Методическая разработка Воспитательная модель

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Воспитательная модельМетодическая разработка Воспитательная модельМетодическая разработка Воспитательная модель

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

детского объединения « Умелые гномики»







педагог

Жинжилова Людмила Александровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования дом детского творчества

Тацинского района Ростовской области






Номинация

«Лучший педагог дополнительного образования»

















Тацинский район

станица Тацинская

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство воспитания имеет ту особенность,

что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,

иным делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно,

чем менее человек с ним знаком теоретически

или практически.


К.Д. Ушинский

В современном мире особое значение приобретает воспитание человека, способного осознавать свою самоценность и самобытность, умеющего ориентироваться в социуме. Важно, чтобы ребенок уже сейчас чувствовал себя участником культурных, социальных процессов, происходящих вокруг него, - в детском объединении, дома, в социуме, легко общался со сверстниками, педагогами, родителями, старшим поколением, а также был способен к творчеству, и к созидательному труду.

Процесс воспитания - это целенаправленное управление развитием ребёнка, его сознанием, чувствами, поведением, специально организованное педагогическое воздействие на личность, с целью формирования значимых социальных свойств этой личности.

Дополнительное образование - одна из возможностей гармоничного включения человека в социальную деятельность, с ориентацией на собственный выбор, на успешность роста личностных достижений, на комфорт в общении и совместной творческой работе.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь детей, учитывая влияние социальной, природной и эстетической среды.

В декоративно - прикладном творчестве из самых доступных и естественных видов творческой деятельности детей младшего школьного возраста является - изготовление мягкой игрушки, т.к. именно в таком коллективе закладываются первые навыки индивидуального труда, умения творчески подходить к постановке и решению задач. Воспитываются организованность, ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально (самостоятельно), так и в коллективе, что играет немаловажную роль в процессе социализации и выработке позитивных личностных качеств ребенка. Необходимо научить подрастающее поколение любить человека и жизнь, жить по законам гуманизма, бережному отношению к человеку и человеческой жизни, как высшей ценности.

В объединении мягкая игрушка «Умелые гномики» дети приходят по своему желанию. Они разные по характеру, увлечению. И задача педагога, помочь «укрепиться» в своём выборе, сформировать дружный и сплочённый коллектив, помочь им преодолеть некоторые комплексы в поведении и характере.

Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и во время специально организованных мероприятий и включает в себя следующие направления.

Трудовое воспитание.

Основная идея воспитательного процесса- «воспитание в труде и трудом», т.к. в процессе труда решается сразу несколько задач: дети учатся терпению, усердию, аккуратности; серьёзному отношению к делу, последовательности в действиях, настойчивости в достижении цели; самостоятельности и трудолюбию, экономному отношению к материалам и денежным средствам родителей. Совместный коллективный труд позволяет раскрыть в ребёнке индивидуальные личностные качества, а вместе с тем привить навыки общения и поведения.

Эстетическое воспитание.

Эстетическая среда, доброжелательность в отношениях, атмосфера творчества и фантазии привлекают детей в объединение, способствуют восприятию её как центра положительных эмоций. В красоте работать приятно. Важно и то, что дети учатся создавать красоту своими руками, преобразуя свой мир и мир своих близких.

Нравственное воспитание.

Все проблемы и «болезни» общества, как в зеркале отражаются на детях: потребительское отношение, эгоизм, жадность, грубость - вот такими они нередко приходят в объединение. И поэтому, главная задача педагога - воспитание добром и примером.

Патриотическое и гражданское воспитание.

Большое место в образовательной программе «УМЕЛЫЕ ГНОМИКИ» отводится региональному компоненту. Воспитанники знакомятся с народными промыслами, с историей возникновения народного творчества «изготовление мягкой игрушки», с народными праздниками. Все это не проходит бесследно, воспитывая в детях чувство гордости за мудрость и талантливость своих предков, делает их сопричастными к настоящему народному творчеству; порождает чувство ответственности за будущее своей малой родины.

Цель воспитательной модели: создание условий для становления гармонично-развитой личности путём воспитания качеств нравственности, гражданственности и привития здорового образа жизни.

Задачи:

  • Изучать личность каждого ребенка, совершенствуя детский коллектив, способного к совместной творческой деятельности;

  • Способствовать развитию процесса самопознания, создавать благоприятные условия для развития индивидуальных и творческих способностей детей;

  • Способствовать воспитанию у детей

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим людям;

развивать чувство справедливости, любви к семье, к родному краю, к Родине.

