- Преподавателю
- Другое
- Программа танцевального кружка Топтыжки
Программа танцевального кружка Топтыжки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мершиёва Е.А. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его - формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при посредстве собственного тела». Танцу присущи образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития творческих способностей. Таким образом, танец - это вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития у детей творчества и воображения, потому что в танце в единой деятельности сочетаются музыка, движение и игра.
Содержанием работы на занятиях танцами является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать.
Умение ориентироваться в пространстве достигается путем композиционного перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами, способствуют развитию вестибулярного аппарата, памяти, внимания.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений - музыкально совершенствуя психические функций (мышление, память, внимание, восприятие).
Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Актуальность.
Программа кружка нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся мире и приобщении к культурным ценностям. Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в исполнении танца.
Доступность движений танцев, привлекательность и лёгкость приносят детям радость, формируют у них интерес к познанию мира танца в разных его проявлениях.
Цель программы: формирование духовно - нравственной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевального искусства, на основе традиционных ценностей отечественной культуры.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
Образовательные:
-
обучение детей танцевальным движениям;
-
формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;
-
формирование культуры движения, выразительности движений и поз;
-
формирование умения ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
-
развитие у детей активности и самостоятельности;
-
формирование общей культуры личности ребенка;
-
создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве - учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Развивающие:
-
развитие творческих способностей детей, воображения;
-
развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
-
развитие исполнительских навыков в танце;
Оздоровительные:
-
укрепление здоровья детей;
-
развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
-
формирование осанки.
Успешное решение поставленных задач возможно только при использованиипедагогических принципов:
-
принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому воспитаннику);
-
принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий);
-
игровой принцип (занятие стоится на игре);
-
принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
-
принцип наглядности (практический показ движений).
Организация образовательного процесса.
В соответствии с возрастными особенностями детей используются различные формы и методы работы на занятиях.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально - тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребёнка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания и т.д.
Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 33 занятия в год. Продолжительность занятий 35 минут.
Построение учебного занятия.
Схема построения занятия одинакова в течение всего учебного процесса: вводная часть, подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
В вводную часть входит орг. момент (построение, поклон) и сообщение темы занятия - 2 мин.
Подготовительная часть включает упражнения разминки для разогрева - 5-мин.
Основная часть содержит учебно-тренировочные задания, повторение ранее пройденного и изучение танцевальных этюдов, композиций и постановок - 20-25 мин.
В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход - 3 мин.
Формы работы:
-
Показ танца (ЭОР)
-
Слушание музыки (CD)
-
Обучение танцевальным движениям и использованию их в различных танцах;
-
Отработка движений;
-
Знакомство с костюмом;
-
Танцевальные конкурсы, школьные фестивали, праздники;
Методы работы:
-
Объяснительно - иллюстративный (показ элементов, объяснение)
-
Репродуктивный (разучивание, закрепление материала)
-
Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
Этапы работы:
-
Начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению);
-
Этап углубленного разучивания упражнения (фигур танца);
-
Этап закрепления и совершенствования упражнения (целого танца).
Учебно-материальная база:
-
Компьютер, проектор
-
Спортивная форма, чешки
-
Сценические костюмы (в костюмерной)
Ожидаемый результат:
В ходе занятий обучающиеся научатся основным танцевальным элементам, станут увереннее в себе, заинтересуются танцами.
Воспитанник должен уметь:
- исполнять основные движения различных видов танцев;
- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
- танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные фразы;
- уметь воспринимать и передавать в движении образ;
- понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение танца на выступлениях.
Формой подведения итогов реализации программы являются выступления на различного рода концертах и мероприятиях («День Учителя», «Посвящение в первоклассники», «23 февраля», «8 Марта» и т.д.).
Репертуарный список танцевального кружка «Топтыжки» на 2015-2016 учебный год
Название танца
Теория
Практика
Дата проведения
1
Танец « Царевны»
1
1
2
1
3
1
4
1
5
1
6
Танец «Бабкина пластинка»
1
1
7
1
8
1
9
1
10
1
11
Танец «Салажата»
1
1
12
1
13
1
14
1
15
1
16
Танец «Чумачачая весна»
1
1
17
1
18
1
19
1
20
1
21
1
22
Танец «Тучки»
1
1
23
1
24
1
25
1
26
1
27
1
28
Танец «Хорошее настроение»
1
1
29
1
30
1
31
1
32
1
33
1