Конспект урока с презентацией по светской этике

Цель:  формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности. Задачи: Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с                                                                                                          терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную                           ценность. Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых  категорий, развитие речевых и с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФИО: Мошкина Е.А.

Тема и номер урока в теме № 18 «Род и семья - исток нравственных отношений»

Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную

ценность.

  1. Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.

  2. Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-исследование.

Формы работы учащихся: . Работа в парах , в группах

Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

научить различать степени родства.

Оборудование 1. Учебник «Основы светской этики»

2. Компьютер и мультимедийная установка.

3. Раздаточный материал

1.Актуализация знаний

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой (слайд 1)

-Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

- Тема нашего урока обозначена ребусом 7 я ( семья ). (2слайд)

-О чём же мы сегодня будем говорить?

- Приятно видеть вас с доброй, приветливой улыбкой, приветливым взглядом. Мы с удовольствием познакомимся друг с другом поближе, поразмышляем о своих семьях, что вас объединяет, почувствуем тепло и заботу друг друга.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь вы выходите из семьи.

Пусть все к лучшему преобразуется,

В наших душах, на нашей земле!

Идет подготовка к жизни в семье.

- Ежегодно 15 мая отмечается День семьи, день радости и счастья, самый добрый, самый радостный праздник .

-Зачем человеку семья? Какие пословицы о семье вы знаете?

Постановка проблемы

-Зачем человеку семья?

- Какие пословицы о семье вы знаете?

-Найдите данную тему в учебнике на стр.38

-Что вы узнаете на уроке?

(Что такое род, семья? Как возникли некоторые фамилии? Что такое родословная?)

2.Работа над новой темой.

1) Чтение сказки В.А.Сухомлинского «Цветок и лепесток».

Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду - что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок , как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? - спрашивает Муравей.

- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты - не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка - цветок. А лепесток без цветка - ничего.

- Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?

- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

(ответы дают и дети и родители)

Вывод: В семье точно так же все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по - настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

3.Открытие нового знания

Учитель: Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручеёк. А истоки человека - это семья, где он родился, его РОД.

Работа с понятиями род и семья. (учебник)

-Поработаем со словарями В.Даля. Найдём определение рода. (работа в группах)

(Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), какие-то устойчивые черты характера (он родом таков). Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?» В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, какого ты роду, племени?»

Работа с учебником

-Прочитайте 1 абзац на стр. 38, найдите понятие род. (слайд 3)

Первичная проверка понимания изученного

Работа в парах, на карточках. Прием «Соответствие»

-Найти слова соответствующие по смыслу слову РОД, соединить.

Родство

Родители

РОД Родина

Народ

Родословная

Работа с книгой (чтение 2 абзаца)

(частично - поисковый)

1)-Как возникли разные символы рода? Например, фамилии? (слайд 4)

-Расскажите, историю возникновения вашей фамилии.

2)-Что вы знаете о происхождении имени? Что оно обозначает?(слайд 5)

Что имя-звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно нет. И в именах есть тайна.

И таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами, силами своими,

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

Как называются люди, объединённые одной семьёй? (родственники, родные)

- Почему людям важно знать своих предков?

Работа в парах. Прием «Родовое дерево» (Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках) Проверка (слайд 6)

-Что такое родословная?

Работа с учебником, 4 абзац

(Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье)

-Рассмотрите родословную А.С.Пушкина. Сколько поколений можно насчитать в родословной? (слайд 7,8)

-Со своим древом нас познакомит Вахрушев Степан

-Что может изображаться на родовых гербах?

Почему родовые гербы разные? (слайд 9, родовой герб Пушкиных)

-Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С.Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого предка-Абрама Ганнибала. А какие памятные вещи хранятся у вас дома? (музей памятных вещей)

-Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

- Не важно, сколько человек живет в вашей семье. А что важно? (Важно, как относятся в семье друг к другу, к бабушкам и дедушкам) (презентации детей о своих семьях)

Притча «Корзину-то возьми» (Тугаева А.)

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнес высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

- Сынок, я не в обиде, что ты принес меня сюда, но корзину-то возьми!

