- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная образовательная программа Современный танец для детей младшего и среднего возраста
Дополнительная образовательная программа Современный танец для детей младшего и среднего возраста
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гарник Л.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ»
для детей младшего и среднего школьного возраста
срок реализации программы 3 года
Автор программы:
Гарник Любовь Аркадьевна,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка.
Среди множества форм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию детей, дают гармоничное пластическое развитие, формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.
Танец развивает эстетический вкус, воспитывает нравственные качества и возвышенные чувства, но в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние на физическое развитие ребенка. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело ребенка физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. Особая ценность танца заключается как раз в том, что физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы здесь соединяются в единое целое. Занятия танцами оказывают положительное воздействие на физическое развитие и здоровье детей: систематические занятия формируют правильную осанку, укрепляют мышцы, учат координировать движения и владеть своим телом. При этом понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу, грацию и выразительность. Также танец и хореография - искусство коллективное, которое учит работать в коллективе, способствует развитию с ранних лет чувства коллективизма, требовательности друг к другу, доброты, принципиальности и других социально-значимых качеств.
Направленность программы «Современный танец» - художественная, по функциональному предназначению - учебно-познавательная и общекультурная, по форме организации - личностно-ориентированная, групповая. Программа направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, творческих способностей детей, формирование гармонично и всесторонне развитой личности, ориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве современного танца, позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей младшего и среднего школьного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа «Современный танец» разработана в соответствии с «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» согласно письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006г., Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008).
Программа разработана с учетом современных достижений в области хореографического воспитания, детского исполнительства и личного опыта педагога.
Новизна состоит в том, что данная программа направлена не только на разучивание хореографических композиций, но и на интеграцию народного, классического и современного танцев через танцевально-игровую деятельность, помогая детям раскрепостить внутренние силы, давая выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяя почувствовать свою принадлежность через создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка, развивая способность к импровизации и сочинению танцевальных движений, комбинаций.
Актуальность программы заключается в том, что в наше время активно пропагандируются новые формы танцевального искусства, популярные танцевальные стили и направления современной хореографии. Тенденция увлечения современными танцами позволяет удовлетворить естественную физическую потребность ребенка в разнообразных формах движения, расширить его художественный кругозор, раскрыть индивидуальные возможности и творческие способности детей младшего и среднего школьного возраста через танцевально-игровую деятельность посредством современной хореографии, адаптироваться к условиям современной жизни. Современный танец развивается, следуя за новейшими музыкальными тенденциями, а значит, он всегда находится на самом пике моды, то есть сиюминутного спроса, как детей, так и родителей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она обеспечивает общее гармоническое, психологическое, духовное и физическое развитие ребенка; формирование разнообразных умений, способностей и знаний в области современного танца; воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни.
Цель программы - раскрытие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста посредством хореографии через танцевально-игровую деятельность, адаптация к условиям современной жизни.
Задачи:
Обучающие:
-
формировать у учащихся знания, умения и навыки на основе овладения и освоения программного материала;
-
обучить основам хореографического мастерства;
-
обучить элементам классического, народного и современного танца;
-
формировать музыкально-ритмические навыки;
-
способствовать формированию правильной осанки с помощью специальных упражнений;
-
сформировать начальные навыки актерского мастерства;
-
способствовать организации постановочной и репетиционной деятельности.
Развивающие:
-
развивать физические качества: гибкость, координацию движений, равновесие, мышечную силу, выносливость;
-
развивать музыкальные способности: чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;
-
развивать музыкально-игровые образы, танцевальную выразительность, артистизм;
-
развивать фантазию, способность к импровизации;
-
развивать мотивацию к творческой деятельности;
-
развивать способность к самостоятельной и коллективной работе.
Воспитывающие:
-
создать условия дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности,
-
адаптация к современной жизни;
-
-
воспитывать интерес и уважение к танцевальному искусству;
-
воспитывать художественный вкус;
-
воспитывать умение работать в коллективе;
-
приобщать ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела.
Для достижения цели, задач и содержания программы необходимо опираться в процессе обучения на следующие принципы:
-
принцип формирования у детей художественного восприятия через пластику;
-
принцип развития чувства ритма, темпа, музыкальной формы;
-
принцип обучения владению культурой движения: гибкость, выворотность, пластичность;
-
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
-
принцип систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства;
-
принцип движения от простого к сложному как постепенное усложнение инструктивного материала, упражнений;
-
принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
-
принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
-
принцип доступности и посильности.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей программы «Современный танец» от типовой заключаются в том, что обучение ведется на основе классической, народной и современной хореографии с использованием игровых методик и инновационных направлений (музыкально-игровое творчество, импровизация, стилизация современных стилей), которые делают ее интересной и современной. Ведущей идеей программы является обучение технике современного танца в различных сочетаниях современных стилей через танцевально-игровую деятельность (игротанцы, подражательные игры, творческие задания).
