Рабочая программа по дисциплине Экономическая теория

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ


ОГОУ СПО «СКОПИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»






























2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Организация-разработчик: Скопинский электротехнический колледж.

Разработчик: Шашкина Юлия Александровна, преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13






1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе профильных учебных предметов.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;

  • описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;

  • сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно - правовые формы предприятий, акции и облигации;

  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;

  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары - заменители и дополняющие товары;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • использования типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;

  • основные экономические принципы функционирования семьи, рынка, фирмы и государства, а также международных экономических отношений.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -54 часа по РУП;

самостоятельной работы обучающегося -26 часов по РУП.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:


Практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

26

Итоговая аттестация в форме зачета











2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономическая теория»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основные понятия в экономике

12


Тема 1.

Роль и сущность экономики.

Предмет и метод экономической науки. Основные положения экономической теории. Свободные экономические блага.

2

1

Тема 2. Производство и экономика

Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы.

2

1

Практические занятия: «Факторы производства и доходы от их использования»

2

2

Самостоятельная работа: «Понятие об экономической деятельности людей», «Эволюция экономической мысли» «Полезность и потребительский выбор»

6

3

Раздел 2. Функционирование рынка

8


Тема 3. Спрос в экономике

Понятие спроса. Величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.

2

1

Тема 4. Предложение в экономике

Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения.

2

1

Самостоятельная работа: «Товары Гиффена», «Товары роскоши»

4

3

Раздел 3. Фирма и ее цели. Конкуренция

18


Тема 5. Виды предприятий, их формы

Организационно - правовые формы предприятий по российскому законодательству. Создание предприятий. Функционирование предприятий

2

1

Тема 6. Затраты и прибыль предприятия

Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства

2

1

Тема 7. Издержки предприятия. Их виды

Закон убывающей отдачи. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.

2

1

Тема 8. Демонополизация и конкуренция

Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополии, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

2

1

Практические занятия: «Сущность, виды и типы конкуренции», «Производственные возможности», «Типы экономических систем»

6

2

Самостоятельная работа: «Конкуренция в общемировом рассмотрении», «Амортизационные отчисления».

4

3

Раздел 4. Рынки факторов производства, производный спрос. Роль государства.

12


Тема 9. Рынок факторов производства

Рынок труда. Рынок земли. Рынок капитала

2

1

Тема 10. Роль государства в рыночной экономике

Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов.

2

1

Практические занятия: «Рынок: функции и виды», «Спрос и предложение на рынке».

4

2

Самостоятельная работа: «Рынок: функции виды», «Фискальная политика государства».

4

3

Раздел 5. Показатели национальной экономики

14


Тема 11. Макроэкономический анализ

Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП.

2

1

Тема 12. Деньги. Денежная система

Понятие денег. Денежная система. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система

2

1

Тема 13. Безработица и инфляция

Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост

2

1

Практические занятия: «Показатели национальной экономики», «Безработица и инфляция».

4

2

Самостоятельная работа: «Антиинфляционная политика России», «Экономические циклы»

4

3

Раздел 6. Мировая экономика. Предпринимательство

16


Тема 14. Международные отношения

Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы

2

1

Тема 15. Предпринимательство, его виды и мотивы

Предпринимательская деятельность, ее виды. Риски в предпринимательстве. Основные источники финансирования бизнеса

2

1

Тема 16. Рынок ценных бумаг

Понятие о ценных бумагах. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг

2

1

Тема 26. Финансовые институты

Банковская компания. Инвестиционная компания. Пенсионный фонд

2

1

Практические занятия: «Экономические показатели деятельности предприятия», «Мировая торговля».

4

2

Самостоятельная работа: «Глобальные экономические проблемы», «Страховые услуги»

4

3

Всего:

80


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации»

Оборудование учебного кабинета:

− посадочные места по количеству обучающихся;

− рабочее место преподавателя;

− комплект учебных наглядных пособий «Основы экономики»;

− нормативно-правовые документы.

Технические средства обучения:

− доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2007.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2010.

3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.

4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.

5. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2006.

Дополнительные источники:

1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2010.

2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2010.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.

4. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2010.

5. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: new-management.info/

6. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: marketolog.ru/-маркетолог

7. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: alleng.ru/edu/econom2.htm





4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

практические работы

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

практическая работа

анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;

практические работы

Знания:

основные положения экономической теории;

домашняя работа

принципы рыночной экономики;

тестирование, индивидуальное задание

современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;

домашняя работа

роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

тестирование

механизмы ценообразования на продукцию (услуги);

тестирование

формы оплаты труда;

тестирование и практическая работа

стили управления, виды коммуникации;

тестирование

принципы делового общения в коллективе

индивидуальное задание

сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;

тестирование

формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

тестирование, индивидуальное задание


© 2010-2022