- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Экономическая теория
Рабочая программа по дисциплине Экономическая теория
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шашкина Ю.А. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГОУ СПО «СКОПИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
Организация-разработчик: Скопинский электротехнический колледж.
Разработчик: Шашкина Юлия Александровна, преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:
190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к группе профильных учебных предметов.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
-
описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
-
объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;
-
сравнивать/различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно - правовые формы предприятий, акции и облигации;
-
вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
-
применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары - заменители и дополняющие товары;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
использования типичных экономических ролей;
-
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
-
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
смысл основных теоретических положений экономической науки;
-
основные экономические принципы функционирования семьи, рынка, фирмы и государства, а также международных экономических отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 80 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -54 часа по РУП;
самостоятельной работы обучающегося -26 часов по РУП.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
80
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
54
в том числе:
Практические занятия
20
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
26
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономическая теория»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Основные понятия в экономике
12
Тема 1.
Роль и сущность экономики.
Предмет и метод экономической науки. Основные положения экономической теории. Свободные экономические блага.
2
1
Тема 2. Производство и экономика
Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы.
2
1
Практические занятия: «Факторы производства и доходы от их использования»
2
2
Самостоятельная работа: «Понятие об экономической деятельности людей», «Эволюция экономической мысли» «Полезность и потребительский выбор»
6
3
Раздел 2. Функционирование рынка
8
Тема 3. Спрос в экономике
Понятие спроса. Величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
2
1
Тема 4. Предложение в экономике
Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Эластичность предложения.
2
1
Самостоятельная работа: «Товары Гиффена», «Товары роскоши»
4
3
Раздел 3. Фирма и ее цели. Конкуренция
18
Тема 5. Виды предприятий, их формы
Организационно - правовые формы предприятий по российскому законодательству. Создание предприятий. Функционирование предприятий
2
1
Тема 6. Затраты и прибыль предприятия
Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Показатели выпуска фирмы: общий, средний и предельный продукт переменного фактора производства
2
1
Тема 7. Издержки предприятия. Их виды
Закон убывающей отдачи. Необратимые издержки. Постоянные и переменные издержки. Предельные издержки и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.
2
1
Тема 8. Демонополизация и конкуренция
Рыночные структуры. Совершенная конкуренция. Монополии, виды монополий. Ценовая дискриминация. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монопсония. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
2
1
Практические занятия: «Сущность, виды и типы конкуренции», «Производственные возможности», «Типы экономических систем»
6
2
Самостоятельная работа: «Конкуренция в общемировом рассмотрении», «Амортизационные отчисления».
4
3
Раздел 4. Рынки факторов производства, производный спрос. Роль государства.
12
Тема 9. Рынок факторов производства
Рынок труда. Рынок земли. Рынок капитала
2
1
Тема 10. Роль государства в рыночной экономике
Общественные блага и внешние эффекты. Распределение доходов. Измерение неравенства доходов.
2
1
Практические занятия: «Рынок: функции и виды», «Спрос и предложение на рынке».
4
2
Самостоятельная работа: «Рынок: функции виды», «Фискальная политика государства».
4
3
Раздел 5. Показатели национальной экономики
14
Тема 11. Макроэкономический анализ
Особенности макроэкономического анализа. Представление о системе национальных счетов. ВВП. Номинальный и реальный ВВП.
2
1
Тема 12. Деньги. Денежная система
Понятие денег. Денежная система. Денежные агрегаты. Основы денежной политики. Банки и банковская система
2
1
Тема 13. Безработица и инфляция
Инфляция и дефляция. Виды инфляции. Причины инфляции. Последствия инфляции. Безработица. Государственная политика в области занятости. Экономический рост
2
1
Практические занятия: «Показатели национальной экономики», «Безработица и инфляция».
4
2
Самостоятельная работа: «Антиинфляционная политика России», «Экономические циклы»
4
3
Раздел 6. Мировая экономика. Предпринимательство
16
Тема 14. Международные отношения
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Международные финансы
2
1
Тема 15. Предпринимательство, его виды и мотивы
Предпринимательская деятельность, ее виды. Риски в предпринимательстве. Основные источники финансирования бизнеса
2
1
Тема 16. Рынок ценных бумаг
Понятие о ценных бумагах. Виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг
2
1
Тема 26. Финансовые институты
Банковская компания. Инвестиционная компания. Пенсионный фонд
2
1
Практические занятия: «Экономические показатели деятельности предприятия», «Мировая торговля».
4
2
Самостоятельная работа: «Глобальные экономические проблемы», «Страховые услуги»
4
3
Всего:
80
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации»
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебных наглядных пособий «Основы экономики»;
− нормативно-правовые документы.
Технические средства обучения:
− доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2007.
2. Куликов Л.М. Основы экономической теории: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2010.
3. Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2007.
4. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - М.: Вильямс, 2007.
5. Котлер Ф. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2006.
Дополнительные источники:
1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - М., 2010.
2. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. - М., 2010.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008.
4. Барышев А.Ф. Маркетинг - М.: Академия, 2010.
5. Интернет ресурсы по менеджменту. Форма доступа: new-management.info/
6. Интернет ресурсы по маркетингу. Форма доступа: marketolog.ru/-маркетолог
7. Сайты и учебные материалы по экономике для студентов. Форма доступа: alleng.ru/edu/econom2.htm
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
практические работы
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
практическая работа
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг;
практические работы
Знания:
основные положения экономической теории;
домашняя работа
принципы рыночной экономики;
тестирование, индивидуальное задание
современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства и механизации;
домашняя работа
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
тестирование
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
тестирование
формы оплаты труда;
тестирование и практическая работа
стили управления, виды коммуникации;
тестирование
принципы делового общения в коллективе
индивидуальное задание
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
тестирование
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
тестирование, индивидуальное задание