Конспект уроку на тему Буква с, звук (с)

ТЕМА: Звуки [с], [с´]. Буквы С с. ЦЕЛЬ: дать понятие о звонких и глухих согласных; познакомить со                        звуками [ с ], [с´], буквами С с; учить читать открытые и закрытые   слоги с изученными буквами и слоги с постепенно усложняющейся   звуко-слоговой структурой; расширить знания детей по теме   „Зоопарк”; прививать навыки культуры поведения в зоопарке, любовь к животным. ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, звуковые модели, таблица „Город букв”. ХОД УРОКА І. Актуализация опорных ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: Звуки [с], [с´]. Буквы С с.

ЦЕЛЬ: дать понятие о звонких и глухих согласных; познакомить со звуками [ с ], [с´], буквами С с; учить читать открытые и закрытые слоги с изученными буквами и слоги с постепенно усложняющейся звуко-слоговой структурой; расширить знания детей по теме "Зоопарк"; прививать навыки культуры поведения в зоопарке, любовь к животным.

ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, звуковые модели, таблица "Город букв".

ХОД УРОКА

І. Актуализация опорных знаний

1.Разминка.

- Какие согласные звуки мы выучили на прошлых уроках?

- На все мои последующие вопросы вы должны отвечать словом, где первый звук будет [ м ] или [м´].

- Что ты любишь из еды?

- Какие вывески можно увидеть в городе?

- Какие ты знаешь города?

- Какой вид транспорта тебе больше всего нравится?

- Какие овощи растут на грядке?

- Какая ягода растет в саду?

- Как можно назвать ребенка по-другому?

- Какие имена ты знаешь?

- Назови весенние месяцы.

2.Выделение одинакового начального звука.

- Какой первый звук в каждом слове?

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сшила.

Сказала со смехом соседка синица:

Стать самой скрипучей сорока стремится.

ІІ. Сообщение темы и задач урока

На уроках мы узнаем все о звуках [с], [с´] и буквах, их обозначающих. Будем учиться читать более сложные слоги.

ІІІ. Первичное восприятие и осознание нового материала

  1. Практические упражнения.

  • Произнесем звук [с] несколько раз, следим за артикуляционным аппаратом. А теперь звук [с´]. Что вы можете о них сказать?

Мы знаем, что согласные различаются не только по признаку твердости-мягкости. Но и по звонкости-глухости.

- Что вы можете сказать о звуках [с], [с´]?

2. Игра " Поймай звук".

Хлопните в ладоши, если услышите звук [с], хлопните два раза, если услышите звук [с´].

Слова: суббота, свисток, осень, рис, Сергей, сорока, Саша, север, сила.

3.Робота с чистоговоркой и скороговоркой.

а) Са-са-са в лесу бегает лиса.

Со-со-со вдруг сломалось колесо.

Су-су-су потерялись мы в лесу.

Си-си-си едим с мамой мы в такси.

Усь-усь-усь на лугу пасется гусь.

б) Саша любит сушки,

Соня - ватрушки.

4. Физкультминутка.

5.Составление звуковых схем.

Отгадайте загадку и составте звуковые модели слов-отгадок.

а)Бивни-клики толсты, велики,

Хобот силен. Кто это?.. (Слон)

б)Горбоносый длиннноногий,

Великан ветвисторогый,

Ест траву, кустов побеги,

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого довелоь

Встретить вам, то это ... (Лось)

Сравните звукавые модели. Чем они похожи. Чем отличаются?

Дайте характеристику первому звуку в слове слон и последнему звуку в слове лось.

6. Знакомство с буквами С с.

Для записи звуков [с], [с´] существует буква с.

- На что она похожа?

Сравните большую и маленькую буквы. Что вы заметили?

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

IV.Закрепление и осмысление знаний учащимися

1.Работа с учебником (с.38).

а) Чтение слогов хором, цепочкой, индивидуально:

са а│с

со о│с

сы ы│с

си и│с

б) Чтение слогов с примыканием слога-слияния к согласному:

с│ма с│мо с│мы с│ми

в) Задания для читающих детей.

Зачеркни лишнее слово в каждом столбике:

лось мо-ло-ко тыква

слон ке-фир слива

орел сме-та-на груша

тигр хлеб яблоко

г) Обозначение точкой безударных гласных.

Читаем слово: са-ма

- Что вы можете сказать о гласных?

- Чем они отличаются?

- Какой слог ударный?

- Как называют гласный в ударном слоге?

- А если гласный без ударения, как бы вы его назвали?

Безударный звук мы обозначили буквой с красной точкой - она указывает на безударный гласный.

- Какое слово записано ниже? Мы изменили слово, и что произошло?

Безударный слог стал ударным.

Читаем первое слово второго столбика.

Вы прочитали слово, как написано, а теперь произнесите его так, как мы его слышим в речи - [самы].

-Что вы заметили? Какой слог ударный?

- Что можно сказать о втором слоге? А о гласных?

Прочитай слово ниже. Что произошло?

- Какой гласный слышался в безударном слоге?

- А какую букву написали?

Это тайна русского языка. Мы постепенно будем открывать потайные дверцы и узнаем, почему слышится звук[а], а записываем букву о.

д) чтение словесно-графических схем.

Рассмотрите рисунки посередине справа. Кого вы видите?

- Где находятся мама с дочкой?

- Кого вы успели навестить в зоопарке?

- Что у девочки в руках? А у мамы?

- Как вы думаете, какая табличка висит у входа в слоновник?

А подходит ли схема под рисунком к этому слову?

Мы прочитаем предложения и узнаем, как зовут девочку.

(Чтение индивидуально.)

- Как зовут девочку?

Посмотрите на нижний рисунок. Что делают дети? Дополним предложение словами. Что обозначает эта схема ________?

- Какие слова подошли б этой схеме?

Дополни предложения по схеме.

2. Физкультминутка.

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Игра "Зоопарк".

Ученик за доской выбирает картинку животного, в названии которого есть изучаемые нами звуки. Не называя предмет, описывает его, а дети класса должны догадаться, о ком идет речь.

Например: это животное большое, серого цвета. У него большие уши, добрые глаза, короткий хвост, толстые ноги. Вместо обычного носа у него хобот. Кто это?

Проверьте, есть ли в названии нужные звуки. Значит, слона мы помещаем в наш зоопарк.

(Картинки лисы, лося, страуса, рыси и т.п.)

  1. Беседа.

- Какие звуки встретились в этих словах?

- Что вы о них можете рассказать?

- Какой буквой они обозначаются?

3. Работа по таблице "Город букв".

- Можно ли поместить букву С рядом с буквой М? Почему?

- Значит, для глухих согласных нужно другое место? Поселим ее на проспекте Глухих согласных.

VI. Итоги урока

- Что новое изучили на уроке?

- Что научились делать?

Поиграйте дома в игру "Зоопарк".

© 2010-2022