• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа учебной дисциплины Управление качеством для специальности 230701. 52 Прикладная информатика (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Управление качеством для специальности 230701. 52 Прикладная информатика (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины "Управление качеством"    для специальности 230701.52 Прикладная информатика (по отраслям). Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» разработана в соответствии с учебным планом специальности 230701.52 Прикладная информатика (по отраслям). Данная рабочая программа дисциплины включает в себя организационно-методический раздел дисциплины; объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обу...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Организационно-методический раздел дисциплины……………………7

  2. Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля
    в соответствии с учебным планом специальностей по формам обучения……………………………………………………………….......8

  3. Тематический план дисциплины ………………………………………..8

  4. Содержание дисциплины…………………………………………..……..9

  5. План практических заданий………………………………….………….13

  6. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля…………………………………………………………………...14

  7. Самостоятельная работа студентов…………………………………...…23
























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Х.М. Бербекова


КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ








Утверждаю


Согласовано

Директор колледжа _____________

Передседатель. ЦК _____________

«____» ________________20____г.

«____» __________________20____г.


Рабочая программа учебной дисциплины

Управление качеством


Для специальности 230701.52 Прикладная информатика (по отраслям)












Нальчик, 2014г.

Организация-разработчик: Колледж информационных технологий и экономики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Разработчик Волова Амина Руслановна, преподаватель.

Рабочая программа обсуждена на заседании цикловой комиссии

Программирования и информационных технологий

Протокол № _____ от «_____» _________ ________ г.





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дисциплины «Управление качеством» разработана в соответствии с учебным планом специальности 230701.52 Прикладная информатика (по отраслям).

Данная рабочая программа дисциплины включает в себя организационно-методический раздел дисциплины; объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом специальности по формам обучения; тематический план дисциплины; содержание дисциплины; планы практических занятий; требования и темы контрольных работ; учебно-методические материалы по дисциплине; формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля; план самостоятельной работы студентов.

Предназначена для студентов указанной специальности очной форм обучения.

Аннотация:

Переход промышленности на рыночные отношения, стремление предприятий самостоятельно выйти на международный рынок требует неустанной работы по повышению качества продукции. Подход к стратегии предпринимательства должен основываться на том, что качество является одновременно и самым эффективным средством удовлетворения потребностей, и средством снижения издержек производства.

Для правильного понимания проблем качества необходимо учитывать следующие положения:

- качество должно быть ориентировано на потребителя;

- обеспечение качества - не только техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру предприятия или организации;

- вопросы качества актуальны не только в рамках производственного процесса, но и в сфере разработки продукции, маркетинга, послепродажного обслуживания и пр.;

- повышение качества продукции неразрывно связано с обновлением технологии;

- общее повышение качества достигается только с помощью экономически заинтересованного участия всех, кто задействован в создании продукции (услуги) и пр.

Для обеспечения конкурентоспособности продукция должна отвечать требованиям заказчика или запросам покупателей. Эти требования обычно включаются в технические условия (ТУ) или стандарты. Однако сами по себе ТУ не являются гарантией удовлетворения требований потребителя, поскольку в конструкции изделия, технологии или организационной системе, охватывающей исследование, проектирование, производство и реализацию продукции (услуг), могут появиться несоответствия. Вероятность того, что созданная продукция будет отвечать требованиям потребителя, повышается, если на предприятии действует эффективная система обеспечения качества продукции или услуги. Это обстоятельство привело к внесению в контракты требований к системам качества (СК), дополняющих требования к продукции или услуге, а также к проверке СК на предприятии у поставщика. Это побуждает выпускать и внедрять в дополнение к ТУ стандарты на системы качества.

Для регулирования процесса создания и проверки СК были разработаны стандарты ISO, которые устанавливают требования к системам обеспечения качества и применимы в компаниях и на предприятиях любого сектора экономики и в любой отрасли промышленности и сельского хозяйства, независимо от численности работающих.

Структура международного стандарта серии ISO включает 4 раздела:

- область деятельности и сфера применения;

- связь с другими документами;

- основные определения;

- требования к системе качества.

Областью деятельности является ситуация, когда контракт, заключенный между двумя сторонами, требует доказательства способности поставщика осуществить проектирование, производство и (или) контроль (испытания).

Что касается сферы применения, то государственные стандарты используются в контрактных ситуациях, когда:

- контрактом особо оговаривается, что требования к различным работам и продукции были сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или была указана необходимость их определения;

- можно удостовериться в том, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям, если поставщик предоставит доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания.

Именно на развитие понимания принятия оптимального решения по вопросам эффективного управления качеством продукции и направлен данный учебный курс «Управление качеством».

Практические работы и семинары по изучаемой дисциплине направлены, прежде всего, на то, чтобы заложить начало теоретических и практических знаний по управлению качеством продукции, вооружить студентов конкретными методами комплексных и единичных показателей, оценивающих управление качеством продукции в современных условиях.

Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные цели управления качеством продукции;

- задачи, решаемые при создании систем качества;

- методологию, организацию и правовые основы управления качеством продукции;

уметь:

- осуществлять поиск информации, необходимой для управления качеством продукции;

- пользоваться нормативной документацией в области управления качеством;

- оценивать уровень качества продукции.

иметь представление:

- о научно-методических, правовых и организационных основах управления качеством продукции.












