Урок по самопознанию Путь познания

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока самопознания

Школа_№15 Дата______№_ Тема: Путь познания

Ценность: Внутренний мир Качества: самообладание, понимание, добро

Педагог_____________ Класс:_6 Кол-во уч-ся_______

Цель: расширять представление о ценности познания себя и окружающего мира, а также о сущности процесса познания.

Задачи: раскрытие смысла и значения постоянного стремления человека к познанию;

развитие умений понимать себя, анализировать свое состояние для принятия верного решения в любой ситуации; воспитание трудолюбия и целеустремленности.

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Позитивный настрой на дыхание.

Сейчас мы будем делать упражнение на дыхании. Когда мы концентрируемся на дыхании у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Вдох выдох 9-10 раз медленно.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

Самое трудное - познать себя.

Абу Наср аль-Фараби

Почему процесс познания себя учёный считает самым трудным для человека?


  1. Рассказывание истории (беседа).

Обращаясь к чтению статьи А. Лосева, следует предложить учащимся выделить ключевые слова и словосочетания, важные мысли, которые определяют сущность процесса познания, например, такие, как «радость познания», «потребность учиться», «знающая любовь», «любящее знание» и т. д. Это задание поможет ответить на предложенные после статьи вопросы.

Сначала стань учеником

По Алексею Лосеву

Радость познания возникает, когда человек переходит от неуверенности и незнания к знанию, когда он постигает мысль и наслаждается своей способностью сравнивать, разделять, отождествлять…

Радость познания возбуждает в юноше потребность учиться. Человек становится счастливым, если эта потребность не только не угасает с годами, но еще больше распаляется. И в этом смысле я солидарен с древнегреческим мудрецом Солоном, восклицавшим: «Старею, всегда учась».

То, что всем надо учиться, - общеизвестно; спорить тут не о чем. Но что значит учиться - в этом мало кто отдает себе отчет; а если кто и отдает себе в этом отчет, то большею частью пользуется общепринятыми выражениями, которые либо мало что содержат в себе, либо при ближайшем рассмотрении оказываются просто неверными.

Так, говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну, конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знания и ничего другого - это опасный человек.

Знание есть любовь. Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их, это плохой ученик.

Когда преподаватель что-нибудь хорошо рассказал или писатель нечто хорошо изобразил, то у слушателя или читателя возникает чувство светлого удовлетворения. Оно подталкивает его к активной жизни, будит в нем стремление к высокому, новому, человечному. В таких случаях обнаруживается еще какая-нибудь скрытая тайна и хочется самостоятельно ее разрешить.

Когда я понял, что сумма углов треугольника равняется двум прямым углам, я почувствовал в этом нечто свое личное, бесконечно родное, чего уже никто у меня не отнимет. И среди многочисленных волнений жизни и мысли я нашел в этом приют. Геометрия, если я ее изучил и понял, - моя, родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука. Любить - значит стремиться к порождению. Если я полюбил какую-то истину, это значит, что данная истина вот-вот породит еще новую истину. Знающая любовь и любящее знание всегда хоть чуть-чуть, но обязательно несут в себе стремление к небывалому.

Да, знать и любить - это значит прежде всего бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. Бороться с недостатками - значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. Знать и любить в любых обстоятельствах жизни - это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником - значит с юности готовится к подвигу жизни.

Если ученик не чувствует своей личной ответственности за всех, за всеобщее человеческое благоденствие в будущем, не чувствует этого всегда - при изучении самой скромной математической теоремы, любого физического или химического закона, какой-либо исторической проблемы или мировоз­зренческого тезиса, - это плохой человек.

Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека - это альфа и омега всякого познания.

Надо учиться, чтобы быть!

1. Почему автор ставит рядом слова «любить» и «знать»?

2. Что является целью любого познания?

Прежде чем приступить к обсуждению вопросов, целее­сообразно привлечь внимание учащихся к результатам их работы над текстом статьи. Коллективно выстроив цепочку ключевых мыслей, раскрывающих сущность познания, а также рассуждая об их значимости, можно плавно перейти к обсуждению вопросов в конце текста.

При обсуждении ответов на вопросы важно привести учащихся к мысли о том, что процесс познания - неотъемлемая, интереснейшая часть жизни человека, боле того: без познания жизнь теряет смысл. Целью любого познания является обретение человеком счастья бытия.

Беседа

Переход к беседе является естественным продолжением обсуждения статьи. Все вопросы, в сущности, направлены на выявление имеющихся у учащихся знаний и умений о познании и о его значимости для человека, а также субъективного опыта познания.

1. Назовите три важных, на ваш взгляд, умения, необ­ходимых каждому на пути познания.

2. Какую роль играет в жизни человека чувство удов­летворения от познания?

3. Приведите пример из жизни, когда вы испытали радость от совершённых открытий в процессе познания себя.

4. Как вы понимаете утверждение: «Надо учиться, чтобы быть»?

Отвечая на первый вопрос, учащиеся называют такие умения, как умение видеть, слышать и чувствовать. Второй вопрос поможет понять, что чувство удовлетворения от познания развивает стремление к большему познанию, веру в собственные силы.

В третьем вопросе содержится обращение к личному опыту учащихся, а ответ на четвёртый вопрос может стать выводом: познание - необходимое условие полноценной жизни человека.


  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Напишите короткий рассказ о себе. Используйте для этого следующие вопросы:

1. С каким делом вам удается справиться с наибольшим успехом?

2. Что вызывает затруднение?

3. В чём вы видите причину своих неудач при выполнении того или иного дела?


  1. Групповое пение.

Неприятность эту мы переживем

слова А. Хайт, музыка неизв. автора м/ф Лето кота Леопольда

Я иду и пою

Обо всем хорошем.

И улыбку свою

Я дарю прохожим.

Если в сердце чужом

Не найду ответа,

Неприятность эту

Мы переживем.

В небесах высоко

Ярко солнце светит.

До чего же хорошо

Жить на белом свете!

Если вдруг грянет гром

В середине лета,

Неприятность эту

Мы переживем.

Мелкий дождь бьет в окно,

Хмурится природа,

Но известно давно -

Нет плохой погоды.

Все желтеет кругом,

И уходит лето,

Неприятность эту

Мы переживем.


  1. Домашнее задание.

Задание 1. Учащимся пpедлагается выполнить коллаж нa тему: «Посмотрите, это Я!». При выполнении коллажa ученики попытаются раcсказать о себе, своей жизни, чувствах, мeчтах и т.д.

Заданиe 2 (по усмотрению yчителя).

Учaщимся предлагаетcя найти слова-прелагательные на каждую букву алфавита, которые могут послужить иx характеpиcтикой. Главная задача - oбнаpyжить кaк можнo больше слов на каждyю буквy aлфавита и оценить себя объективно. Затем ребята должны посчитaть, какиx cлов-характеристик большe - пoложительных . Например, артистичный, аккуратный, активный, безынициативный, воспитанный, вежливый, и т.д.

/По желанию yчащиеся могyт зачитать свои xарактериcтики и обсудить их


  1. Заключительная минута тишины.

Вы снова слышите лирическую музыку, закройте глаза. Мысленно расскажите своему друзьям о сегодняшнем уроке и попрощайтесь с ним до завтра.

Спасибо, урок окончен.

Лирическая музыка





© 2010-2022