Программа по хореографии Ритмика и танец

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования московской области

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«школа искусств»




Согласовано « Утверждаю»

Решение педагогического совета Директор школы искусств

Школы искусств _________ Абаева Н.Э.

Протокол № ___ от «__»_____20___г «__»__________ 20____г


ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Отделение: хореографическое


Дисциплина: Ритмика и танец



УЧАЩИЕСЯ: ОТ 7

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА





Преподаватель хореографии : Суравьёва О.Ю.









Московская область,Рузский район, п.Дорохово,2012 г.

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  1. Причины введения программы.

Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине «Ритмика», является одним из источников оценки качества преподавательской деятельности специалиста-хореографа в области дополнительного образования. Это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, основывающейся на типовой программе по предмету. «Ритмика» - на первоначальном этапе - основа в обучении хореографическому искусству. Данная учебная программа очень важна, этот предмет необходимо изучать всем учащимся хореографического отделения в 1-м и 2-м классах.

Дисциплина «Ритмика» является первой ступенью в хореографическом образовании и базовым предметом для овладения другими хореографическими дисциплинами.

Программа по «Ритмике» - своеобразный путеводитель для преподавателя и учащихся.


  1. Нормативные документы и примерные программы, лежащие в основе курса.

В настоящее время в образовательных учреждениях используются типовые программы по предметам, которые утверждены Министерством образования Российской Федерации и носят рекомендательный характер. Они являются базой для составления преподавателями учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный и школьный компонент, методический потенциал учителя, уровень подготовленности учащихся, возможности использования новых информационных технологий.

1.3. Обоснование актуальности программы, значимости преподаваемого предмета.

Учебная рабочая программа по предмету «Ритмика» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. В школу искусств приходят заниматься дети, которые не имеют специальной подготовки и специальных профессиональных данных, поэтому развивать их надо с самого начала, с «азов». На уроках ритмики дети постигают искусство танца в игровом варианте. Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно-эстетического образования. Освоение данной дисциплины способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволила бы:

- выявить и развить личностные качества ребёнка, его одарённость через обучение танцу;

- организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

- помочь организовать ребёнку здоровый образ жизни;

- привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;

- приобщить к культурным ценностям.

Предмет развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует технические навыки и основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность - в этом его значение и значимость. Учебная рабочая программа по предмету «Ритмика» способствует разрешению этих вопросов, чем и обусловлена её актуальность.

1.4. Цель и задачи программы.

ЦЕЛЬ:

- музыкально-ритмическое и эстетическое воспитание детей; выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка;

- формирование целостного представления об окружающем мире, социальная адаптация детей, формирование духовно-нравственных ценностей.

Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- приобретение музыкально-ритмических навыков;

- формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;

- приобретение свободы движения;

- формирование двигательных навыков;

- формирование умений соотносить движение с музыкой;

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие эстетического и художественного вкуса у детей;

- развитее образного мышления;

- развитие профессиональных данных: гибкость, выворотность, подъём стопы, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координацию, танцевальность;

- развитие техники исполнительского мастерства;

- развитие пластичности, хореографической памяти, выносливости;

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;

- воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;

- воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности - то есть общечеловеческих качеств;

- повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга;

- укрепление здоровья;

- воспитание музыкальности;

- активизация творческих способностей;

- воспитание интереса к хореографическому искусству, приобщение к искусству танца;

- психологическое раскрепощение учащихся.

1.5. Структура программы.

В структуре программы содержится 3 раздела:

1. Хореографическая азбука.

2. Музыка и танец.

3. танцевальные композиции - практические занятия.

Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, овладение определённым объёмом движений, развитие координации, формирование осанки и физических данных, необходимых для занятий хореографией.

Второй раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, изучение средств музыкальной выразительности на основе танцевального движения, развитие чувства ритма, музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр.

Третий раздел предполагает изучение различных танцев в соответствии с возможностями детей конкретной группы: образных, современных, массовых композиций, которые могут стать основой репертуара для сценической практики.

Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на реализацию изложенных ранее задач.

Данный курс ориентирован на учащихся 9-10 лет, рассчитан на 2 года по 1 часу в неделю и изучается параллельно с курсом музыкальной грамоты. По каждому классу определены программные требования.

