• Преподавателю
  • Другое
  • Формирование хозяйственно - бытовой деятельности у умственно отсталых детей – сирот

Формирование хозяйственно - бытовой деятельности у умственно отсталых детей – сирот

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на МО воспитателей.

Формирование хозяйственно - бытовой деятельности у умственно отсталых детей - сирот.

Внеклассные занятия по хозяйственно - бытовой деятельности следует связать с формированием у старшеклассников с осознанным выполнением практической деятельности. Значительное место в работе воспитателя имеет организация хозяйственно - бытовой деятельности у умственно отсталых детей - сирот, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа. Занятия такого рода следует проводить систематически, постепенно увеличивая объем и степень трудности, причем нельзя ограничиваться, только теми видами хозяйственного труда и навыками домоводства, которые необходимы в школе-интернате. Ведь детям предстоит жить в семье, а у домашнего хозяйства имеется своя специфика. Во внеурочное время также основное внимание следует уделять практическим упражнениям, направленным на овладение экономико-бытовыми знаниями и умениями. Например, организуется покупка некоторых предметов, подсчет сделанных затрат, подсчет стоимости выращенного школьниками урожая на огороде, в саду, поле и предназначенного для приготовления пищи в школьной столовой, подсчет стоимости ремонта мебели. Расширению знаний по хозяйственно - бытовой деятельности способствует создание различных кружков по домоводству, где закрепляются полученные на уроках знания, проведение различных конкурсов, где выявляются умения и навыки воспитанников по разделам программы СБО, внеклассные занятия с соответствующей тематикой, приглашение работников службы быта, организация выставок детских поделок. В целом, говоря о взаимосвязи урочной и внеурочной работы по социально-бытовой ориентировке, мы имеем в виду, что она должна быть комплексной и заключаться как в отборе необходимого дидактического материала, его тематики и объема, так и в умелом и рациональном распределении тем по годам обучения. Вся работа по хозяйственно - бытовой деятельности во внеурочное время должна быть тесно связана с изучением программного материала на уроке. Наиболее эффективной является такая организация этой взаимосвязи, когда внеклассное занятие проводится параллельно с учебным процессом, или после изучения данной темы на уроке. В некоторых случаях внеклассная работа, носящая большей частью практический характер, может предшествовать урокам. Эффективность проводимой работы будет зависеть от согласованности действий учителя, ведущего предмет и воспитателя группы. Ежедневная связь учителя и воспитателя осуществляется обычно с помощью бесед и записей в журнале взаимосвязи. Но этого недостаточно, поэтому воспитателю можно порекомендовать систематически, присутствовать на уроках в классе. На учебных занятиях воспитатель непосредственно следит за работой учителя, за тем, как усваивается учащимися тот или иной материал, расширяет свои знания об их способностях, наблюдает, как формируются практические навыки необходимые школьникам для самостоятельной работы, глубже постигает психологию детей. Это поможет ему выбрать наиболее рациональные методы для проведения коррекционно - развивающей работы с воспитанниками и спланировать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Особо хочется подчеркнуть необходимость начинать работу по формированию знаний, умений и навыков хозяйственно - бытовой деятельности с умственно отсталыми учащимися как можно раньше, не с 5-го класса? как это предусмотрено учебной программой, а с первого класса. Так, например, экономическое воспитание учащихся можно начинать уже с младшего школьного возраста. Сначала это воспитание осуществляется через бережное отношение к учебникам, тетрадям, игрушкам, школьному имуществу и т. д. хозяйственно - бытовая деятельность включена в жизнь школьников с 1-го класса. Уже с этого времени нужно воспитывать у детей аккуратность, умение следить за своим внешним видом, выполнять простейшие виды уборки помещения и т. д. Нельзя забывать об охранительном режиме, т. к. этим детям свойственная повышенная утомляемость, а значит и низкая работоспособность. Требования к воспитанникам следует повышать постепенно.

Расширению хозяйственно - бытовых знаний, умений у младших детей формируются, в процессе наблюдения за работой старшеклассников дети накапливают определенный объем знаний о различных практических делах. Большое место должны занимать игровые формы деятельности детей. Игра помогает довиться усвоения многих навыков. Через экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы и практические занятия младшие школьники развивают устную речь, знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. В старшем возрасте на первый план выходит научить детей выполнять хозяйственно - бытовые дела осознано не только для себя, но и для других.

