• Преподавателю
  • Другое
  • Методические указания для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине Менеджмент

Методические указания для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине Менеджмент

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Воронежской области

«Воронежский юридический техникум»















методические указания

по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы

по дисциплине «Менеджмент»






















Воронеж, 2015

Введение

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Менеджмент» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».

Объем самостоятельной работы студентов определяется государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальностям 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».

Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующим рабочим учебным планом Воронежского юридического техникума по данным специальностям.

Самостоятельная внеаудиторная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. По менеджменту используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на уроке, конференции, подготовка сообщений, докладов, рефератов, тематических кроссвордов;

для формирования умений: выполнение схем, анализ карт, подготовка к деловым играм.

Требования к результатам освоения дисциплины:

При изучении курса менеджмента студент должен обладать следующими общими и профессиональными компетенциями:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

- работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

- ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

При изучении курса менеджмента студент должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике;

- организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, делового общения.

Цели

Изучение менеджмента направлено на достижение следующих целей:

освоение студентами основных принципов и методов организации и управления предприятием, изучение, систематизация и закрепление основ теории и практики управления предприятиями в современных условиях хозяйствования, процессами принятия решений в области менеджмента, ознакомление с современными методами и приемами работы в условиях отраслевой конкуренции, поскольку формирование рыночных экономических отношений требует подготовки квалифицированных специалистов, вооруженных новыми знаниями и умениями, владеющими современным аппаратом для решения принципиально новых задач.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

При изучении курса менеджмента студент должен уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

- анализировать организационные структуры управления;

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

При изучении курса менеджмента студент должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации;

- цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике;

- организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации, делового общения.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы студент должен внимательно выслушать инструктаж преподавателя по выполнению задания, который включает определение цели задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются аудиторные занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

В методических указаниях приведены теоретический (справочный) материал в соответствии с темой работы, обращение к которому поможет выполнить задания самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля, подготавливающие к выполнению заданий и сами задания.

Самостоятельная работа №1 Подготовка рефератов, творческих работ.

Цель: получить представление об основных понятиях менеджмента. История возникновения менеджмента.

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке, проверка работы


Темы рефератов и творческих работ

1. Тема реферата по менеджменту: "История развития менеджмента как науки".

2. Тема реферата по менеджменту: "Тема реферата по менеджменту: "Концепции и функции менеджмента".

3. Тема реферата по менеджменту: "Характеристика и виду организационных структур управления".

4. Тема реферата по менеджменту: "Влияние внешней на деятельность организации".

5. Тема реферата по менеджменту: "Особенности ведения деловых переговоров".

6. Тема реферата по менеджменту: "Власть и лидерство: сущность и значение".

7. Тема реферата по менеджменту: "Виды конфликтов в организации и пути выхода из них".

8. Тема реферата по менеджменту: "Управление персоналом на предприятии".

9. Тема реферата по менеджменту: "Мотивация персонала: виды и значение для деятельности фирмы".

10. Тема реферата по менеджменту: "Коммуникация и коммуникационные процессы в организации".

11. Тема реферата по менеджменту: "Принятие управленческих решений".

12. Характеристика деловой этики.

13. Жизненный цикл организации.

14. Сущность и значение самоменеджмента.

15. Зарубежный опыт управления организацией.

16. Стратегическое планирование и его значение.

17. Внедрение изменений на предприятии: барьеры и мероприятия, направленные на адаптацию персонала к нововведениям.

18. Харизматичность: сущность, значение и способы развития харизмы.

19. Мероприятия, способствующие повышению конкурентоспособности фирмы.

20. Применение конкурентных стратегий.

21. Влияние информационных технологий на успех деятельности фирмы.

22. Основные методы определения эффективности управления.

23. Миссия и цели организации.

24. Основные модели принятия решений.

25. Современная модель управления организацией.

26. Реинжиниринг: характеристика и значение.

27. Характеристика тайм-менеджмента.

28. Управление издержками на предприятии.

29. Виды рисков в менеджменте.

30. Отличительные черты систем управления зарубежных стран.

Самостоятельная работа №2 Изучение хронологии науки управления; составление кроссвордов, сканвордов.

Цель: получить представление об истории развития менеджмента, формирование различных школ управления, современная система взглядов на менеджмент.

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: проверка кроссвордов и сканвордав.