  • Прививать навыки безопасного поведения в окружающей среде;

  • Способствовать воспитанию у детей ответственного отношения к познанию окружающей жизни, организованности, дисциплинированности;

  • Продолжать работу по воспитанию у детей мотивации здорового образа жизни;

  • Помогать детям, организовывать их досуг, учить их с пользой проводить свободное время.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Объединение мягкая игрушка «Умелые гномики» существует с ноября 2000 года. Возраст обучающихся: от 7 до 11 лет. Учитывая специфику направления работы объединения, можно обнаружить некую связь между характеристиками работы объединения и детей в целом: воспитанники объединения отличаются дружелюбием, общительностью, живостью ума, творческим подходом к поставленным задачам, ответственностью и дисциплинированностью.

ЦЕННОСТИ: творческое мышление; индивидуальность; инновации; самореализация; самоутверждение; обучение ради развития.

ЗАКОНЫ:

  • Закон точного времени 0-0 (приходить на занятия, на любую встречу вовремя, не опаздывать, не задерживать других и не приходить намного раньше)

  • Закон трех «С» (сами планируем, сами делаем, сами анализируем)

  • Закон дружбы (относимся к любому члену нашего коллектива, как к другу, не обижаем, друг друга, помогаем друг другу)

  • Закон долга (каждый свободен в выборе своей деятельности, но если взялся за какое-либо дело, должен его выполнить, не подводить других)

  • Закон чистоты и порядка (каждый следит за порядком в кабинете объединения и в местах проведения творческих дел.Обязательно иметь сменную обувь)

  • Закон творчества (каждое дело - творчески, а иначе зачем?).

ТРАДИЦИИ: совместные праздники, походы на природу, отмечаем дни рождения воспитанников и другие праздники поздравительно-игровой программой за чашкой чая; посещение выставок и концертов дома детского творчества; коллективная деятельность воспитанников разных ступеней; участие в проведение праздничных программ для воспитанников дома детского творчества.

Коллектив детского объединения «Умелые гномики» на данный момент состоит исключительно из детей младшего школьного возраста. Именно поэтому в воспитательном процессе делается акцент на развитие таких качеств, как: умение доводить начатое дело до конца, способность отличить прекрасное от уродливого, чувство стиля, доброе отношение к людям, грамотная речь, развитие трудолюбия, обогащение положительной эмоциональной сферы.

Приветствуется и подвергается постоянному развитию самостоятельность воспитанников. Дети, если того требует ситуация, могут самостоятельно, в течение некоторого времени заниматься самоподготовкой, не прибегая к помощи педагога. Могут проявлять инициативу при выборе модели игрушки и её художественном оформлении. Творческий потенциал обучающихся в объединении, в общем, высок и перспективен. Однако общие и специальные способности у каждого ребёнка строго индивидуальны, что требует такого же индивидуального подхода к обучению детей.

В коллективном творчестве выявляются лидеры. Они помогают замкнутым членам коллектива реально оценить обстановку и раскрепоститься.

В целом, изолированные и замкнутые дети довольно быстро становятся общительными, дружелюбными и радостными, чему способствует доброжелательная и, без преувеличения, семейная атмосфера тепла, совместного творчества.

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «УМЕЛЫЕ ГНОМИКИ»

«Ученики»

1-ый год обучения


«ГОРОД МАСТЕРОВ»

«Сказочные мастера»

2-ой годобучения

«Чудо умельцы»

3-ий год обучения




СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ОБЪЕДИНЕНИЯ.


-по годам обучения:

итого

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Кол-во групп

Кол-во обучающихся

Кол-во групп

Кол-во обучающихся

Кол-во групп

Кол-во обучающихся




- по возрасту и составу:

1 год обучения

2 год обучения

3 и последующие

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

До 7 лет


7-11лет


11-14 лет


15-18 лет




Семейный портрет родителей

Кол-во детей из неполных семей

Проживают с мамой

Проживают с папой

Кол-во детей под опекой

Из многодетных семей

Из малообеспеченных семей

Из неблагополучных семей

Состоящих на учёте в отделении милиции

Одаренные дети:

Образовательный портрет родителей

с высшим образованием

со средним специальным

со средним общим образованием

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работе с родителями в объединении «Умелые гномики» отводится важная роль. Родители - первые помощники и активные участники педагогического процесса.

Цели:

  1. Формировать активную педагогическую позицию родителей:

- вызывать интерес к процессу воспитания, желание добиться успеха; породить уверенность в своих силах (индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания);

- привлекать родителей к участию в жизни не только своих детей, но и объединения в целом (открытые занятия и мероприятия), совместные творческие дела, помощь в укреплении материально - технической базы).

2. Оказывать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребёнка:

- добиться доверительных отношений между родителями и педагогом,

отношений партнёрства.


  1. Искоренять негативные тенденции:

-равнодушие к результатам детского труда (выбрасывают поделки, не проявляют интереса к увлечениям и творческим достижениям своего ребёнка);

-пропуск занятий по вине родителей.

В основу работы с родителями положены следующие принципы:

-терпение и уважение к родителям разного уровня образования и культуры;

- индивидуальный подход к каждой семье.