Программа адресована учащимся младшего и среднего школьного возраста. Срок реализации 3 года. Состав групп формируется на основе свободного набора детей. Форма занятий - групповая. Наполняемость групп не менее 12 учащихся.
На первый год обучения отводится 144 часа, занятия проводятся 2 раза в
неделю по 2 часа. На второй, третий год обучения по 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41.
Для реализации программы в работе с учащимися применяются следующие методы:
1. Метод активного слушания музыки, где происходит проживание интонаций в образных представлениях: импровизация, двигательные упражнения - образы.
2. Метод использования слова, с его помощью раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой, терминология, историческая справка и др.
3. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям.
4. Метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического решения.
5.Игровой метод используется на занятиях в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят различные творческие задания, способствующие более быстрому усвоению некоторых элементов, развитию умения слышать и понимать музыку, вызывают интерес к занятию.
Приемы:
• комментирование;
• инструктирование;
• корректирование.
Формы проведения занятий:
- практическое занятие;
- беседа;
- контрольное занятие;
- итоговое занятие;
- зачет;
- экскурсия;
- творческий отчет;
- соревнование;
- концерт.
Структура занятия:
Занятие учебных групп «Современный танец» строится по определенному плану и состоит из 3-х частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная часть - 5 мин.
-
вход в зал, разминка по кругу
Основная часть - 65 мин.
-
музыкально-ритмические упражнения на середине зала - 10 минут;
-
элементы классического и народного танца - 15 минут;
-
повторение и отработка разученных движений и танцев - 10 мин;
-
разучивание нового материала - 20 минут;
-
постановочная работа - 10 минут;
Заключительная часть - 10 мин.
-
упражнения на расслабление и восстановление дыхания.
Данная программа является достаточно гибкой и применима для введения её в работу с детьми младшего и среднего школьного возраста, позволяет каждому ребёнку овладеть знаниями, умениями и навыками танцевального искусства, учитывает возрастные и психологические особенности учащихся. Она составлена по принципу постепенного нарастания степени сложности материала. Все разделы органично связаны между собой, но в то же время каждый из разделов имеет своё конкретное содержание и свои определённые задачи по формированию знаний, умений и навыков. По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Учебный материал дается по основным разделам хореографического искусства:
-
Азбука музыкального движения
-
Общеразвивающие упражнения
-
Элементы классического танца
-
Элементы народного танца
-
Основы современного танца
-
Элементы современных танцев
-
Постановочная и репетиционная работа
-
Музыкально-игровое творчество
-
Импровизация
Предполагаемый конечный результат реализации программы
-
Достаточный уровень сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся в области современного танца.
В ходе реализации дополнительной образовательной программы у учащихся формируются следующие компетенции:
Специальные:
- владение знаниями тематической профессиональной лексики;
- владение практическими навыками по современному танцу.
Ключевые:
-
учебно-познавательные: мотивации и познавательный интерес к современному танцу и танцевальной деятельности; умение работать в заданном режиме, самостоятельно подбирать танцевальные движения, выразительно двигаться под музыку; владеть креативными навыками (добывать знания непосредственно из окружающей действительности, владеть приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях);
-
личностного самосовершенствования - готовность к постоянному самосовершенствованию, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;
-
коммуникативные - уметь отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; участвовать в коллективном обсуждении; высказывать собственное оценочное суждение о танцевальных образах людей и сказочных персонажей; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации постановочной деятельности; готовность и умение строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе;
-
ценностно-смысловые - уметь ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; самоопределение учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности;
-
Общекультурные - владение эффективными способами организации свободного времени;
Информационные - навыки самостоятельного поиска, анализа, и отбора информации, необходимой для составления танцевальных этюдов, комбинаций, композиций, сюжетно-ролевых игр.
Результатами освоения учащимися содержания общеразвивающей программы «Cовременный танец» являются:
Личностные результаты: готовность и способность к саморазвитию, личностное самоопределение, устойчивая мотивация и познавательный интерес к современному танцу и хореографической деятельности.
Метапредметные результаты: способность к построению индивидуальной образовательной траектории, сформированность творческого мышления, навыки продуктивного сотрудничества, самопрезентация, владение культурой коллективного общения со сверстниками и взрослыми, навыки контроля и самоконтроля, самокритичность в оценке своих способностей.
Предметные результаты: владение специальной терминологией, основами хореографической деятельности, танцевальными элементами, умение использовать их в разнообразных формах творческой и концертной деятельности.
Механизм промежуточной и итоговой оценки результатов
реализации программы
Механизмом промежуточной и итоговой оценки результатов, получаемых в ходе реализации данной программы, является контроль знаний, умений и навыков, который проводится два раза в год.