Примерные кроссворды

Кроссворд по менеджменту 1 на тему:

«Мотивация»













1






















2








3



































4












































7





















5



















6








































8

























































































































Вопросы:

По горизонтали:

2. Нехватка чего-либо, желание иметь что-либо, без чего человек чувствует себя не комфортно

4. Потребности физиологического характера (в пище, еде, отдыхе и т. д.)

6. Модель мотивации Портера-Лоулера

8. Потребность в выражении желания человека оказывать влияние на поведение и решения других людей

По вертикали:

1. Процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, а также целей организации

3. Реализация своих творческих возможностей и рост личности

5. Кто создал структуру и иерархию человеческих потребностей, влияющих на мотивацию

7. Кто выделил две большие категории факторов, назвав их гигиеническими факторами и мотивацией

Ответы

По горизонтали:

2.потребность; 4.первичные; 6.вознагрождение; 8.власть;

По вертикали:

1.мотивация; 3.самовыражение; 5.Маслоу; 7.Герцберг;



Кроссворд по менеджменту 2

Методические указания для выполнения самостоятельных внеаудиторных работ по дисциплине Менеджмент



По горизонтали:

  1. Конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе

  1. Послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работником, справедливое применение санкций и наказаний

  1. Представитель школы человеческих отношений, провел известный Хотторнский эксперимент

  1. Объект обмена организации с внешней средой, одно из основных свойств материи - мера её движения, а также способность производить работу.

  1. Основатель классической (административной) школы управления, разработал 14 универсальных принципов управления

  1. Достоверность информации

  1. Логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигнуть цели организации

  1. Подход к управлению, рассматривающий его как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций

  1. Создатель иерархии человеческих потребностей

  1. Место для всего и все на своем месте

  1. Объект обмена организации с внешней средой, предметы, вещества, идущие на изготовление чего-либо.

  2. Ученый, определивший технологию как сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований материалов, информации или людей

По вертикали:

  1. Общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо или плохо, приобретаемые посредством обучения

  1. Центральный фактор в любой модели управления

  1. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации

  1. Внутреннее, побуждение к новым формам деятельности, один из 14 универсальных принципов управления

  1. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие ее факторов

  1. Представитель школы человеческих отношений

  1. Некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого

  1. Элемент внешней среды косвенного воздействия, поступательное движение, улучшение в процессе развития

  1. Организации на рынке, производящая аналогичный продукт или услуги

  1. Поход, рассматривающий организацию как систему

  1. Представитель школы научного управления, «отец» менеджмента

ОТВЕТЫ

По горизонтали:

  1. Цель, 4.дисциплина, 6.Мэйо, 8.энергия, 10.Файоль, 12.релевантность, 14.структура, 16. Процессный, 18.Маслоу, 20.порядок, 22. Материал, 23.Дейвис.

По вертикали:

  1. Ценности, 3.люди, 5.оиждания, 7.инициатива, 9.сложность, 11.фоллетт, 13.истема,

  1. прогресс, 17.конкуренты, 19.системный, 21.Тейлор.



Кроссворд по менеджменту 3 на тему:

«Внутренняя и внешняя среда организации»



1





















3











2




5












11






















4



7







10












































6



9
































































8















































Вопросы:

По горизонтали:

2. Фактор среды прямого воздействия на организацию, объединение людей, связанных одной профессией

4. Формируется человеком относительно результатов своего поведения на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации

6. Интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений

8. Элемент внешней среды организации, способ преобразования материала, сырья, информации в искомый продукт.

По вертикали:

1. Элемент среды косвенного воздействия на организацию, поступательное движение, улучшение в процессе развития

3. Центральный фактор в любой модели управления

5. Характеристика внешней среды организации, отражающая число и разнообразие факторов, влияющих на организацию

7. Ученый, определивший технологию как сочетание навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и знаний, необходимых для преобразования материалов, информации или людей

9. Ученый, определивший технологию как средство преобразования сырья в искомые продукты или услуги

10. Элемент внешней среды организации, обеспечивающий ее ресурсами извне

11. Фактор, формирующий необъективное восприятие окружающей среды и влияющий на поведение людей

Ответы

По горизонтали:

2. профсоюзы; 4. ожидание; 6. восприятие; 8. технология.

По вертикали:

1. прогресс; 3. люди; 5. сложность;7. Дейвис; 9. Перроу; 10. поставщики; 11. отношения.



Самостоятельная работа №3 Проектирование функций менеджмента, матричный анализ функций менеджмента.


Цель: получение более углубленной информации о природном составе функций менеджмента; взаимосвязи основных функций, эволюции понимания мотивации.