Признание приоритета семейного воспитания требует во взаимоотношении с семьей сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Анкетирование проводится для проведения адресной работы с родителями воспитанников объединения «Умелые гномики». Данная работа позволяет выяснить качественные характеристики семей, отношение родителей к работе дома детского творчества. Проводится изучение спроса родителей на дополнительные образовательные услуги. В работе с родителями используются различные формы работы.


Формы работы с родителями






Консультации

Беседы

Праздничные мероприятия

Родительские собрания


Проведение совместного досуга

Совместная деятельность взрослых и детей

Оформление информационного материала


Основные направления взаимодействия с семьёй:


1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах (для

определения перспектив развития объединения, содержания работы и форм организации).

2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

3.Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении различных мероприятий;

4. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.

Родительский комитет:

Председатель: Моргунова С.И.

Члены: Иващенко М.Н., Третьякова Н.И., Сизова Н.Ю.

Анализ проводимой работы с родителями воспитанников показывает положительное отношение родителей к деятельности объединения.





ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Воспитательной модели д.о. «Умелые гномики»

В образовательно-воспитательном процессе детского объединения принимает участие психолог ДДТ. Психологическое сопровождение осуществляется по отношению ко всем участникам образовательного процесса: педагогу, воспитанникам и их родителям.

Методическая разработка Воспитательная модель

Формы проведения занятий психологом ДДТ разнообразные: деловые игры, тренинги, мозговые штурмы.

Все перечисленные формы и методы позволяют получать объективную родительскую оценку и оперативно реагировать на их пожелания.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА проводится в различных формах:

  • Тестирование;

  • Анкетирование;

  • Наблюдение;

  • Опрос.

В начале учебного года психологом проводится анкетирование родителей по выявлению запроса на дополнительные образовательные услуги для детей, а также выявляются темы и проблемы, интересующие самих родителей. На основании полученных данных выстраивается работа на весь учебный год.

В процессе учебного процесса проводиться тестирование родителей исходя из тех тем, которые были запрошены в анкетах и раскрываются на родительских собраниях. Например:

  • «Успех семейного счастья, отчего он зависит».

  • «Знания детской психологии и педагогики»;

  • «Какой я родитель».

Подобные тесты помогают активизировать работу с родителями, заставляют их задуматься над вопросами, которые они считали, не значительными или вообще не задумывались над ними.

Возникающие проблемы или затруднения, всплывающие в процессе исследовательской работы или знакомства с определенной темой, решаются в процессе индивидуального психоконсультирования. По необходимости с согласия родителя психологом проводится психотерапевтическая работа.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ проводиться с родителями по итогам диагностики детей, а так же по личному запросу взрослых по проблемам волнующих мам и пап.

Наиболее популярные темы запросов:

  • Не способность найти «общий язык» с ребенком 23%;

  • Проблемы в поведении ребенка 46%;

  • Плохая успеваемость в школе 13%.

Методическая разработка Воспитательная модель

Исследовательская работа:

- Изучение спроса детей на дополнительные образовательные услуги;

- Исследование психологического микроклимата в детском коллективе;

- диагностика уровня воспитанности.

На основании полученных данных проводятся консультации с воспитанниками, выбираются темы для воспитательных мероприятий. По необходимости проводится коррекционная работа с согласия ребенка и его родителей.

Ожидаемые результаты воспитательной системы детского объединения «Умелые гномики».

Модель личности выпускника объединения.

  • ребёнок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.

  • ребёнок физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, Родину Россию;

  • ребёнок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;

Родители: сформируют и разовьют чувство причастности к жизни детского объединения и деятельности ДДТ в целом.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мониторинг качества воспитанности детей детского объединения «Умелые гномики» - это система сбора, анализа, отслеживания, сопоставления результатов наблюдения и обследования для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательного процесса, действенности форм, способов приемов воспитательного воздействия.

Методики отслеживания результативности воспитательной модели


Методическая разработка Воспитательная модель

Оценка результативности данной модели осуществляется на трех уровнях:

  1. на уровне воспитанников - по критериям сформированности качеств и свойств личности;

  2. на уровне родителей - по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами.

  3. на уровне детского объединения - фактическим подтверждением положительной динамики развития данной воспитательной модели.

По окончании учебного года мы проводим диагностику методом экспертной оценки. Участники по предложенной шкале оценивают уровень воспитанности обучающихся. На основании Воспитательной системы МБОУ ДОД ДДТ были разработаны параметры оценки.

Экспертами могут быть сами обучающиеся, педагог, родители, психолог ДДТ, учитель общеобразовательной школы, методисты ДДТ.

Подпись претендента _______________________ / __________________/

Подлинность данных, изложенных в воспитательной модели, удостоверяю.

Директор МБОУ ДОД _______________ / ___________________/

дома детского творчества

дата

М.П.



© 2010-2022