Эссе о реформах Я. А. Коменского

Стремительно изменяется мир, меняются люди, изменилось само время. Цивилизация не стоит на месте. Но… На место предыдущего поколения учащихся, для которых уважение к учителю существовало априори, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Невидимые катаклизмы сознания привели к девальвации духовности. Нравственные идеалы остались в прошлом, их место заняли идолы. Меркантильность, беспринцип...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

" В чем успех реформы Коменского?"

Тарасова Л.И.

«Следующий век будет именно таким,
какими будут воспитаны для него будущие граждане».
Я.А.Коменский.


Стремительно изменяется мир, меняются люди, изменилось само время. Цивилизация не стоит на месте. Но… На место предыдущего поколения учащихся, для которых уважение к учителю существовало априори, пришли те, для которых авторитетов просто не существует. Наступило время, когда обязанностей у учителя стало больше, чем прав, а престиж сильно упал. Невидимые катаклизмы сознания привели к девальвации духовности. Нравственные идеалы остались в прошлом, их место заняли идолы. Меркантильность, беспринципность, равнодушие - вот три кита, ведущие к деградации общества. Как же и чему учить сегодня? Можно ли это делать, основываясь на принципах Я.А. Коменского?

Безусловно, реформа Коменского не только оправдала себя, но и остаётся востребованной в современном обществе. Плюсы: системный подход, планирование, общедоступность образования, личностно-ориентированный подход. Трудности: не всякий ученик готов принимать знания, хочет учиться, поэтому учитель должен быть профессионалом, уметь не только дать знания, но и вызвать интерес к учению и найти подход к ученику.

Его основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Мы все учились в школе и знакомы с этим.

Одним из принципов педагогики как науки является принцип гуманизма: «Сначала любить, потом учить» - эти слова, сказанные Я.А. Коменским еще в XVII веке, не потеряли своей актуальности и сегодня. Я думаю, что педагогика будущего должна разумно сочетать свои лучшие традиции и инновации. Невозможно идти в класс без любви к своим ученикам, а, значит, без уважения к ним. Но любить, это не значит идти у них на поводу. Это значит - найти ключ к сердцу каждого и, зная способности каждого ученика, выработать индивидуальную траекторию его развития. Поэтому школе необходима социально-психологическая служба. Сегодня школе нужны немалые материальные и кадровые ресурсы для осуществления деятельностного подхода в обучении - необходимо развивать прикладной характер обучения. Для этого еще в стенах школы ученик должен почувствовать себя членом малой группы, интегрированной в социум, так как главная задача образования сегодня - социализация ребенка, подготовка к взрослой жизни и не на словах, а на деле.

Коменский в своей Великой Дидактике писал: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха». Поэтому главной фигурой в учебном процессе выступает ученик. В процессе обучения он должен овладеть пятью ключевыми компетентностями: - образовательной; - коммуникативной; - информационной; - социальной и толерантностью. Овладение компетентностями происходит на основе формирования УУД.

Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации своей реформы образования:

1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

4. "Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим".

5. Обучение "должно идти от более общего к более частному", "от более легкого - к более трудному", "от известного - к неизвестному", "от более близкого к более отдаленному" и т.д.

«Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движение».

Эти правила никоим образом не противоречат современным изменениям в образовании. Более того, они как никогда актуальны сегодня.

«Великая дидактика» Я.А. Коменского сегодня, по сути, является первым вариантом менеджмента образования для решения основных задач реформы образования:

  1. формирование и реализация образовательной политики;

  2. поиск новых организационных форм в системе образования;

  3. выстраивание системы взаимодействия с государством и другими участниками (отдельными лицами, группами лиц, организациями, влияющими на систему образования);

  4. анализ образовательных технологий, исследование образовательной среды (внешней и внутренней) и поиск новых технологий обучения;

  5. формирование мотивации к обучению;

  6. выявление различных форм принятия решений в системе образования.

Чем больше я изучаю труды Я.А. Коменского, тем больше убеждаюсь в том, что в Российской системе образования сегодня не используется, и малой доли предложенных им реформ. Любые изменения системы - это великий труд для всех участников процесса (ученики, учителя, администрация, родители). Ученик должен осознать, что ученье - это не только получение базовых знаний, но и умение их синтезировать и применять в реальной жизни; учитель должен стать проводником для ученика; школьная администрация - создать все условия для функционирования образовательно-воспитательной системы (и это в большей степени не материальные стимулы, а поддержка и обучение педагогов, реальные пути развития каждого ученика и т.д.); родители (им сложнее всего - их учили иначе) должны понять и принять миссию школы сегодня. В свете выше сказанного мы действительно должны учить «всех и всему».

© 2010-2022