проведения праздника дети с ОВЗ незаметно для себя обучаются и развиваются, впитывая народные традиции, учатся отличать добро от зла.

Фольклорные праздники в нашей школе проходят во внеурочное время как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного, игрового народного творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью человека.

В процессе подготовки к празднику главное пробудить в учащихся интерес к народному творчеству. Развить у них уже имеющийся жизненный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нём воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Участие детей с ОВЗ в фольклорном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Исходя из этого, можно выделить следующие рекомендации: 1) подготовку праздника следует осуществлять постепенно; 2) содержание должно способствовать воспитанию духовно-нравственного поведения; 3) подготовка и проведение не должны быть длительными и напряжёнными; 4) в программу праздника необходимо включать разные жанры фольклора: подвижные игры, хороводы, танцы, песни, стихи, потешки, загадки и многое другое; 5) постоянное включение фольклорных праздников в педагогический процесс; 6) фольклорные праздники и развлечения должны обогащать жизнь учащихся радостными переживаниями, прививать традиции и обычаи народной культуры, способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, развивать инициативу и самостоятельность; 7) в ходе фольклорного праздника и развлечений необходимо развивать творческую активность учащихся и их познавательные процессы.

Годовой круг фольклорных праздников - неотъемлемая часть приобщения детей к традициям русской старины, заключает в себе весь комплекс духовной сущности народной жизни, мировосприятие и эстетический идеал народа, его нравственные нормы, служит важной и необходимой базой в целях воспитания детей, освоения культурных ценностей.

© 2010-2022