  1. Организационно-методический раздел дисциплины


Цель и задачи дисциплины

Цель курса «Управление качеством» − получение студентами теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков в области управления качеством на предприятии, которые они смогут использовать в своей будущей работе.

В процессе изучения данного курса необходимо решить следующие задачи:

− сформировать знания о подходах к управлению качеством систем и продукции в организации, о современной концепции качества;

− овладеть приемами и навыками оценки состояния организации с точки зрения управления качеством;

− изучить эволюцию методов обеспечения качества в организации, основные методы контроля и управления качеством;

− овладеть механизмом управления качеством в организации;

− приобрести практические навыки в области управления качеством;

− получить необходимые знания для того, чтобы иметь представление об особенностях проведения сертификации в РФ и других странах;

− формировать знания в области управления качеством, необходимые маркетологу для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Управление качеством» включена в учебный план специальности 230701.52 Прикладная информатика (по отраслям).

Дисциплина дополняет современную теорию менеджмента, теорию организации, управление персоналом, ее содержание включает систематический и научный анализ категорий: качество, стандартизация, сертификация организаций (компаний) с целью понимания, прогнозирования и управления качества для улучшения показателей работы организации.


Требования к уровню освоения курса

В ходе изучения курса «Управление качеством» студенты должны −

а) знать:

− базовые понятия управления качеством, их сущность, взаимосвязь и взаимообусловленность;

− эволюцию методов обеспечения качества в организации;

− основы современных подходов к управлению качеством в организации;

− современную концепцию качества;

− механизм управления качеством в организации;

− особенности проведения сертификации;

− основные методы контроля и управления качеством.

2. Объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля
в соответствии с учебным планом специальностей по формам обучения


очная форма обучения

Общие часы - 102 час. Аудиторные занятия − 68 час.

Лекции − 38 час. Практические занятия - 30 час.

Самостоятельная работа - 34 часов;

Формы текущего контроля - опрос, тестирование, решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, презентации творческих работ;

Формы текущего и итогового контроля - диф.зачет.


  1. Тематический план дисциплины

Тема


Всего часов

в том числе

аудиторные


СРС

всего

лекц.

практ.

Раздел 1. Теоретические основы управления качеством

28

18

10

8

10

Тема 1. Сущность понятия качества.

4

4

2

2


Тема 2. История управления качеством.

6

4

2

2

2

Тема 3. Экономическая эффективность управления качеством.

10

6

4

2

4

Тема 4. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством продукции.

8

4

2

2

4

Раздел 2. Механизм управления качеством

38

26

14

12

12

Тема 5. Стандартизация в управлении качеством.

6

4

2

2

2

Тема 6. Сертификация продукции и систем качества.

6

4

2

2

2

Тема 7. Метрологическое обеспечение качества продукции.

6

4

2

2

2

Тема 8. Основные методы контроля и управления качеством.

4

4

2

2


Тема 9. Квалиметрия: роль, методы, области практического применения.

8

6

4

2

2

Тема 10. Затраты на управление качеством.

8

4

2

2

4

Раздел 3. Сферы приложения методов управления качеством

36

24

14

10

12

Тема 11. Экономические проблемы качества.

8

6

4

2

2

Тема 12. Статистические методы управления качеством.

8

6

4

2

2

Тема 13. Патентное право.

8

4

2

2

4

Тема 14. Методы и инструменты государственного регулирования проблем качества в современной России.

12

8

4

4

4

ИТОГО

102

68

38

30

34


  1. Содержание дисциплины


Раздел 1. Теоретические основы управления качеством


Тема 1. Сущность понятия качества

Понятие качества: определение, основное содержание понятия качества, его влияние на управленческие процессы и конкретные проявления результатов. Взаимосвязь определений качество и продукция, процесс, надежность, характеристика, конкурентоспособность, ценность и стоимость. Сущность качества и управления им. Понятия качество проекта, изготовителя, потребителя, проекта, объекта, продукта. Качество жизни. Взаимосвязь управления качеством с другими управленческими дисциплинами.


Тема 2. История управления качеством

Стадии развития философии качества: общие положения, истоки, развитие функций менеджера по качеству. Эволюция методов обеспечения качества - фаза отбраковки, фаза контроля качества, фаза управления качества, фаза менеджмента качества, фаза качества среды. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества. Сферы приложения методов управления качеством. Этапы эволюции в области качества.


Тема 3. Экономическая эффективность управления качеством

Назначение оценки экономической эффективности управления качеством. Определение понятия «требуемое качество». Этапы формирования и виды затрат на качество продукции. Взаимосвязь затрат, на обеспечение качества продукции, с ценой продукции. Информационная база анализа затрат на качество продукции. Методы анализа затрат на качество продукции. Показатели экономической эффективности управления качеством. Методика оценки экономической эффективности управления качеством. Расчеты коэффициента экономической эффективности и срока окупаемости затрат на обеспечение качества. Оптимизация уровня качества и его повышения.

Тема 4. Отечественный и зарубежный опыт управления качеством

Отечественный опыт управления качеством продукции. Разработка системного подхода к управлению качеством продукции на отечественных предприятиях. Зарубежный опыт управления качеством. Опыт управления качеством в США, Японии. Европейский опыт управления качеством. Общие подходы и методы в управлении качеством. Статистические методы управления качеством.

