Разработка для учителя Технология проблемного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Малинская СОШ»




Сообщение на тему:

Технология проблемного обучения на уроках истории




Выполнил: Кузьмин В.А.

учитель истории и обществознания













Содержание:


  1. История появления технологии проблемного обучения

  2. Цель, задачи и причины использования технологии проблемного обучения

  3. Этапы проблемного обучения.

  4. Методические приемы.

  5. Заключение.

  6. Список используемой литературы.






История появления технологии проблемного обучения

Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30 гг. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859 - 1952).

В 1932 г. данное обучение в Советском Союзе было признанно вредоносным и отменено.

Интерес к данной технологии в нашей стране появился вновь во второй половине XX века и связен с такими именами как М. А. Данилова, М. Н. Скаткина, Т. В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина и др.

Сегодня проблемное обучение - эта такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Цель, задачи и причины использования технологии проблемного обучения.

Цель проблемного обучения - способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Задачи проблемного обучения.

1. Повысить мотивацию учащихся к обучению.

2. Помочь учащимся усвоить не только знания, умения, навыки, но и способы умственной практической деятельности;

3. Развивать познавательную самостоятельность и творческие способности учащихся;

Причины использования технологии проблемного обучения на уроках истории (актуальность).



  1. Технология проблемного обучения наиболее соответствует педагогическому преподаванию истории

  2. Соответствует современным требованиям образования - воспитание свободной, развитой и образованной личности в конкурентном мире.

  3. Способствует развитию интереса у учащихся к предмету

Этапы проблемного обучения.

1) Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации.

2) Выдвижение гипотез по решению проблемной ситуации.

3) Поиск решений проблемы, аргументация, изучение фактического материала, источниковой базы, осмысление проблемы, обобщение материала.

4) Дискуссия. Аргументация, синтез, обобщение, выводы.

Методические приемы:



  • изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • рассмотрение явлений с различных позиций;

  • побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

  • постановка проблемных задач (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Роль учителя

1. Создает проблемную ситуацию;

(отбор самых актуальных, сущностных задач);

2. Направляет учащихся на решение проблемы;

(личностный подход и мастерство учителя,

способные вызвать активную познавательную

деятельность ребенка);

3. Организует поиск решения.

Заключение.

Плюсы технологии проблемного обучения:

Развитие:

  • внимания,

  • активизация познавательной деятельности и мышления,

  • воспитание самостоятельности,

  • инициативности,

  • ответственности,

  • осторожности,

  • нестандартности мышления.

Минусы технологии проблемного обучения:

  • Некоторые вопросы могут вызвать затруднения, которые неизбежно возникают во время обучения.

  • На решение проблемных задач требуется много времени.

Список используемой литературы.


1. Вяземский, Е. Школьное историческое образование в России в начале XXI века: основные тенденции и проблемы // №6 2010 газета «История». [Электронный ресурс].- Режим доступа: his.1september.ru/articles/2010/06/06. - Загл. с экрана.

2. Громова, О. Критическое мышление - как это по-русски? [Электронный ресурс].- Режим доступа: lib.1september.ru/2003/16/1.htm.- Загл. с экрана.

3. Клустер, Дэвид Что такое критическое мышление [Электронный ресурс].- Режим доступа: lib.1september.ru/2003/16/1.htm.- Загл. с экрана.

4. Максимова, В.Н. Проблемный подход к обучению в школе [Текст]: Методическое пособие по спецкурсу / В.Н. Максимова. - Ленинград,1973 - 75 с.

5. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]: Методическое пособие/ А.М. Матюшкин. - Москва: Педагогика, 1972 - 112 с.

6. Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа" [Электронный ресурс].- Режим доступа: mon.gov.ru/dok/akt/6591/ - Загл. с экрана.

7. Селевко, Г.К.Педагогические технологии по основе информационно-коммуникационных средств [Текст]: пособие / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005- 208 с.



Приложение.

Пример технологии проблемного обучения на уроках истории.


Разработка для учителя Технология проблемного обучения

Разработка для учителя Технология проблемного обучения



Разработка для учителя Технология проблемного обученияРазработка для учителя Технология проблемного обученияРазработка для учителя Технология проблемного обучения

© 2010-2022