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами.

Форма контроля: сообщение на уроке


Самостоятельная работа №4 Выполнение упражнений по составлению заданной структуры управления; проектирование и анализ структуры управления


Цель: научиться составлять организационные структуры управления предприятий, совершенствовать знания о достоинствах и недостатках различных форм структур управления, выбирать ту структуру предприятия, которая лучше всего отвечает целям организации.

Самостоятельная работа: работа с литературой, интернет-ресурсами, решение задач.

Форма контроля: проверка работы.



Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий


Вид занятия: Практическая работа.

Задачи:

Развивать: склонность и желание руководить, умение наиболее результативно взаимодействовать с внешней средой, желание активно содействовать изменениям, которые продиктованы новыми экономическими условиями.

Воспитывать: чувство ответственности за принятые решения, дух творчества, возможность чувствовать удовлетворение от результатов собственного труда.

Студент должен:

знать: виды организационных структур, преимущества и недостатки организационных структур управления, их сравнительную характеристику, необходимость совершенствования организационных форм управления;

уметь: составлять организационные структуры управления, анализировать их, оптимизировать сложившиеся структуры;

иметь представление: о матрично - штабных оргструктурах, методах организационного моделирования и методах проектирования организационных структур.

Оборудование: Инструкционная карта, линейка, карандаш.

Литература: Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле, М.: «Экономика», 1996, стр. 73-80. Максимцов М.М. Менеджмент, М.: ЮНИТИ, 1998, стр. 117-142.

ХОД ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Методические указания по выполнению практической работы.

Практическая работа состоит из 4 заданий. На выполнение каждого задания отводится 20 минут рабочего времени. Ответьте на вопросы для самоконтроля (устно) в течение 7 минут, и сформулируйте свое мнение о преимуществах и недостатках разных видов организационных структур, выполняются карандашом.

2. Выполнение практической работы:

2.1.Актуализация знаний:

  • ответьте на вопросы для самоконтроля в течение 7 минут (устно).

  1. Что понимается под структурой организации?

  2. Назовите типы организационных структур и дайте им краткую характеристику.

  3. Преимущества и недостатки

  • функциональной структуры;

  • линейной структуры;

  • комбинированной структуры;

  • матричной структуры.

2.2. Выполнение практической работы.

  • изучите задание;

  • ответьте на вопросы письменно;

  • в задании номер 2 обратите внимание на горизонтальные связи и соподчиненность менеджеров (менеджер по персоналу;

  • в задании номер 5 укажите причины организационных изменений в свете современной российской экономики.


Задание 1.

Составьте организационную структуру ЛТЭТ и охарактеризуйте ее: директор, зам. директора по учебной работе, зам. директора по воспитательной работе, зам. директора по научно - методической работе, зам. директора по практике, зам. директора по заочному отделению, три председателя цикловых комиссий, три цикловых комиссии, бухгалтерия, библиотека, хозяйственная часть, буфет.

Задание 2.

Составьте организационную структуру предприятия. Назовите ее тип.


Генеральный директор

  • менеджер по персоналу

  • менеджер по производству

  • менеджер по продажам

  • менеджер по финансам

  • отдел закупок

  • производственный отдел

  • литейный цех

  • инструментальный цех

  • сборочный цех

Задание 3.

В последние годы в мировой практике менеджмента (в российской, в частности) особое внимание уделяется совершенствованию организационных структур управления предприятием. Это естественно, поскольку имеет большое значение при организации менеджмента. Как известно, имеются различные типы организационных структур управления: линейная, линейно - штабная, функциональная, дивизионная, матричная, множественная.

Линейная структура включает два блока: один занят производством, другой реализацией товара. В ее рамках определяются права и обязанности всех участников. Она используется в небольших фирмах с однородной и не сложной технологией. Управление осуществляется по схеме: начальник (директор) управляющий производством, мастер производства, исполнители (рабочие).

Линейно - штабная структура образуется путем создания специализированных служб (штабов) при каждом линейном руководители. Например, при управляющем по производству создаются службы (штабы): снабжения, сборки, упаковки, транспортировки и т.д.

Функциональная структура представляет собой модификацию линейно - штабной структуры. Разница заключается в том, что персонал штабов функциональной структуры наделен не совещательно - исполнительными правами, а правом руководства и принятия ответственных решений.

Дивизионная структура строится не по функциональному признаку, а по продуктам, рынкам или по группам обслуживаемых потребителей. Каждое подразделение рассматривается как «центр реализации», «центр инвестиций», «центр прибыли». Администрации фирмы подчиняются только общие отделы (финансовый, юридический и др.).