Раздел 2. Механизм управления качеством


Тема 5. Стандартизация в управлении качеством

Роль стандартов в управлении качеством. Организационно-правовые основы стандартизации и управления качеством. Закон Российской Федерации «О стандартизации». Международная стандартизация и развитие международной торговли и сотрудничества. Международная стандартизация ИСО серии 9000 на системы качества.


Тема 6. Сертификация продукции и систем качества

Сущность и содержание сертификации: основные понятия и термины. История создания стандартов качества. Система стандартов ИСО семейства 9000: философия, необходимость сертификации. Правовые основы сертификации в РФ. Российские системы сертификации: добровольные и обязательные. Практика сертификации за рубежом: политика ЕС в области качества, основные принципы европейской политики по качеству, региональные и международные организации по сертификации систем качества. Практика сертификации в России. Документация системы менеджмента качества: методологические инструкции, нормативная документация и техническая литература. Новая версия международных стандартов ИСО серия 9000: основные положения, принципиальные отличия. Сертификация систем качества. Структура Регистра систем качества. Аудит систем качества: управление и проведение.

Тема 7. Метрологическое обеспечение качества продукции.

Организационно-правовые основы законодательной метрологии. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Основные виды метрологической деятельности. Обеспечение единства измерений.

Тема 8. Основные методы контроля и управления качеством

Факторы, влияющие на качество продукции. Классификация видов контроля продукции. Основные методы управления качеством. Статистические методы контроля качества: контрольные листки, причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы), диаграммы разброса, анализ В. Парето, стратификация, контрольные карты. Статистические методы: основные положения, классификация И.И. Мазур и В.Д. Шапиро, В.И. Гиссина. Метод Структурирования Функции Качества (СФК): сущность, схема проектирования изделий/процессов при помощи СФК, этапы реализации. Метод анализа последствий и причин отказа (FMEA-анализ): объекты, этапы проведения, схема. АBC-метод: сфера и технология применения. Виды, этапы, способы применения статистических методов управления качеством продукции: статистический анализ точности и стабильности технологического процесса, статистическое регулирование технологического процесса, статистический приемочный контроль качества продукции, статистический метод оценки продукции. Инструменты управления качеством: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, матричная диаграмма, стрелочная, диаграмма процесса осуществления программы, анализ матричных данных.

Тема 9. Квалиметрия: роль, методы, области практического применения

Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения. Правовые основы метрологической деятельности. Государственная метрологическая служба в РФ: функции, схема утверждения типа и проверки средств измерений при государственном метрологическом контроле. Государственный метрологический надзор. Калибровка и проверка средств измерений. Схема российской службы калибровки.


Тема 10. Затраты на управление качеством

Методы анализа затрат на качество продукции. Виды анализа затрат на качество. Основные цели анализа и оценивания затрат на качество. Пять направлений затрат на качество. Характеристика затрат. Функциональные направления затрат на качество. Основные этапы определения затрат на качество. Объём и структура затрат на качество.

Анализ брака и потерь от брака. Классификатор причин брака. Экономическая эффективность и конкурентоспособность продукции. Основные направления инновации. Социальное назначение управления затратами. Информационная база анализа затрат на качество.



Раздел 3. Сферы приложения методов управления качеством


Тема 11. Экономические проблемы качества

Переход понятия качества в экономическую категорию. Затраты на качество: общие положения, виды - затраты на предупредительные мероприятия, затраты на контроль, внутренние потери, внешние потери. Определение величины затрат. Отчет по затратам на качество. Функция потерь Г. Тагути: сущность, преимущества.


Тема 12. Статистические методы управления качеством

Эволюция управления качеством, возникновение и развитие статистических методов контроля и управления. Место статистических методов в управлении качеством. Обзор технической литературы и нормативной документации, регламентирующей методы и средства статистического регулирования техпроцессов и статистического (выборочного) контроля качества продукции.


Тема 13. Патентное право.

Понятие интеллектуальной собственности, авторское право и право промышленной собственности (патентного права). Основные термины и определения. Место патентного права в общей системе права. Признание результатов интеллектуальной деятельности человека объектами гражданских прав. Связь института патентного права с прочими институтами и отраслями права.


Тема 14. Методы и инструменты государственного регулирования проблем качества в современной России.

Формирование государственной политики в области качества. Основные факторы, определения направлений государственного регулирования качества. Специфика формирования и развития рынка, рыночных отношений в России, основные положения доктрины государственной политики в области качества в России. Программно-целевое регулирование как инструмент государственного воздействия на решение проблем качества. Объективные факторы углубленно-целевого регулирования. Основные направления повышения качества продукции. Региональный компонент качества продукции.

Административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц за качество продукции. Права потребителя.






























  1. План практических заданий


  1. Упражнение «Оценка удовлетворенности потребителя»

  2. Мини-кейс «Правовая база качества в нормах Гражданского кодекса»

  3. Проанализируйте, какому из этапов развития философии качества соответствует система качества на вашем предприятии.

  4. Определите место целевой системы управления качеством в системе управления предприятием/организацией. Какова структура системы управления качества на вашем предприятии? Проанализируйте основные направления развития этой системы на вашем предприятии.

  5. Дайте классификацию показателей качества продукции и услуг по важнейшим классификационным признакам.

  6. Проведите классификацию показателей качества услуг.

  7. Определите наиболее актуальные направления деятельности менеджеров по управлению качеством.

