Час общения для подростков Межличностные отношения

Цель: повышение социальной активности подростков, формирование установки на самопознание и саморазвитие. Общение – сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который возникает в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.   Задачи: сформировать у детей способность устанавливать и поддерживать контакты; учить детей сочувствию; развивать в детях открытость в отношениях с другими; выработать способность вести себя с окр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Час общения: «Межличностные отношения».

Цель: повышение социальной активности подростков, формирование установки на самопознание и саморазвитие.

Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. Наверное, у каждого из вас есть вопрос, зачем я сюда пришел, и что мы тут будем делать. Надеюсь, что на эти вопросы вы найдете ответы сами к концу нашей встречи.

У каждого из нас есть много проблем: в школе, в семье. Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять эти проблемы, принять их и знать, что нужно изменить. Сегодня мы с вами поговорим об общении. Умеем ли мы общаться? Что же такое общение?

Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который возникает в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего сообщения - человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему человеческих взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты.

Эта потребность, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствует выживанию человека:

- наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивавшей групповое выживание (и на охоте, и при возведении жилищ десять рук лучше одной);

- социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность;

- найдя родственную душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем довериться, мы чувствуем себя счастливыми, защищенными, жизнестойкими;

- потеряв родственную душу, взрослые чувствуют ревность, одиночество, отчаяние, боль, гнев, замкнутость в себе, обездоленность.

Человек - в самом деле общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми.

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия:

  • дружба - тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддержку и чувство, связаны с ощущением счастья. Дружба включает фактор симпатии и уважения.

  • любовь - это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим. Это ответственность любящего за любимое существо.

  • соревнование - форма социального взаимодействия, при которой имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута

  • уход - человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, мысленно беседует с воображаемым собеседниками, мечтает о своем- такое специфическое взаимодействие называют уходом. Уход - довольно обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей.

  • времяпровождение - форма общения, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Во время подобных времяпрепровождений происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

  • операция - это прежде всего взаимодействия на работе, учебе, а также приготовление пищи, ремонт квартиры и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.

  • социальное влияние - повиновение, подчинение авторитету, подверженность человека влиянию лица с более высоким социальным статусом. Такая внутренняя позиция человека приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, имеющих более высокий социальный статус, даже если указания этих «высокопоставленных лиц» противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека

  • конфликты - форма отношений, в которой два или несколько людей имеют противоречивые, несовместимые друг с другом мотивы поведения.

Следовательно, основное назначение процесса общения заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.

После того, как мы с вами познакомились с понятием и спецификой общения и межличностных отношений, хочется закрепить данные знания на практике. Мы будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои способности и таланты. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы - задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель - помочь себе и друг другу быть счастливым в этом мире. Вы видите, что мы сидим в кругу. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны и т.д.)

Я предлагаю вам открыть новую страну общения, в которой мы с вами будем находиться какое-то время. Я знаю об этой стране мало. Знаю только, что в ней есть правила общения. Первое: здесь не принято обижать людей, всех принимают такими, какие они есть. Второе: если в этой стране начинается какое-нибудь дело - в нем участвуют все без исключения.

Тренинг на сплочение группы «Я+ТЫ=МЫ»

Цель тренинга: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

Задачи тренинга: сформировать у детей способность устанавливать и поддерживать контакты; учить детей сочувствию; развивать в детях открытость в отношениях с другими; выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Длительность: 2 часа.

Оценка эффективности тренинга: изменения во взаимоотношениях между участниками: потребность участвовать в группе и сотрудничать при решении общих задач. Формирование симпатии между участниками группы.

Игра «Знакомство»

Цель: помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника.

Материал: клубок ниток.

Инструкция: сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе…

Меня зовут… и я очень люблю петь … (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок ребенку, сидящему напротив.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающей паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их : «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться - в таких случаях можно прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

Игра «Пересядьте все те, у кого…»

Эта игра способствует группообразованию, созданию общей атмосферы тренинга.

Инструкция: участники группы сидят в кругу, ведущий стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Пересядьте все те, у кого…» и называет общие вещи, свойства и пр., которые есть у большинства участников. «Пересядьте все те, у кого есть волосы; кто сегодня завтракал; кто учится в школе». Во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватает стула и он становится водящим и делает то же, что и первый, после чего цикл игры повторяется.

Игра «Что изменилось?»

Эта игра тренирует наблюдательность и память, но кроме этого, она побуждает членов группы внимательно посмотреть на себя и на других. Это способствует развитию чувства привязанности, возникновению ощущения групповой сплоченности и самоутверждению.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в два ряда так, чтобы вы оказались напротив друг друга. Оглядите внимательно с ног до головы того, кто стоит напротив вас, и постарайтесь запечатлеть в памяти все подробности - сделайте как бы мысленную фотографию своего партнера (1 минута). Теперь повернитесь спиной друг к другу. Я прошу каждого изменить что-нибудь в своей внешности. Меняйте все, что хотите,- снимите одну сережку, ленточку, наденьте кольцо на другую руку и т.п. (30 сек.)