1.6. Условия реализации программы.

Основными условиями реализации программы являются:

  • высокий профессиональный уровень преподавателя (как в предметной сфере, так и в психолого-педагогической);

  • грамотное методическое изложение материала;

  • личный выразительный показ преподавателя;

  • преподавание по принципу «от простого к сложному»;

  • выполнение важных педагогических принципов: систематичность, целенаправленность, доступность, регулярность учебного процесса;

  • умение преподавателя вовлечь учащихся в творческий процесс;

  • позитивный психологический климат во время урока;

  • материально- техническое оснащение (аудио-, видеоаппаратура), наличие танцевального зала, музыкального инструмента, наглядных пособий;

«Ритмика » вводится с 1-го класса и продолжается до окончания 2-го класса по 4 часу в неделю. Данный курс ориентирован на детей с7 лет и изучается параллельно с курсом музыкальной грамоты. Набор детей свободный, то есть принимаются все желающие, так как главными задачами в школе искусств являются воспитательные: организация досуга и приобщение к творческой деятельности детей.

Количественный состав групп в среднем по 10 человек. Занятия по «Ритмике» могут проводиться раздельно с девочками и с мальчиками, могут вместе. 1-й и 2-й классы считаются младшими.

Форма занятий - групповые. Преподаватель должен уметь проявлять

гибкость в подходе к каждой группе учащихся, учитывать возрастные

особенности, психологические и физические возможности детей, и, исходя из

этого, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный

процесс.

Содержание программ

Первый год обучения

Темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1. Вводное занятие

2

1

1

2. Движения на середине.

30

4

28

3. Движения у станка

8

-

8

4. Движения на построение и перестроение

12

-

12

5. Танцы

14

2

12

6.Итоговое занятие

2

-

2

Итого

68 ч.



1.Шаги:

-бытовой

-лёгкий шаг с носка (танцевальный)

-шаг на полупальцах

-лёгкий бег

-шаг с подскоком

-галоп

-русский переменный шаг

-шаг польки

2.Позиции ног

3.Позиции рук

-подготовительное

-1,2 ,3

-перевод рук из позиции в позицию

4.Полуприседания по 1,2 ,3

5.Выдвижение ноги

-в сторону из 1позиции

-вперёд из 1 позиции

6.Выдвижение ноги в сторону и вперёд в сочетании с полуприседанием

7.Выдвижение ноги в народном характере с носка на каблук

8.Выдвижение ноги в народном характере с носка на каблук в сочетании с полуприседанием

9.Поднимание на полупальцы по 6 и 1 позиции

10.Поднимание на полупальцы в сочетании с полуприседанием

11.Прыжки на двух ногах по 6 позиции

12.Движения для головы:

13.Движения плеч и корпуса

-подъём и опускания плеч, круговые вращения

-наклоны корпуса вперёд и в сторону

-повороты, выводя правое и левое плечо

14.Положения и движения для рук принятые в русской пляске

-свободно опущенные руки

-руки вбок

-руки, скрещенные на груди

-взмах платочком

-хлопки в ладоши

15.Реверанс для учениц

16.Упражнения на ориентировку в пространстве

-различение правой и левой ноги, руки, плеча

-повороты вправо и влево

-движение по линии танца и против линии танца

-движение по диагонали

17.Построения и перестроения

-в колонну по одному

-в пары и обратно

-из колонны по два в колонны по четыре и обратно

-из колонны в шеренгу

-круг, сужение и расширение

-свободное размещение в зале

-«воротца»

18.Упражнения на повторение движений растений

19.Танцы импровизации

20.Упражнения:

- для развития чувства ритма,

-под чтение стихов

Требования к учащимся первого

года обучения

Учащиеся должны уметь правильно пройти в такт музыке танцевальным шагом с носка на пятку, сохраняя красивую осанку. Различать музыкальные размеры, понимать музыкальные вступления и завершение музыкального произведения. Ориентироваться в пространстве балетного зала, понимать направление движения.

-зачётный урок

-этюд с участием всех учащихся

Второй год обучения

Темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1. Вводное занятие

2

1

1

2. Движения на середине.

18

4

14

3.Движения у станка

12

-

12

3. Движения в народном стиле

10

-

10

4. Движения на построение и перестроение

8

-

8

5. Танцы

16

-

16

6.Итоговое занятие

2

-

2

Итого

136 ч.