  8. Представьте, что вы руководитель крупного производственного объединения. Какие работы следует выполнить при формировании программы, связанной с повышением квалификации работников в области качества и управления им, в рамках целевой программы «Качество»?

  9. Является ли безотказность основным показателем качества? Приведите примеры безотказной продукции низкого качества. Какими показателями оценивается качество продукции/услуг вашего предприятия?

  10. Всегда ли конкурентоспособность означает качественность? Приведите примеры качественной, но неконкурентоспособной продукции, конкурентоспособной, но некачественной.

  11. Проанализируйте, каковы ключевые факторы успеха в области управления качеством в отраслях, производящих:

а) одежду;

б) прохладительные напитки;

в) деревообрабатывающие станки;

г) автомобили. Какие показатели качества в каждой отрасли вы могли бы назвать?

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляют собой качество продукции и качество услуги?

2. В чем сущность основных аспектов понимания категории «качество»?

3. Какие причины обуславливают необходимость повышения и обеспечения качества продукции / услуг?

4. В чем заключается значение управления качеством на современном этапе?

5. Проанализируйте соотношение таких категорий, как качество, ценность стоимость.

6. Совпадает ли подход к качеству с точки зрения производителя и потребителя?

8. Как соотносятся принципы конкурентоспособности и качества продукции?

9. Каковы современные подходы и методы управления качеством?


  1. Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля


Темы для докладов


Раздел 1. Теоретические основы управления качеством

Тема 1. Сущность понятия качества

1. Классификация показателей качества.

2. Конкурентоспособность и качество.

3. Направления Европейской политики исследований в области качества жизни.

Тема 2. История управления качеством

1. Развитие советских систем управления качества.

2. Опыт управления качеством в Японии, США, Европы и др. стран (на выбор студента).


Раздел 2. Механизм управления качеством

Тема 6. Сертификация продукции и систем качества

  1. Сущность и содержание сертификации

  2. Правовые основы сертификации в РФ.

  3. Российские системы сертификации: добровольные и обязательные.

  4. Практика сертификации за рубежом.

  5. Документация системы менеджмента качества

  6. Структура Регистра систем качества.

  7. Аудит систем качества: управление и проведение.

Тема 8. Основные методы контроля и управления качеством

  1. Классификация видов контроля продукции.

  2. Статистические методы контроля качества.

  3. Метод анализа последствий и причин отказа (FMEA-анализ).

  4. АBC-метод: сфера и технология применения.

  5. Инструменты управления качеством.

Тема 9. Квалиметрия: роль, методы, области практического применения

  1. Квалиметрия - области практического применения.

  2. Правовые основы метрологической деятельности.

  3. Государственная метрологическая служба в РФ.

  4. Государственный метрологический надзор.

  5. Калибровка и проверка средств измерений. Российская служба калибровки.

Раздел 3. Сферы приложения методов управления качеством

Тема 11. Экономические проблемы качества

  1. Затраты на качество.

  2. Определение величины затрат.

  3. Отчет по затратам на качество.

  4. Функция потерь Г. Тагути: сущность, преимущества.


В ходе подготовки и выполнении доклада студенты оформляют работу следующим образом: первый лист - титульный, и последующие: «оглавление», «указатель сокращений условных обозначений, символов», «основной части», «заключение», «список использованной литературы». Переносы слов в заголовках не допускаются.

Оглавление включает перечень наименований всех глав и параграфов (введение; главы; параграфы; заключение; список использованной литературы; приложения, если имеются) с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти разделы.

Параграфам основного текста даётся порядковая нумерация, включает номер главы и порядковый номер параграфа, например, 1.1., 1.2.. Расстояние между заголовками параграфов, пунктов и последующим текстом равно 3 интервалам.

Основная часть доклада должна быть подразделена на 2 главы, каждая из которых обычно разбивается на 2-3 параграфа. Каждая глава и параграф должны иметь свое название, не совпадающее с названием темы, но поясняет и расширяет исследуемый вопрос.

Название и содержание глав не должно выходить за пределы темы, а название и содержание параграфов - за рамки соответствующей главы. Особое внимание необходимо обратить на логические связи между главами и параграфами и логические переходы от одной главы к другой, от одного параграфа к другому с обоснованием авторской позиции, а внутри них - от одного вопроса к другому. Общий объём основной части доклада может быть не меньше 10 страниц (без приложений) до 25, выполненных шрифтом № 14 через 1,5 интервала. Страницы доклада должны иметь поля: левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 15 мм; нижнее - 20 мм.

Заключение является выводом (следствием) из содержания. В нём освещаются основные теоретические положения, обобщаются результаты исследования по теме доклада, даются наиболее важные выводы на основе авторской позиции. Заключение должно быть связано с основной частью и вытекать из нее. Не допускается излагать заключение как продолжение описания исследуемых в работе вопросов, использовать цитаты, таблицы, рисунки и т.д. Завершает доклад список использованной литературы, включая нормативно-правовые акты. Источники литературы указываются в алфавитном порядке, причём сначала законы, нормативно-правовые акты, затем учебные пособия и статьи периодической печати. Текст содержания доклада излагается с использованием научного стиля (Приложение 1).

Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения. Все листы работы следует пронумеровать арабскими цифрами. Нумерация страниц должна быть сквозной от титульного листа, включая иллюстрации, таблицы, графики, диаграммы и др. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу или вверху по центру листа без точки в конце. На титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится.