Матричная структура состоит из постоянных управленческих групп (центральная служба фирмы, службы функциональных менеджеров) и формирующихся групп конкретных новых продуктов или проектов. Она используется фирмами, продукция которых имеет относительно короткий жизненный цикл и часто меняется. Для решения проблемы в такие группы из функциональных отделов направляются сотрудники и необходимые ресурсы. После решения задач сотрудники возвращаются в свои отделы.

Множественная структура использует одновременно различные организационные структуры управления. Это делается в крупных и многопрофильных фирмах.


Вопросы.

  1. Какая организационная структура, по вашему мнению, является наиболее современной и эффективной?

  2. Какие организационные структуры больше подходят к современным экономическим условиям работы в России?

  3. Если бы Вы были назначены главным менеджером, в какую либо фирму, какое организационное построение Вы бы предпочли и почему?


Задание 4.

Сложилось мнение, что новые организационные структуры компаний многое изменяют в работе ее менеджеров. К таким изменениям относятся:

  • Решение проблем не может быть полностью предоставлено другим специалистам. Представители руководства должны стать лидерами в реализации стратегических проектов, обеспечивать интегрированное управление нововведениями, преобразованиями во всех подсистемах, включая развитие человеческих ресурсов.

  • Так как в процессе разработки стратегии приходится учитывать множество факторов со сложными взаимосвязями, менеджеры высшего уровня обязаны уделять больше внимания оценке совместимости, непротиворечивости отдельных решений, регулировать связи между фазами реализации и постановки (уточнения) целей.

  • В связи с тем, что ожидаемые результаты процесса разработки стратегических решений часто меняются, руководителям не следует жестко фиксировать конкретные цели и нормы на определенный период, а следует предлагать сценарии, возможные направления развития и рекомендации для менеджеров других уровней.

  • Приходится существенно перестраивать взаимосвязи между представителями высшего руководства, менеджерами и специалистами, работающих в различных подразделениях фирмы.


Вопросы.

  1. Какие еще, кроме приведенных ранее, изменения в деятельности менеджеров характерны для последнего времени?

  2. Считаете ли Вы, что подобные изменения органично связаны с современными достижениями в экономике, науке, технике, управлении, или это вызвано какими-то другими причинами (указать какими)?


3.Контроль: подготовить тетрадь с письменными ответами для сдачи на проверку.

4.Задание на дом:

Приведите примеры конкретных предприятий с разными организационными структурами, для ответа используйте материалы СМИ.





Самостоятельная работа №5 Практическая работа по мотивации трудовой деятельности персонала

Цель: систематизировать ценности и традиции поведения работников, дать понятие трудовых конфликтов, вознаграждений за труд.

Самостоятельная работа: проведение тестирования

Форма контроля: анализ тестов

Тест « Уровень конфликтности личности»

1.Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воли других?

А) нет

Б ) когда как

В ) да.

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, возможно, и ненавидят?

А) да

Б) ответить затрудняюсь

В) нет.

3. Кто вы в большей степени?

А) пацифист

Б) принципиальный

В) предприимчивый.

4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?

А) часто

Б) периодически

В) редко.

5. Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?

А) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности

Б) изучил бы, кто есть кто, и установил контакт с лидерами

В) чаще советовался бы с людьми.

6. В случае неудач какое состояние для вас характерно?

А) пессимизм

Б) плохое настроение

В) обида на самого себя.

7. Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?

А) да

Б) скорее всего, да

В) нет.

8.Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать горькую правду, чем промолчать?

А) да

Б) скорее всего, да

В) нет.

9. Их трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе:

А) раздражительность

Б) обидчивость

В) нетерпимость критики других.

10. Кто вы в большей степени?

А) независимый

Б) лидер

В) генератор идей.

11. Каким человеком считают вас ваши друзья?

А) экстравагантным

Б) оптимистом

В) настойчивым


12. С чем вам чаще всего приходится бороться?

А) с несправедливостью

Б) с бюрократизмом

В) с эгоизмом

13. Что для вас наиболее характерно?

А) недооценивать

Б) оценивать свои способности объективно

В) переоценивать свои способности.

14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?

А) излишняя инициатива

Б) излишняя критичность

В) излишняя прямолинейность.


Обработка результатов тестирования.