Таким образом, можно сформулировать ряд рекомендаций для воспитателей, работающих с умственно отсталыми детьми:

1. Перед началом работы по формированию хозяйственно - бытовой деятельности необходимо провести диагностику уровня сформированности отдельных практических навыков и мотивационной сферы у всех учащихся.

2. При разработке тематики занятий необходимо учитывать диагноз, возраст учащихся, уровень овладения ими знаниями общеобразовательного характера и уровень сформированности высших психических функций.

3. Занятия должны проводиться в системе (по программе или тематическому плану, или специальному разделу в плане воспитательной работы каждого воспитателя) еженедельно. Время занятий не должно превышать 30 минут.

Необходимо включать хозяйственно - бытовые дела в режимные моменты (Например: вымыть обувь после прогулки, смена постельного белья, уборка в шкафах личных вещей, подготовка праздничной одежды и т. д.)

4. Ведущими методами обучения и воспитания хозяйственно - бытовым навыкам на занятиях в школе VIII вида должны быть методы упражнения, приучения, метод воспитывающих ситуаций.

5. Занятия должны проводиться в специально оборудованной комнате (кабинете СБО), и должны быть оснащены по возможности необходимой наглядностью, оборудованием и раздаточным дидактическим материалом.

6. Экскурсии должны тщательно продумываться и планироваться, их маршрут заранее обговаривается с администрацией учреждения. Воспитатель предварительно должен сам посетить объект, куда собирается пойти с воспитанниками. (Например: в прачечную, в магазин за продуктами и т. д.)

7. Наиболее оптимальными формами организации занятий во внеурочное время для младших школьников - являются: сюжетно - ролевая игра и практическая работа с элементами игрового характера.

Для старших умственно отсталых детей, практическая деятельность (например: помочь воспитателю или завхозу, кухонному работнику)

8. Внеклассная работа по хозяйственно - бытовой деятельности не должна повторять содержание уроков. Нужно осуществлять лишь закрепление у учащихся, полученных на уроке знания и умения в ходе практической работы, формировать на их основе твердые навыки. Поэтому необходимо вносить в работу новые и разнообразные методы и приемы: «Алгоритм практических действий», карты - «Подсказки», совместная деятельность, индивидуально - дифференцированный подход, поручения, «Шкала поощрений», за правильное выполнения практических заданий.

Включать инновационные методы работы: видеоэкскурсии, презентации. Способствовать положительной интеграции воспитанников в общество, постепенно вовлекая их в общественные дела в различных ситуациях, например: составить список к групповому чаепитию, купить продукты к приготовлению праздничного пирога, убрать гостиную, помочь воспитателю принести покупки. Оказать помощь завхозу, помощникам воспитателя, получить постельное белье и заправить постели младшим и т. д.

9. Хозяйственно - бытовая деятельность должна органически войти в общую систему воспитательной работы. Она может стать составной частью ежедневного выполнения хозяйственно - бытовых дел и развитию личности умственно отсталого ребенка.

10. Вопрос состояния развития у учащихся с умственной отсталостью навыков хозяйственно - бытовой деятельности должен постоянно обсуждаться на педагогическом совете образовательного учреждения, так как формирование хозяйственно - бытовой деятельности играет важную роль в дальнейшей социализации умственно отсталых детей.

Список литературы

1. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М. : 1987.

2. Блинова Л.Н. «Роль образовательной среды в развитии и коррекции личности». //Человеческое измерение в региональном развитии. // Тезисы IV международного симпозиума. Ч. 2. - г. Биробиджан. - С. 12.

3. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.-М.:Аграф,1997.-128с.

4. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. ДульневаГ.М. "Просвещение". М, 1965

5. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. -М.:Просвещение,1995.- 527с.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика. 1991. - 480 с.

8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

9. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация / Л.С. Выготский // Проблемы дефектологии / М., 1995.

10. Воронкова В. В., Казакова С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. М., «Владос», 2010.


© 2010-2022