Программа библиотечно-библиографических занятий для 1-9 классов

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа библиотечно-библиографических занятий для 1-9 классов

Пояснительная записка

В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:
• Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
• Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;
• Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Одной из ведущих задач школьной библиотеки является - формирование у учащихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя, содействие формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.

Библиотека в условиях реализации ФГОС должна способствовать усвоению учащимися универсальных знаний, умений и навыков, развитию личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности, умению быстро ориентироваться в информационном пространстве, способности находить, анализировать и обобщать информацию.

Научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.

Цель программы - формирование у школьника базовых умений и навыков по основам библиотечно-библиографической грамотности, развитие устойчивого интереса к книге и умение ориентироваться в библиотечном пространстве.


Задачи:

  • формирование у обучающихся навыков пользования библиотекой;

  • формирование представлений об информационно поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;

  • формирование навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами;

  • формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;

  • знакомство с методами критической оценки информации;

  • углубление эмоциональной рефлексии обучающихся, формирование у них информационной потребности.

Программа предназначена для учащихся 1-9 классов.

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно - библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г.

Программа основана на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и личностно-деятельностного подхода, которые предполагается реализовывать с помощью различных методов организации деятельности.

Основной формой организации занятий является библиотечный урок. Библиотечные уроки - основной вид деятельности школьного педагога - библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося. При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определенные требования:

  • принцип системного подхода;

  • принцип преемственности;

  • последовательное усложнение при подаче материала уроков;

  • ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.

Библиотечные уроки проходят в виде комбинированных занятий, на которых обучающиеся получают необходимую информацию, консультации, помощь.

Формы работы: беседа, практическое занятие, викторины, интеллектуальный турнир, библиографическая игра, литературное путешествие с применением информационно-коммуникационных технологий.


Ожидаемые результаты

По окончании начальной школы обучающиеся должны:

  • знать правила пользования библиотекой;

  • знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях (фоно-, видео-, аудиоматериалы);

  • знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);

  • уметь правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие книги);

  • уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;

  • уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, справочная);

  • уметь пользоваться справочной литературой, периодическими изданиями для младших школьников.

По окончании основной школы обучающиеся должны:

  • знать способы переработки и хранения информации;

  • знать принципы систематизации информационных ресурсов;

  • знать алгоритм самостоятельной работы с информацией;

  • уметь пользоваться справочным аппаратом книги;

  • уметь работать с текстом, используя навыки аналитической деятельности;

Содержание программы

1 КЛАСС

Тема 1. Знакомство с библиотекой. Правила обращения с книгой

Путешествие по библиотеке. Знакомство с "Книжным домом". Понятия "читатель", "библиотекарь". Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг.

Форма проведения - беседа, просмотр наиболее красочных изданий книг для детей, запись детей в библиотеку.

Тема 2. Мои первые книжки

Слушание и рассматривание книг С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, русских народных сказок; уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание.

Работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ

по серии картинок.

Форма проведения: беседа с элементами викторины; просмотр книжной выставки

2 КЛАСС

Тема 1. Структура книги

Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации.

Художники детской книги (например, иллюстрации Бруни И. Л., Мавриной Т.А., Конашевича В.М. к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина).

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е. Чарушина, В. Сутеева, Э. Сетон-Томпсона и др.

Форма проведения - беседа, выставка - обзор.

Тема 2. Сказки о животных «Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»

Чтение сказок: В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок». Определение особенностей жанра сказок о животных.

Форма проведения - пересказ по иллюстрациям, разыгрывание сказки по ролям

3 КЛАСС

Тема 1. Структура книги. Как читать книги.

Цель - формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к осознанному выбору и анализу литературы.

Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Предварительная установка на чтение. Внешние условия (тишина, хорошая освещённость, правильная, удобная поза). Внимание к тексту, к художественной детали. Медленное чтение, перечитывание. Дневник чтения. Обсуждение книги с друзьями, родителями, библиотекарем.

Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина, Е. Чарушин, М. Матурич и др.).

Форма проведения - рассказ, беседа - презентация, обсуждение известных книг, викторина "Элементы книги".

Тема 2. Рассказы современных писателей о детях

Содержание: чтение рассказов - Т.Лихоталь «Синяк», Рассказы В.Драгунског

о «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано». Сравнение себя с героями произведений

В.Драгунского, рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

Форма проведения - громкое чтение, беседа о прочитанном, сочинить свой

рассказ «Что я люблю»

4КЛАСС.
Тема 1. Справочная литература.

Цель: знакомство школьников со справочной литературой: энциклопедиями,
словарями, справочниками, привитие интереса к ним, обучение умению пользоваться ими. Содержание темы: Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться.
Тематические энциклопедии - (подробно рассказывают о чем-то одном: растениях, животных, морях и океанах и др.) Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель в конце книги и т.д.
Форма проведения: беседа - презентация, просмотр справочных изданий.

Тема 2. Периодика для младших школьников

Цель: формирование интереса к периодическим изданиям для детей.
Содержание темы: Понятие о газете и журнале: статья, заметка, корреспондент, журналист, редакция. Новости России и планеты.
Премьера лучших детских журналов.