А теперь снова повернитесь и оглядите друг друга. Догадайтесь, что именно стоящий напротив вас партнер изменил в своем внешнем облике.

Вы можете играть в эту игру достаточно часто. В таком случае попробуйте изменять не что угодно, а только специально оговоренные вещи, например выражение лица, позу, частоту дыхания.

Игра «Слепой и поводырь»

Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия. Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы в комнате было достаточно препятствий - столов, стульев и т.д.

Инструкция: разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза - он будет «слепым». Второй партнер станет его «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача - он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2-3 минуты).

Поменяйтесь ролями.

Можно давать более сложные задачи, например, «слепой» и «поводырь» должны пройти по коридорам того этажа, на котором проводится занятие, подняться на другие этажи, походить там и вернуться.

Для младших подростков иногда появляется необходимость завязать глаза.

По окончании - обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

Игра «Волшебный круг»

Дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп.

Инструкция: все закройте, пожалуйста глаза… Я буду обращаться к каждому из вас.

Представь себе, что тебе три годика и ты хочешь спрыгнуть с каменной стены на руки взрослым. Подумай минутку, кем должен быть этот взрослый: мамой, папой, дедушкой или бабушкой, твоим старшим братом или сестрой? Посмотри со стены на человека, который должен будет поймать тебя. Посмотри на его лицо, на протянутые к тебе руки. У тебя достаточно доверия, чтобы покинуть надежное место на стене и упасть на руки взрослого? Если достаточно, то можно прыгать (в своем воображении). Почувствуй, как ты оказался на руках взрослого, как медленно тебя опускают, как ты снова встал на землю, твердо и прочно. Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что твое сердце бьется быстрее, чем обычно, потому что ты пережил маленькое приключение…

Теперь снова откройте глаза и расскажите, что вы испытывали.

Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам тоже очень понадобиться доверие. Я покажу вам как в нее играть…

Пусть восемь детей встанут в круг, достаточно близко друг к другу. Это - не обычный круг, а волшебный. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? (Выбирается участник.) Я попрошу первого выбранного участника встать в центр, ноги поставить вместе, держаться прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди. Когда участник, который находится в центре, падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его нужно поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный. Давайте попробуем…

Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны (1 мин). Спросите его, хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет ли у него каких-то замечаний. В конце упражнения ребенок должен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети становятся в «волшебный круг». Спросите ребенка в центре, не хочет ли он закрыть глаза? Пообещайте не участвовавшим в игре детям, что потом они тоже смогут побыть в кругу.

Игра «Пчелы и змеи»

Детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы.

Материал: губка и карандаш.

Инструкция: я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две равные команды. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окну, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив… Каждая группа должна выбрать своего короля.

А теперь правила игры: оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу - вот это карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжж… А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшш… Чем ближе короли подходят к нужным предметам, тем громче должно быть шипение и жужжание.

Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении от нее. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

Игра «Скала»

Инструкция: ребята, выстройтесь все в одну цепочку. Вы - одна большая скала. Я условно нарисую линию через два сантиметра от ваших ног, за этой линией - обрыв. Теперь каждый из вас пусть создает препятствие в виде колен, локтей. И первый участник проходит по этой скале, не заходя за линию обрыва, цепляясь и переступая через препятствия. Затем он встает в конце шеренги и следующий участник начинает свой путь. И так, пока не пройдут все.

Вы можете помочь создать препятствия до начала игры, если увидите однообразие и легкость при прохождении.

Игра «Подарки»

Материал: маленькие листочки бумаги, ручки.

Инструкция: все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были ничем не ограниченны. Для этого я вам раздам листочки. Сначала все дарят подарки Сереже. Все пишут названия, характеристики и количество тех вещей, объектов, явлений, которые хочется подарить именно ему. Листочки не подписываются. Затем подарки дарят следующему игроку и т.д.

Ведущий собирает подарки, затем раздает их. Некоторое время участники изучают содержание записок.

Обсуждение итогов может вылиться в свободный обмен впечатлениями. При этом неплохо поинтересоваться, есть ли у кого-нибудь несколько совпавших по содержанию записок, то есть одинаковых подарков. Есть ли у кого-нибудь подарки, оказавшиеся неприятным сюрпризом или, наоборот, приятно удивившие. Сколько кому подарено вещей, имеющих практическое бытовое значение, а сколько подарков романтического характера.

Рефлексия тренинга:

  1. Что сегодня узнали нового для себя?

  2. Что чувствовали, когда выполняли упражнения?

  3. Что сегодня получилось, а что не получилось?

До новых встреч!

© 2010-2022