Начальный контроль ЗУН - в начале освоения программы, с 15 по 25 сентября.
Стартовый контроль ЗУН - в начале каждого последующего года обучения, с 15 по 25 сентября.
Промежуточная аттестация - с 20 по 26 декабря и с 20 по 30 апреля.
Итоговая аттестация - в конце освоения программы, с 12 по 19 мая.
Контроль знаний, умений и навыков на каждом году обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Текущий контроль проводится в процессе обучения на итоговых занятиях.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются по 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.
Критерии оценивания начального, стартового и промежуточного контроля:
-
музыкально-ритмическая координация,
-
техника исполнения движений,
-
танцевальные элементы,
-
гибкость,
-
творческая активность.
Методы контроля: наблюдение, опрос, творческое задание.
Формы проведения контроля:
На начальном и стартовом этапе:
-
практическое занятие;
На промежуточном этапе:
-
контрольное занятие;
-
конкурс;
-
концерт.
Программа итоговой аттестации содержит проверку теоретических знаний учащихся и практических знаний и умений.
Критерии итогового контроля:
-
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
-
техника исполнения движений,
-
артистизм, манера исполнения.
Формы итогового контроля:
-
зачет;
-
практическое занятие;
-
творческий отчет.
Методы контроля: наблюдение, опрос, творческое задание
Мониторинг личностного развития учащихся в процессе освоения ими образовательной программы осуществляется на основе диагностики личностного развития. В ходе реализации программы отслеживается уровень сформированности организационно-волевых качеств (терпение, воля, самоконтроль); ориентационных качеств (самооценка, интерес к занятиям); поведенческих качеств (конфликтность, тип сотрудничества).
Необходимые условия реализации программы:
Материально-техническое:
-
Танцевальный зал с деревянным некрашеным полом.
-
Специальные станки и зеркала, музыкальный центр.
-
Тренировочная форма.
-
Комната для переодевания.
-
Коврики.
-
Цифровой фотоаппарат.
-
Видеокамера.
Методическое:
1.Комплексы ОУ.
2.Разработки игр, конкурсов, бесед, танцевально-игровых программ, экскурсий.
3. Подборка CD, DVD дисков.
4. Правила техники безопасности.
Воспитательная работа
Содержание программы предусматривает использование самых разнообразных форм работы с детьми, позволяющих им максимально проявить свою активность и изобретательность, детскую фантазию, творческий и интеллектуальный потенциал, выполнять воспитательные задачи по формированию личности, развивать эмоциональное восприятие.
Наиболее распространённые формы воспитательной работы с детьми:
-
экскурсии на различные праздники, конкурсы, фестивали;
-
посещение танцевальных коллективов города;
-
познавательные воспитательные мероприятия «В мире музыки и танца», «Знакомство с историей бального танца» и т.д.;
-
беседы-занятия;
-
конкурсы;
-
викторины;
-
игры
Первый год обучения.
Учебно-тематический план
-
№
Раздел / Тема
Всего
Теория
Практика
1.
Организационное занятие
2
2
-
2.
Азбука музыкального движения
18
2
16
3.
Элементы классического танца
24
2
22
4.
Элементы народных танцев
18
2
16
5.
Основы современного танца
4
4
6.
Элементы и движения танца «Весёлая зарядка»
10
10
7.
Элементы и движения танца «Тик-так»
10
10
8.
Элементы и движения танца «Полька»
12
12
9.
Постановочная и репетиционная
работа18
2
16
10..
Музыкально-игровое творчество
10
2
8
11.
Экскурсии
10
2
8
12.
Заключительное занятие
2
-
2
Итого:
144
18
126
К концу первого года обучения учащиеся знают:
-
правила поведения в танцевальном зале;
-
правила личной гигиены на занятиях по хореографии;
-
элементы музыкальной грамоты;
-
основные позиции и положения рук и ног;
-
правила исполнения элементов классического, народного и современного танцев;
-
характерные особенности народных движений;
-
стили и направления современной хореографии.
-
Умеют:
-
ориентироваться в танцевальном зале;
-
следить за внешним видом;
-
выполнять ритмические упражнения;
-
выполнять элементы классического танца;
-
выполнять движения народного танца;
-
выполнять простейшие перестроения;
-
слышать и понимать значение вступительных и заключительных аккордов;
-
различать музыкальные части;
-
выполнять комплекс упражнений для гибкости в партере;
-
исполнять танцевальный репертуар;
-
передавать содержание танцевального образа движениями;
- передавать в игре взаимосвязь нескольких персонажей.
Второй год обучения.
Учебно-тематический план
-
№
Раздел / Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Организационное занятие
2
1
1
2.
Азбука музыкального движения
24
2
22
3.
Элементы классического танца
36
2
34
4.
Элементы народных танцев
18
2
16
5.
Основы современного танца
26
6
20
6.