Форма проведения - беседа. Выставка "С журналом и газетой вокруг света".

5 КЛАСС

Тема 1. История создания книги

Цель: формирование у обучающихся первоначальных представлений об истории развития книги и письменности и их роли в развитии общества

Содержание темы. Первые формы письма. Глиняные таблички, папирус, первый алфавит, пергамент, письменность в Древней Руси, изобретение бумаги, начало книгопечатания.

Форма проведения - урок-путешествие с использованием компьютерной презентации.

6 КЛАСС

Тема 1. Выбор книг. Библиографические указатели.

Цель: Привитие навыка самостоятельного поиска литературы.

Содержание темы. Понятие "библиография", ее назначение. Кто ею занимается. Профессия - библиограф. Тематическая библиография. Биобиблиография.

Библиографические указатели и списки литературы для школьников - первые помощники в выборе книг для книг. Отличие указателей, списков от систематического каталога. Назначение и особенности вспомогательных указателей, какие сведения о книге можно получить из указателя. Как пользоваться указателем при выборе книг.

Форма проведения: беседа-консультация, библиографический КВН.

7 КЛАСС

Тема 1. Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении.

Цель: Углубление знаний учащихся о книге; содействие развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки литературы.

Содержание темы. Знакомство с новыми терминами и понятиями: серия, книга, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др.

Дополнительные сведения о титульном листе (серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и т.д.) Роль иллюстрации в научно-познавательной и художественной книге. Какую службу несут все эти элементы. Знаменитые художники-иллюстраторы.

Форма проведения: лекция, беседа-консультация, беседа-просмотр книг, урок - встреча с любимыми книгами. Определение содержания книги по ее элементам при беглом просмотре.

Оформление: выставка-просмотр наиболее интересных художественных и научно-познавательных книг.

8 КЛАСС

Тема 1. Библиотечные каталоги

Цель: расширение представлений учащихся о каталогах, обучение самостоятельному поиску информации по каталогам.

Содержание темы. Понятие о каталоге. Систематический и алфавитный каталог, их отличие. Основные отделы, подразделы в систематическом каталоге. Каталожная карточка.

Форма проведения - беседа, практическое занятие

9 КЛАСС

Тема 1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Цель - привитие навыков самостоятельного поиска литературы по справочно-библиографическому аппарату библиотеки, правильного оформления списка литературы.

Содержание темы. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель (АПУ). Изучение более полного библиографического описания изданий. Систематизация книг.

Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Библиографические указатели.

Новые средства распространения информации - электронные библиографические. Электронный каталог как усовершенствованный аналог карточного библиотечного каталога.

Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ), отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.). Отраслевые словари и книги энциклопедического характера. Справочные издания в домашней библиотеке.

Поиск литературы с помощью систематического каталога, систематической картотеки статей, компьютерный поиск по электронным базам данных. Принципы работы со справочными изданиями.

Правила составления библиографического списка литературы. Ведение личной библиографической картотеки.

Форма проведения: лекция, практикум, беседа-диалог.

Оформление: Справочный уголок юного читателя, алгоритм поиска по каталогу и картотекам.


























Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Класс

Кол - во занятий

Дата

1

Знакомство с библиотекой

1

3

2

Мои первые книжки

1

3

3

Структура книги

2

3

4

Сказки о животных

2

3

5

Структура книги. Как читать книги

3

2

6

Рассказы современных писателей о детях

3

2

7

Справочная литература

4

2

8

Периодика для младших школьников

4

2

9

История создания книги

5

3

10

Выбор книг. Библиографические указатели

6

3

11

Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении.

7

3

12

Библиотечные каталоги

8

2

13

Справочно-библиографический аппарат библиотеки

9

2

ИТОГО

33


Литература для учащихся

  1. Андреева О.В. История книги: хрестоматия / О.В.Андреева. - М.:МГАП «Мир книги», 1997.

  2. Володин Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф.Володин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Профессия, 2004.

  3. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г.Гецов. - М.: Книга, 1984.

  4. Львова С.Л. Книга о книге: для учащихся старших классов / С.Л.Львова. - М.: Просвещение, 1980.

  5. Николаева Л.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой / Л.Н.Николаева. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Просвещение, 1982.

  6. Поварнин С.И. Как читать книги / С.И.Поварнин. - 2-у изд. - М.: Книга, 1978.

  7. Сенокосов А.И. Информатика для любознательных: кн. для уч-ся 8-11 кл. / А.И.Сенокосов. - М.: Просвещение, 2006.

  8. Смородинская М.Д. О культуре чтения / М.Д.Смородинская, Ю.П.Маркова. - М.: Книга, 1984.

  9. Учимся учиться / под ред. А.М.Зимичева. - Л., 1990.

  10. Фролов М. Учимся работать на компьютере: самоучитель для детей и родителей / М.Фролов. - 4-е изд. - М. Лаборатория Базовых Знаний, 2002.


© 2010-2022