Замените выбранные вами буквы баллами и посчитайте их общую сумму.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

1

3

1

3

3

2

3

3

2

3

2

3

2

1

Б

2

2

3

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

2

В

3

1

2

1

1

1

1

1

3

2

3

1

3

3



Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:

14 - 17 очень низкий

18 - 20 низкий

21 - 23 ниже среднего

24 - 26 ближе к среднему

17 - 29 средний

30 - 32 выше среднего

33 - 35 ближе к высокому

36 - 38 высокий

39 - 42 очень высокий.


Самостоятельная работа №6 Решение практических ситуаций


Цель: научится решать ситуационные задачи на поведение работников.

Самостоятельная работа: работа в мини группах, обмен заданиями, поиск ошибок.

Форма контроля: проверка работ


Теоретический материал и методические указания к выполнению заданий


Ситуация № 1 «Колбаса»

Женщина 56 лет, пенсионерка, 32 года отработала учительницей физики в школе. Ее муж (62 года) бывший инженер, на пенсии. К ним в гости приехали дети с внуками. Женщина немного раздражена покупкой некачественных продуктов питания. Она пришла в продуктовый магазин, купила палку хорошей дорогой колбасы для внуков и собиралась уходить из магазина. В холле она увидела контрольные весы и решила из интереса взвесить товар. Была удивлена и огорчена, убедившись в том, что ей недовесили 65 грамм колбасы.

Она вернулась к прилавку, чтобы выяснить отношения с продавцом. Но там уже собралась очередь из 7 человек. Женщина вновь встала в очередь, чтобы решить свою проблему. Очередь «тянулась долго». Женщина нервничала, т.к. считала себя обманутой, обиженной, униженной и еще ее дома ждали за праздничным столом, а она задерживалась.

Когда подошла ее очередь, она не сдержалась, обозвала продавца воровкой и скотиной, а потом швырнула ей в лоб палку колбасы и гордо вышла из магазина.

  • Оцените рациональность действий покупательницы с точки зрения их результативности. Драматизируйте ситуацию - представьте, что она потом еще пошла покупать внукам яблоки, а ей в пакет положили товар более низкого качества, чем тот, который был выставлен на прилавке. Представьте ее состояние, версии поведения и разговор дома с мужем и детьми;

  • Осуществите реверсию конструктивного развития конфликтной ситуации с того момента, как покупательница взвесила колбасу на контрольных весах. Проведите ролевой диалог с продавцом, реализуя одну из техник амортизации конфликта.

Примечание: Желательно провести ролевую игру с несколькими вариантами конструктивных трансакций между покупателем и продавцом; попробовать разные амортизационные техники.

Ситуация № 2 «Амбициозный подчиненный»

Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником из-за его позиции к вам. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно, амбициозно, демонстративно.

В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику. Он в таких ситуациях становится раздражительным, настороженным, демонстративно сворачивает свою активность до исполнителя ждущего указаний по каждому самому элементарному вопросу.

Какую линию поведения вы выстроите по отношению к данному работнику?

Ситуация № 3 «Не в цель»

Вслед за кратким выговором за недостатки в работе вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за ним, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме.

В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора.

Что уместно предпринять в сложившейся ситуации?

Ситуация № 4 «Не ау»

Ваша подчиненная ценный для учреждения специалист. Но и у нее бывают просчеты в работе отчасти из-за ее самонадеянности, отчасти из-за того что предприятие находится в стадии нового витка развития и постоянно появляются некоторые нововведения, которые требуют от работников повышенного внимания.

Всякий раз, когда вы ведете с ней серьезный разговор, конструктивно критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает ли она критику или нет. Вы расстраиваетесь и злитесь, потому что не знаете, делает ли она правильные выводы из ваших с ней бесед или нет.

Что уместно предпринять, чтобы прояснить и изменить ситуацию?

Ситуация № 5 «Плакса»

В конце рабочей недели вы даете критический анализ деятельности ваших подчиненных. Когда вы критикуете одну из подчиненных (на общей планерке или индивидуально). Она всегда реагирует очень эмоционально (плачет, кричит и т.п.). Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний - она расплакалась.

Как довести до нее свои соображения, чтобы она сделала конструктивные выводы?

Ситуация №6 «Возмутители спокойствия»

Вы старший менеджер. У вас в команде аудиторской компании есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные с позиций реализации профессиональных задач компании действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать искрометные «тусовки» прямо на рабочем месте. Работники компетентные. Возможности их заменить на работе в ближайшем будущем у вас нет. Да это и не поощряется высшим руководством компании. Текучесть кадров карается лишением годовой премии для всего коллектива. Эти работники в целом выполняют поставленные задачи, но отвлекают других работников, вносят некоторую сумятицу. Из-за этого каждый месяц ваша команда едва укладывается в сроки отчетности. Приходится выходить на плановые показатели, как правило, за счет авралов. Это вас напрягает. Вы не знаете, какой интерес объединяет эту неформальную микрогруппу.

Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы команды?

Ситуация № 7 «Мистер хам»

Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости.

Какие действия целесообразно предпринять, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Ситуация № 8 «Инцидент»

Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного проекта. В присутствии членов коллектива он швырял ручки на пол, кричал, что ему не создают должных условий и обвинял Вас - руководителя в некомпетентности. Сотрудники ощущали себя несколько неловко, но с любопытством поглядывали на Вас, ожидая развязки. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет и показывает дурной пример коллегам.

Как Вы поступите?

Ситуация № 9 «Бесчувственный заместитель»

Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Он считает, что обиды, эмоции и чувства надо проявлять вне работы, а на производстве жесткие требования, оскорбления «за дело» надо воспринимать как должное и как информацию к размышлению для исправления ситуации.

Нужно ли воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Если нужно, то как? Что вы предпримете?

Ситуация № 10 «Вот так больная!»

Вы начальник отдела. Получили задание от руководителя компании и едете в командировку. В аэропорту случайно встречаете свою подчиненную - молодую сотрудницу, которая уже две недели не работает. Вам сказали, что она болеет. А вы видите ее не только в полном здравии, но отдохнувшей и даже, как вам показалось, похорошевшей. Она кого-то с большим нетерпением встречает в аэропорту. Во вверенном вам отделе полный завал, не хватает сотрудников, срываются сроки выполнения работ.

Что вы скажете своей сотруднице? С чего начнете разговор? Каким образом завершите данную ситуацию?


Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники


  1. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник - изд.11-е. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010.

  2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник-изд.15-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Вспомогательные источники

3.Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник / К. В. Балдин, С.Н. Воробьев, В. Б. Уткин. -7е изд. - М.: Дашков и К, 2012.

4. Логистика:Учебное пособие/ Под ред. Н.Г.Каменевой.-М.:КУРС:ИНФРА-М, 2012.

5. Маслова В.М. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / В. М. Маслова; Финуниверситет. - 2- е изд.; перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013.

6. Строева Е.М. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013.

7. Стерлигова А. Н., Фель А. В. Операционный (производственный) менеджмент: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013.

8. Фомичев, А. Н. Исследование систем управления : учебник для вузов по направлению "Менеджмент", по профилям "Производственный менеджмент", "Управление малым бизнесом", "Управление проектом" и др. экономическим профилям / А. Н. Фомичев . - М. : Дашков и К, 2013.

Интернет-ресурсы:


1. Электронная библиотека учебников 2011 [Электронный ресурс] / Большаков А. С. Менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.: // Режим доступа: studentam.net/content/view/543/63/, свободный. - Загл. с экрана.

2. Электронная библиотека учебников 2011 [Электронный ресурс] / Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие.- Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000.: // Режим доступа: studentam.net/content/view/545/63/, свободный. - Загл. с экрана.

3. http::un.by/ru/undp/gcompact/res/ - сайт глобальной сети ООН в области развития социальной ответственности, выступающей за позитивные изменения в жизни людей путем предоставления странам-участницам доступа к источникам знаний, опыта и ресурсов.

4. academy-go.ru/Site/EconomEtica/Publ/Shpotov.shtml - статья «Деловая этика и менеджмен: современные подходы» журнала «Проблемы теории и практики управления».

5. ecsocman.edu.ru - Образовательный портал по экономике, социологии и менеджменту. Российский проект по объединению как российских, так и зарубежных ресурсов по всем сферам управления. На данном портале имеются более 6 тыс. ссылок на российские и зарубежные ресурсы для студентов, преподавателей и практикующих менеджеров.

6. cfin.ru - Обзор современных инструментов управления компанией в современном мире. Полнотекстовые учебники и статьи по менеджменту.

7. ptpu.ru - Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». Много интересных статей, касающихся различных вопросов управления.

8. mag.innov.ru - Электронная версия журнала содержит аннотации и статьи об инновационной деятельности. Особый интерес может представлять раздел «Биржа технологий».

9. dis.ru - Подборка статей из журнала «Менеджмент в России и за рубежом»

10. mokinsey.com - «Вестник McKinsey» - издание московского офиса McKinsey & Company по теории и практики управления.



© 2010-2022