- На что она мне?

- Твоему сыну пригодиться, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи

-О чем эта притча?

-О чем забыл сын? (Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)

-О каком важном законе нравственности напоминает притча?

-В чем заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

-Чему учит притча?

Ответы детей

Для размышлений: (слайд 10)

  • «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»…( Одна из заповедей христиан)

  • «Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости - оглянись на то, как ты относишься к своим родителям». Персидская поговорка

  • «Что ты даешь сегодня своим родителям - завтра получишь от своих детей». Китайская поговорка

  • «Кто в молодости не заботиться о своих родителях, тот обрекает себя на страдание в старости». Персидская поговорка

Работа по учебнику

Учитель: На чем основаны нравственные отношения в семье?

-Прочитайте 5,6,7,8 абзац и выделите главные отношения в семье

Работа со слайдом «Семейные ценности» (слайд 11) Дискуссия

Работа с моделью «домик». Прием «Воспроизведение образа семьи лексическими средствами языка». Моделирование

Прием «Воспроизведение образа семьи лексическими средствами языка»

- Запишите на обратной стороне «домика», в окошечках под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений под номерами.

Список №1. Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2. Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим

Физкультминутка - игра.

- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

Список №4. Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность

Список №5.

«Согласную семью и горе не берет»,

«Семья в куче - не страшна и туча»,

«На что клад, когда в семье лад». Игровой

-Я рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.

Игра «Свеча любви»

Учитель. Давайте поиграем в игру, которая называется «Свеча любви»

Конечно же, каждый из вас любит свою семью, какой бы она ни была - большой или маленькой, полной или не полной. Но наверняка вы редко задумываетесь о своих чувствах к членам семьи. Просто любите их - и все. Сейчас же я предлагаю вам задуматься именно об этом - о том, как дороги вам ваши близкие.

Описание игры.

Дети становятся в круг. Каждый получает маленькую сувенирную свечку. Учитель зажигает свечу одного из учащихся и просит всех подумать о своей семье, вспомнить какие-либо волнующие моменты из истории семьи, а затем предлагает ученику, чья свеча уже зажжена, сказать, глядя на пламя, слова благодарности конкретному лицу (маме, папе, бабушке, сестренке и т. д.) и пояснить, за что он его (их) благодарит. После этого ученик зажигает своей свечой свечу соседа. Игра продолжается, пока в кругу не зажгутся все свечи. Затем учитель предлагает детям повторить три раза слова «Мир дому моему», глядя на свечу любви, после чего свечи одновременно тушатся Игровой

4)Выступление с исследовательским проектом «Родословная моей семьи»

5)Определение главной задачи семьи

-Какова главная задача семьи?

Ответы детей. Исследовательский

Работа по учебнику

-Прочитайте последний абзац текста и дополните свои ответы. Работа с книгой

Заключительная часть

- В конце урока я хочу предложить прослушать китайскую притчу (читает хорошо читающий ученик). Львова Ж

Жила - была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что вся семья была особая - мир и лад царили в этой семье и , стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада.

Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье? Тот взял лист бумаги и стал что - то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Итог

- Ребята как вы считаете, что мы можем сделать, чем можем помочь, чтобы наши семьи были счастливыми?

- Для чего нужна счастливая семья?

- Закончить урок я хочу словами Людмилы Татьяничевой

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Обобщение

-С какими основными понятиями мы познакомились на уроке? (род, семья, родословная, фамилия)

Рефлексия

На листе ватмана изображено дерево. Вам нужно его оживить. Нарядите его листочками, чтобы он зашептались, залепетали и весело засмеялись оттого, что обрели свою семью.

Если вам было на уроке

- очень интересно, возьмите красный лист,

- хорошо, не скучно - зеленый,

- не понравилось - желтый.

Вывод: Только сообща, общими усилиями, можно сделать жизнь в семье счастливой. От каждого члена семьи зависит счастье в доме

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1 уровень. Составить генеалогическое древо своей семьи

2 уровень. Нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи

3 уровень. Нарисовать герб семьи

6

© 2010-2022