Необходимо соблюдать следующие требования к тексту основного содержания: каждая глава - с новой страницы, а параграф - с абзаца; каждая глава (параграф) должна иметь заголовок, который нумеруется арабскими цифрами, каждая новая мысль должна начинаться с абзаца; каждый абзац должен начинаться с красной строки.

Использование в работе дословных цитат, цифровых данных, схем, формул, заимствованных из литературных и других источников, обязательно должно сопровождаться ссылкой на источник. Цитирование других авторов без ссылки на источник не допускается, так как является грубым нарушением научной добросовестности.

Оформление ссылок на источник может производиться двумя способами:

а) цифрами в тексте, выделенными квадратными скобками и указывающими порядковый номер литературы в списке литературы (например, [4, с. 57]: числа разделяются запятой; первое обозначает номер источника, второе - страницу, с которой заимствован материал);

б) внизу страницы подстрочной сноской, содержащей фамилию и инициалы автора (или авторов), название (заголовок) источников, место издания, издательство, год издания, страницу. Ссылки обозначаются только цифрами и нумеруются в пределах страницы (1, 2, 3 и т.д.). Если на одной странице требуется несколько ссылок на один и тот же источник информации, то в первой ссылке следует давать его полное библиографическое описание, а в повторных - слова «там же» с указанием страницы.

Каждая таблица должна иметь порядковый номер и заголовок. Таблицы нумеруются арабскими цифрами одним из двух способов:

- или сквозная нумерация в пределах всей работы (кроме приложений), (рекомендуется при небольшом количестве таблиц);

- или нумерация в пределах глав работы (номер состоит из двух цифр, первая обозначает главу, а вторая порядковый номер таблицы в пределах данной главы). Номер помещается в левом углу, а далее через «тире» заголовком таблицы. После слова «Таблица», знак «№» не ставится, а если в работе одна таблица, её не нумеруют. Заголовки таблицы выполняются строчными буквами, кроме первой прописной (большой). В конце заголовка и подзаголовка таблиц знаки препинания не ставят, пнри необходимости указывается источник. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм. Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры выражены в одной и той же единице физической величины, ее сокращенное обозначение помещают над таблицей. Повторяющийся в графе текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. На каждую таблицу в тексте обязательно должны быть ссылки, при этом слово «Таблица» пишется сокращенно и указывается ее номер (например, табл. 3). Таблицы следует помещать в тексте сразу после абзацев, содержащих ссылку на них. Внизу под таблицей (не внизу страницы) необходимо указать источник данных.

Все иллюстрации (схемы, диаграммы, графики и т.п.) именуются рисунками и помещаются сразу после ссылки на них в тексте. Рисунки нумеруются арабскими цифрами. Используется сквозная нумерация в пределах всей работы (кроме приложений) или нумерация в пределах главы (аналогично таблицам). Если в работе одна иллюстрация, ее не нумеруют. Каждый рисунок сопровождается названием, которое помешается под рисунком рядом с номером. Слово «Рисунок» под иллюстрацией пишется сокращенно (например, Рис. 2.). Рисунки рекомендуется выполнять черным цветом, с использованием различных вариантов штриховки.

Помещаемые в работе формулы последовательно нумеруются арабскими цифрами либо по всей работе, либо в пределах главы (первая цифра - номер главы, вторая - номер формулы внутри главы). Номер формулы следует заключать в круглые скобки, помещать справа на уровне строки формулы. После номера формулы ставится запятая, если она сопровождается экспликацией (расшифровкой), в которой разъясняется значение символов и числовых коэффициентов. Экспликация должна проводиться непосредственно после формулы, значения символов и коэффициентов следует пояснять с новой строки и указывать в той последовательности, в какой они даны в формуле. Первую строку пояснений начинают со слова «где», после которого двоеточие не ставится.

При оформлении доклада необходимо помнить, что он выполняется на листах формата А4: l-й лист - титульный, на 2-м листе пишется содержание доклада, затем, начиная с 3-гo листа, идёт ответ на поставленный вопрос.

В конце необходимо привести список использованной литературы, включая нормативно-правовые акты. Источники литературы указываются в алфавитном порядке, причем сначала законы, нормативно-правовые акты, затем книги и статьи

Итоговый тест для самоконтроля

(укажите один правильный ответ)

1. Представление о качестве основано на:

а) требованиях и пожеланиях потребителей;

б) принципах деятельности производителей;

в) законодательных требованиях государства.

2. Ценность продукции для производителя − это:

а) максимально возможная цена продукции;

б) отсутствие препятствий для продажи продукции;

в) высокое качество продукции.

3. Ценность продукции для потребителя − это:

а) низкая цена без учета качества продукции;

б) высокое качество без учета стоимости продукции;

в) разумное сочетание цены и качества.

4. Управление качеством:

а) включает в себя менеджмент качества;

б) то же, что менеджмент качества;

в) является частью менеджмента.

5. Планирование качества − это:

а) определение производственных процессов и ресурсов для достижения качества продукции;

б) определение характеристик качества нового изделия;

в) планирование производства бездефектной продукции.

7. Эволюция методов обеспечения качества насчитывает:

а) шесть фаз; б) пять фаз; в) четыре фазы.