1.Шаги:

-танцевальный шаг назад

-шаг на полупальцах назад

-шаг с высоким подъёмом колена вперёд на полупальцах

-бег, сгибая ноги сзади

-бег, вынося прямые ноги назад, вперёд, в сторону

2.Полуприседания по 1, 2,3 позициям

3.Выдвижение ноги:

-в сторону и вперёд из 3 позиции

-вперёд и в сторону в сочетании с полуприседанием

4.Поднимание на полупальцы по 3 позиции

5.Па дегаже по 2 и 3 позиции

6.Прыжки на двух ногах по 1 позиции

7.Положение анфас

8.Раскрывание рук вперёд в сторону из положения на поясе, характере русского танца

9.Русский переменный ход вперёд и назад.

10.Движение

-«Гармошка»

-«Припадание»

- «Ковырялочка»

-Припляс

11.Вальсовая дорожка вперёд.

12.Построения и перестроения:

-«Звёздочки»

-«Карусель»

-«Плетень»

-«Книжка»

-«Галочка»

-«Корзиночка»

-«Шен»

13.Построения из одного круга в два и три.

14.Упражнения на повторение движений животных

15. Танцы импровизации

16.Пластические этюды на перевоплощение.

Требования к учащимся второго года обучения.

Закрепить знания и навыки, полученные на первом году обучения. Уметь анализировать предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный размер, строение. Ввести в хореографию при помощи классических поз.

-переводной экзамен

-этюд

Контроль и учет успеваемости.


На уроках «Ритмика» необходимо формировать не только специальные способности, но и общие художественные способности, которые являются универсальными в любой художественной деятельности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков - практических занятий.

Умения учащихся определяются в соответствии с практическими знаниями, умениями, навыками.

Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:

- собеседование

- опрос

- контрольный урок

- выступление на концерте

Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить результат, внести изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.

Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель. Контрольный урок должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкально-ритмический и танцевальный материал, соответствующий требованиям класса.

Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждой четверти. Итоги контрольного урока обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин. Итоговая аттестация в форме контрольного урока проводится во 2-м классе. В конце учебного года все группы отделения участвуют Отчётном концерте ДШИ без выставления оценок.


Рекомендуемый репертуар

Танцевальные этюды:

1.Русский хоровод

2.Танцы в ритме вальса

3.Танцы в ритме польки

4.Танцы в ритме менуэта или гавота

5.Сюжетные танцы.

Рекомендуемый музыкальный репертуар

1.Н.Римский - Корсаков. Хороводные песни из оперы « Садко»

2.В.Моцарт. Начало симфонии

3.Ф.Шуберт. Вальс

4.П.И.Чайковский. Лебединое озеро

5.Л.Бетховен. Экосез

6.Р.Глиэр. Вальс

7.Н.Ладухин. Маленькая пьеса

8.М.Красев. Танец снежинок

9.М.Глинка. Краковяк из оперы « Иван Сусанин»

10.П.И. Чайковский. Песенка без слов.

11.Л.Бетховен. Контрданс.

12.Ф.Шуберт. Марш

13.Ф.Госсек. Гавот.

14.Б.Барток. Детская пьеса.

15.Э.Григ. Свадебный день

16.Л.Бетховен. Шесть контрдансов.



литература для педагога:

1.Арзямова Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства.//Начальная школа-1982. - №4.

2.Бейкина С.;Ломова Т.Музыка и движение. - М.;Просвещение,1983.

3.Введение в педагогическую профессию. - М.: Пед. Общество России 1999

4.Голейзовский К. Жизнь и творчество. - М.;1984.

5.Руднев С., Фиш Э. Музыкальное движение. - С - Пб.; Гуманитарная академия, 2000.

6.Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества; Популярная библиотека для родителей и педагогов. - М.: «Аквариум ЛТД»1999.

Литература для детей:

1.Габович М. Душой исполненный полёт. - М.;1967.

2.Руднёва С..Фиш Э. Музыкальное движение. - С - Пб.: Гуманитарная академия, 2000.

3.Секрет танца/ Сост. Васильева Т.К. - С - Пб.: Диамант, Золотой век,1997.


© 2010-2022