Элементы современного т. «Очаровашки» «Очаровашки» «Очаровашки» «Очаровашки» «очаровашки»
«««Очаровашки»
26
26
7.
Элементы современного т. «Спортивный калейдоскоп»»
30
30
8.
Постановочная и репетиционная работа
24
2
22
9.
Музыкально-игровое творчество
18
2
16
10.
Экскурсии
10
6
4
11
Заключительное занятие
2
-
2
Итого:
216
23
193
К концу второго года обучения учащиеся знают:
-
правила техники безопасности поведения на занятиях хореографии;
-
строение музыкального произведения;
-
музыкальную структуру движения;
-
терминологию элементов классического танца;
-
понятие о выворотности;
-
танцевальную музыку;
-
правила исполнения разучиваемых движений; линию танца;
-
направление движения; углы поворотов;
-
особенности народных движений;
-
стиль и манеру исполнения танцев.
Умеют:
-
акцентировать на сильную долю в шагах;
- различать сильную долю такта, вступительные и заключительные аккорды;
- выполнять элементы классического танца;
- выполнять элементы народных танцев;
-
точно исполнять разучиваемые движения;
-
соединять элементы и движения в комбинации и фигуры;
-
согласовывать движение своего тела с музыкой;
-
танцевать по линии танца, диагонально;
-
выразительно исполнять современные танцы;
-
ориентироваться на танцевальной площадке;
-
различать стили современных танцев;
- выполнять комплекс упражнений для гибкости в партере;
- создавать музыкально-игровые образы.
Третий год обучения
Учебно-тематический план
-
№
Темы
Всего
Теория
Практика
1.
Организационное занятие
2
2
-
2.
Элементы классического танца
24
2
22
3.
Элементы народных танцев
18
2
16
4.
Общеразвивающие упражнения
24
2
22
5.
Основы современного танца
16
6
10
6.
Элементы современного т. «Фентази»
36
36
7.
Элементы современного танца «Хип-хоп»
24
24
8.
Импровизация
24
2
22
9.
Постановочная и репетиционная работа
36
2
34
10.
Экскурсии
10
6
4
11.
Заключительное занятие
2
-
2
Итого:
216
24
192
К концу третьего года обучения учащиеся знают:
- основные правила движений у станка, понятие о поворотах ан деор и ан дедан;
-
комплекс общеразвивающих упражнений;
-
понятие «вес тела», «ось поворота», «импульс движения», «ускорение»;
- правила исполнения вновь разученных элементов классического и народного
танцев;
-
основные движения современных танцев в стиле «диско», «рок-н-ролл», «рэп», хип-
хоп;
-
основные техники современного танца;
-
манеру и стиль современных танцев.
Умеют:
-
исполнять комплекс общеразвивающих упражнений;
-
выполнять основные элементы классического и народных танцев;
-
правильно танцевать и различать основные элементы современных танцев по
стилям;
-
соединять движения и комбинации в фигуры;
-
отрабатывать движения и танцы в целом;
-
передавать манеру и стиль современных танцев;
-
исполнять танцевальный репертуар;
-
показать своё умение на различных праздниках, конкурсах;
-
использовать творческую фантазию для выполнения различных импровизационных
заданий.
Примерный репертуарный план.
1 год обучения
1. Танец «Полька»
2. «Тик-так»
3. «Веселая зарядка»
4. «Веселые бабочки»
5. «Танец цветов»
2 год обучения
1. Танец «Шаляй-валяй»
2. «Очаровашки»
3. «Перед сном»
4. «Мухоморы»
5. «Озорницы»
3 год обучения
1. «А у нас на ранчо»
2. «Калейдоскоп»
3. «Фентази»
4. «Развлечение»
5. Танцевальные композиции.
6. Хип - хоп.
Список литературы
-
Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. - Иж.: Удмуртский университет, 2007. - С. 130
-
Дидковская Т.Н. Сборник музыкально-ритмических упражнений. - Надым,: МОУ ДОД ЦДТ, 2006. - С. 86
-
Колодницкий Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры. - М.: Дрофа, 2008. - С.97
-
Лерд У. Техника латиноамериканских танцев. - М.: Артис, 2004. - С. 180
-
Полятков С.С. Основы современного танца. - М.: Феникс, 2003. - С. 325
-
Фирилева Ж. Танцевально-игровая гимнастика для детей. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - С.216
-
Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. - М.: Один из лучших, 2008. - С.360
-
Конец формы
Литература для родителей:
-
Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
-
Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1992.
-
«Современное образование в России: актуальные проблемы и перспективы развития».-ООО «Бланком», 2010г.
Интернет ресурсы:
-
kimbelyland.ru/fitness/aerobies/
-
forum.in-ku.com/
-
Уход за костюмом [Электронный ресурс]: статья. Сайт: Интернет - издание о современных танцах, 2004-2007. Режим доступа к сайту: idance., свободный.