8. Звезда качества не включает:

а) систему мотивации; б) систему взаимоотношений с поставщиками;

в) систему взаимоотношений с инвесторами.

9. Методология всеобщего управления качеством (TQM) − это:

а) система обеспечения качества продукции;

б) экспертиза продукции предприятия;

в) совокупность методов управления предприятием, основным рычагом которых является качество.

10. Роль руководства компании в TQM:

а) руководители сосредоточены в первую очередь на вопросах общего менеджмента;

б) эффективность TQM в первую очередь определяется руководством компании;

в) эффективность TQM зависит от службы менеджмента качества в компании.

11. Какой из нижеприведенных тезисов не верен? Внедрение методов TQM требует:

а) вовлечения и обучение всего персонала;

б) мониторинга поставщиков и качества их продукции;

в) смены персонала компании.

12. Сертификация − это:

а) процедура выдачи разрешения на выпуск определенной продукции;

б) процедура подтверждения соответствия продукции установленным требованиям;

в) согласование поставщиком и потребителем требований по качеству.

13. Система сертификации действует на:

а) уровне взаимоотношений поставщиков и потребителей;

б) национальном, региональном и международном уровнях;

в) отраслевом уровне.

14. Аккредитация − это:

а) признание соответствия продукции на уровне государства;

б) официальное признание прав испытательной лаборатории;

в) официальное признание прав предприятия выпускать определенную продукцию.

15. Сертификация всегда носит:

а) добровольный характер по всем видам продукции;

б) обязательный характер по веем видам продукции;

в) законодательно установлены виды продукции, подлежащие обязательной сертификации;

16. Национальными органами по сертификации являются:

а) соответствующие министерства и отраслевые ведомства;

б) Госстандарт РФ; в) испытательные лаборатории по видам продукции.

27. Организационная система сертификации включает (скорректируйте при необходимости):

а) аккредитируюшие органы;

б) управляющие органы;

в) сертифицирующие организации;

18. Сертификация включает следующие этапы (скорректируйте при необходимости):

а) планирование; в) собственно сертификацию;

б) подготовку; г) заключительные операции.

19. Что является объектом сертификационной деятельности?

а) проектная продукция; б).(дополните).

20. Домик качества − это:

а) таблица специального вида, являющаяся инструментом структурирования функции качества;

б) лаборатория по проверке качества продукции на предприятии;

в) эталонное подразделение предприятия с точки зрения эффективности управления качеством.

21. Рейтинг потребительских требований − это:

а) упорядоченный по степени важности список потребительских требований с точки зрения производителей;

б) упорядоченный по степени важности список потребительских требований с точки зрения потребителей;

в) статистические данные о предпочтениях потребителей продукции.

22. Анализ последствий и причин отказов (FMEA) проводится для:

а) разрабатываемых и существующих продуктов и процессов;

б) экономических показателей, в т.ч. затрат, связанных с низким качеством;

в) только для существующих продуктов и процессов.

23. Затраты на качество − это:

а) затраты, которые нужно понести, чтобы обеспечить удовлетворенность потребителя;

б) затраты, которые приходится нести, чтобы исправить дефекты продукции;

в) затраты на организацию подразделений по управлению качеством.

24. Затраты на несоответствие − это:

а) затраты, которые приходится нести из-за того, что не все делается правильно с первого раза;

б) затраты на исправление дефектов;

в) компенсации потребителям, получившим некачественную продукцию.

25. Бизнес-процесс − это:

а) процессы предпринимательской деятельности (в отличие от управленческой);

б) структурированная, логически замкнутая (начало-процесс-результат) последовательность действий по выполнению определенного вида деятельности;

в) характеристика предпринимательских (коммерческих) видов деятельности в отличие от некоммерческих.

26. Реинжиниринг бизнес-процессов − это:

а) метод кардинальной перестройки бизнес-процессов;

б) изменение сфер и направлений деятельности (бизнеса) предприятия;

с) метод перестройки технологии производственной деятельности.

27. Метод − «точно во время» − это:

а) совокупность методов повышения качества работ и обслуживания за счет поставок необходимых ресурсов в тот момент и в тех количествах, когда и сколько нужно;

б) метод своевременной разработки планов реструктуризации;

в) метод выполнения запланированных управленческих решений и производственных задач.

28. Методы управления знаниями − это:

а) методы обучения персонала предприятия;

б) управление процессами приобретения и использования знаний в системах управления персоналом, управления бизнес-процессами;

в) распространение информации о предприятии.


Вопросы для подготовки к диф. зачету

1. Понятие качества: определение, основное содержание понятия качества.

2. Взаимосвязь определений качество и продукция, процесс, надежность, характеристика, конкурентоспособность, ценность и стоимость.

3. Понятия качество проекта, изготовителя, потребителя, проекта, объекта, продукта. Качество жизни.

4. Взаимосвязь управления качеством с другими управленческими дисциплинами.

5. Классификация показателей качества.

6. Причинно-следственные связи, обеспечивающие качество продукции. Содержание анализа качества продукции.

7. Параметры качества продукции и ожидания потребителя. Потребительские ценности продукции.

8. Конкурентоспособность и качество: причины повышения качества товаров, анализ конкурентоспособности изделия, фирмы.

9. Характеристика направлений Европейской политики исследований в области качества жизни.

10. Стадии развития философии качества: общие положения, истоки, развитие функций менеджера по качеству.

11. Эволюция методов обеспечения качества - фаза отбраковки, фаза контроля качества, фаза управления качества, фаза менеджмента качества, фаза качества среды.

12. Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества.

13. Этапы эволюции в области качества.

14. Сущность системы менеджмента качества: планирование, обеспечение, контроль качества.

15. Основные принципы современных систем управления качеством продукции.

16. Основные положения концепции TQM.

17. Сравнение традиционной модели управления с моделью, развиваемой подходом TQM.

18. Внедрение TQM на российских предприятиях: этапы развития, проблемы внедрения.

19. Развитие советских систем управления качества: бездефектное изготовление продукции; система бездефектного труда.

20. Развитие советских систем управления качества: качество, надежность, ресурс первых изделий; научная организация работ по повышению моторесурса двигателей.

21. Развитие советских систем управления качества: комплексная система управления качеством продукции; комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов.

22. Развитие советских систем управления качества: комплексная система повышения эффективности производства.

23. Опыт управления качеством в Японии, США, Европы.

24. Теоретико-логистические основы качества в производстве и товародвижения.

25. Логистические основы управления качеством.

26. Сущность и содержание сертификации: основные понятия и термины.

27. История создания стандартов качества.

28. Система стандартов ИСО семейства 9000: философия, необходимость сертификации.

29. Правовые основы сертификации в РФ.

30. Российские системы сертификации: добровольные и обязательные.

31. Практика сертификации за рубежом: политика ЕС в области качества, основные принципы европейской политики по качеству.

32. Региональные и международные организации по сертификации систем качества.

33. Практика сертификации в России.

34. Документация системы менеджмента качества: методологические инструкции, нормативная документация и техническая литература.

35. Новая версия международных стандартов ИСО серия 9000: основные положения, принципиальные отличия.

36. Сертификация систем качества.

37. Структура Регистра систем качества.

38. Аудит систем качества: управление и проведение.

39. Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе: политика и цели, документация, оценка систем менеджмента.

40. Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2001 к системам менеджмента качества организации.

41. Ситуация, сложившаяся с сертификацией систем менеджмента качества в России.

42. Факторы, влияющие на качество продукции.

43. Классификация видов контроля продукции.

44. Статистические методы контроля качества: контрольные листки, причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы), диаграммы разброса, анализ В. Парето, стратификация, контрольные карты.

45. Статистические методы: основные положения, классификация И.И. Мазур и В.Д. Шапиро, В.И. Гиссина.

46. Метод Структурирования Функции Качества (СФК): сущность, схема проектирования изделий/процессов при помощи СФК, этапы реализации.

47. Метод анализа последствий и причин отказа (FMEA-анализ): объекты, этапы проведения, схема.

48. АBC - метод: сфера и технология применения.

49. Виды статистических методов управления качеством продукции: статистический анализ точности и стабильности технологического процесса, статистическое регулирование технологического процесса, статистический приемочный контроль качества продукции, статистический метод оценки продукции.

50. Этапы и способы применения статистических методов управления качеством продукции.

51. Инструменты управления качеством: диаграмма сродства, диаграмма связей, древовидная диаграмма, матричная диаграмма, матричная диаграмма, стрелочная, диаграмма процесса осуществления программы, анализ матричных данных.

52. Правовые основы метрологической деятельности.

53. Государственная метрологическая служба в РФ: функции, схема утверждения типа и проверки средств измерений при государственном метрологическом контроле.

54. Государственный метрологический надзор.

55. Калибровка и поверка средств измерений.

56. Схема российской службы калибровки.

57. Переход понятия качества в экономическую категорию.

58. Затраты на качество: общие положения, виды - затраты на предупредительные мероприятия, затраты на контроль, внутренние потери, внешние потери.

59. Определение величины затрат. Отчет по затратам на качество.

60. Функция потерь Г. Тагути: сущность, преимущества.

61. Характеристика затрат, связанных с обеспечением качества. Правило десятикратного увеличения затрат, связанных с дефектом.

62. Затраты при низком качестве продукции.

63. Реинжиниринг бизнес-процессов как фактор повышения качества.

64. Реструктуризация предприятий и компаний.

65. Метод «точно во время».

66. Система «всеобщего обслуживания оборудования».

67. Управления знаниями: виды знаний, стратегии - кодификации, персонификации.

68. Функционально-стоимостный анализ - элемент повышения качества.

69. Система управления мотивацией персоналом как фактор повышения качества управления в организации.


7. Самостоятельная работа студентов


Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку теоретического материала для опроса на семинарских занятиях; написание докладов, темы которых представлены в разделе «Формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля», защитой творческой работы; самотестирования, которое является одной из форм контроля полученных знаний.

Самостоятельная работа студентов очной формы обучения предполагает

-подготовку теоретического материала для опроса на семинарских занятиях, с использованием мини-кейсов;

-выполнение заданий для самостоятельной работы в соответствии с графиком СРС;

-защитой творческой работы по разделу 3 «Сферы приложения методов управления качеством» (на примере конкретной организации)»;

-написания и представление доклада по темам, представленных в разделе планы семинарских (практических) занятий.




Основная литература:

  1. Николаев М.И. Метрология, стандартизация, сертификация и управление качеством. Издательство: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2011 г.

  2. Магомедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. Управление качеством продукции: Учебник Издательство: Дашков и К, 2012 г.

  3. Михеева Е.Н., Сероштан М.В. Управление качеством: Учебник
    Издательство: Дашков и К, 2012 г.

  4. под ред. С.Д. Ильенковой Управление качеством: учебник
    Издательство: Юнити-Дана, 2011 г.

  5. Агарков А.П. Управление качеством: Учебное пособие
    Издательство: Дашков и К, 2010 г.

  6. Даниляк В.И. Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный подход к управлению эргономичностью: учебное пособие. Издательство: Логос, 2011 г.

  7. Дунченко Н.И., Магомедов М.Д., Рыбин А.В. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности: Учебное пособие
    Издательство: Дашков и К, 2012 г.

  8. Федорчукова С.Г., Козлова Н.И. Управление качеством: Учебное пособие. Издательство: Издательство Московского государственного открытого университета, 2009 г.

Дополнительная литература :

  1. Дунченко, Н.И. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности: Учеб. пособие / Н.И. Дунченко, М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2010. - 212 c. Круглов, М.Г. Инновационный проект: управление качеством и эффективностью: Учеб. пособие / М.Г. Круглов; Академия народного хозяйства. - М.: Дело, 2009. - 336 c. - (Образовательные инновации).

  2. Манн, Д. Бережливое управление бережливым производством: Пер. с англ. / Д. Манн. - М.: Стандарты и качество, 2010. - 208 c. - (Бережливое управление).

  3. Уилер, Д. Статистическое управление процессами: Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта: Пер. с англ. / Д. Уилер, М. Чамберс. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 409 c. - (Модели менеджмента ведущих корпораций

  4. Окрепилов, В.В. Менеджмент качества: В 2 т. / В.В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2009. - 992 c. Эванс, Дж. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. / Дж. Эванс. - 4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 671 c. - (Зарубежный учебник).

  5. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития: Пер. с англ. / Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсон. - М.: Стандарты и качество, 2009. - 280 c. - (Практический менеджмент).

  6. Вумек, Дж. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании: Пер. с англ. / Дж. Вумек, Д. Джонс. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 472 c. - (Модели менеджмента ведущих корпораций).

  7. Панде, П. Что такое "шесть сигм" ? Революционный метод управления качеством: Пер. с англ. / П. Панде, Л. Холп. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 160 c. - (Коротко и по делу).

  8. Окрепилов, В.В. Менеджмент качества / В.В. Окрепилов. - СПб.: Наука, 2007. - 992 c.

  9. Стандартизация и сертификация в сфере услуг: Учеб. пособие для вузов / А.В. Раков, В.И. Королькова, Г.Н. Воробьева, И.Я. Королева. - М.: Мастерство, 2007. - 208 c. - (Высшее образование).

  10. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 212 c. - (Высшее образование).

  11. Мишин, В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 303 c.

  12. Стандартизация и управление качеством продукции / В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков, О.В. Антонова; Ред. В.А. Швандар. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 487 c.

  13. Басовский, Л.Е. Управление качеством: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 212 c. - (Высшее образование).

  14. Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для ВУЗов // Под ред. В.А.Швандара. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. - 2007. - 487 с.

  15. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 256 с.

  16. Мишин В.М. Управление качеством: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. - 303 с.

  17. Амиров Ю.Д., Печенкин АЛ. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество, 2008. № 10. С. 53-55.

  18. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд-во стандартов, 2008.

  19. Богатырев АА" Филиппов ЮД. Стандартизация статистических методов управления качеством. М.: Изд-во стандартов, 2009. - 121 с.

  20. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / Под ред. Тито Конти, Ёсио Кондо, Грегори Ватсона / Пер. с англ. А. Раскина. - М.: РИА «Стандарты и качество» , 2008. - 280с., ил. - (Серия «Практический менеджмент»).

  21. Руководство по применению стандарта ИСО 9001: 2000 в сфере услуг. / Пер. с англ. А.Л. Раскина. - М., РИА «Стандарты и качество», 2009. - 192 с. - («Дом качества», вып. 7(16)).

  22. Всеобщий менеджмент качества/под общ. ред. С.А. Степанова. СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009. 200с.

  23. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж. Кампанеллы / Пер. с англ. А Раскина / Науч. Ред. Ю.П. Адлер и С.Е. Щепетова. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. - 232с., ил. - (Серия «Практический менеджмент»).

  24. Степанов С.А., Щербаков А.Ю., Ященко В.В. Системы менеджмента качества Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2009. 80с.

  25. И.А. Леншин. Основы логистики. М: Машиностроение, 2009

  26. А.Э. Горев. Грузовые автомобильные перевозки. М: Академия 2004

  27. В.В. Волгин. Автоперевозчик: Эксплуатационные нормативы. М: Астрель, 2009 "Прогрессивная технология ковки и штамповки" под ред. Ширяева А. Ф. М: "Издательство машиностроительной литературы" , 2009г.

  28. Массен В.А., Раскинд В. Л. "Справочник молодого кузнеца-штамповщика" М: "Высшая школа" , 2009г.

  29. Каплен Г. "Практическое введение в управление качеством" М: "Издательство стандартов" , 2009г.

Интернет-сайты:

knigafund.ru

quality.eup.ru

gost.ru

kodeks.net

wkkodex.ru

akdi.ru/pravo

ist.ru


© 2010-2022