Теоретические аспекты для подготовки урока

Данный архив содержит теоретический материал, необходимый для подготовки к уроку. Учителю важно иметь знания теории, исходя из которой он может правильно выбрать форму и методы применяемые на уроке. Тип урока должен соответствовать Государственному стандарту и максимально помочь учителю и ученику в овладении на уроке знаниями и умениями. Предлагается примерная схема самоанализа урока для учителя. Существуют рекомендации для работы с тревожными детьми. Техника установления партнёрства. Учебная мо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВИДЫ. ТИПЫ. ФОРМЫ УРОКОВ.

1. УРОК-ВИКТОРИНА

Викторина составляется так, чтобы ученики показали знание и понимание терминов, событии, процессов, способов решения задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, географических сведений. Вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тай­не.

Варианты проведения

  • Учащиеся не должны отвечать на вопросы викторины, им необходимо лишь проставить на листочках номер вопроса и оценку. Если учащийся знает ответ на «отлично».

  • Учащиеся отвечают на вопросы викторины, затем учитель собирает ответы и отдает их тем из учеников, кто хотел бы дома проверить правильность ответов, выставить оценки и сообщить учителю. (Кстати, оба варианта предполагают вы­сокую степень доверия учителя своим ученикам, и не менее высокую степень познавательной активности учащихся, их интереса к предмету и учителю).

  • Проводится как один из этапов урока-викторины. Учащиеся задают вопросы по возможной тематике викторины учите­лю, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выстав­ляют ему оценку.

2. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК

Обычный урок, он же комбинированный - гордость и высо­чайшее достижение знаниевой парадигмы, один из столпов админи­стративно-командной конфронтационной педагогики., Именно он в своем наихудшем исполнении оттолкнул от знаний в разные эпохи миллионы детей, именно он способствует ухудшению здоровья уче­ников, именно он позволяет пополнять в значительной степени число «новых русских» и юных уголовников, именно он мало чему учит и много чего разрушает. Его главные показатели: авторитарный способ передачи знаний (я его заставлю знать мой предмет), фронтальные, как правило не монологические, формы работы, работа учителя по раз и навсегда накатанному материалу, превалирование опроса (чи­тай - контроля) над сотрудничеством, развитием, активным включе­нием учеников в индивидуальном и микрогрупповом режиме в твор­ческую, поисковую, созидательную деятельность.

Понятно, что уроки в демократической школе, в рамках педа­гогики сотрудничества требуют гигантской подготовительной рабо­ты, больших знаний, если хотите, готовности души, и по мере выхо­да России из системного нравственного, экономического, политиче­ского, культурного, социального кризиса будет расти и число новых, интересных, современных уроков. А сейчас тем не менее большинст­во уроков в нашей стране носит комбинированный, архаический ха­рактер, но следует оговориться, что форма урока по-настоящему хо­рошего, душевного, любящего свое дело учителя может не мешать, а помогать ему в его устремлениях, работе, повышении качества обу­чения.

Рассмотрим фазы комбинированного урока в двух вариантах:

1-я фаза. Оргмомент. Это обязательное условие барачно­лагерной, авторитарной педагогики. Требования, жесткое включение в деятельность, главное - форма и дисциплина.

1-я фаза (вариант). Организационно-психологический момент - ведущий элемент гуманистической педагогики. Улыбка, шутка, добро­та, положительный психологический настрой на урок, одобрительно душевное отношение к детям, смена приемов, остроумие, бодрость, иг­ровое начало.

2-я фаза. Опрос. Страх, избиение словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок.

2-я фаза (вариант). Диагностика успешности, разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование мик­рогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока запуги­вающего, инквизиторского начала.

3-я фаза. Изложение нового материала. Учитель, под запись или без требует, чтобы дети, внимательно слушая, запомнили и поняли смысл излагаемых фактов, событии, принципов, подходов - работает только память и пассивно используемый визуально-звуковой ряд.

3-я фаза (вариант). Учитель организует познавательную дея­тельность и активность учащихся в связи с изучением нового мате­риала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе объяснения учитель обещает допустить ряд ошибок. а дети должны их найти), выдачу тезисов до урока, метод графической за­писи, звуковой, моторный, визуальный, осязательный ряд, дискус­сию, стимулирование поиска учащимися опережающих идей и решений и т.д.

4-я фаза. Закрепление изученного материала. Подтверждает провал предыдущих фаз, Демонстрирует отсутствие активности, опи­рается на свойства кратковременной памяти и на записи.

4-я фаза (вариант). Позволяет обсудить главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного - опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого уча­щегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом.

5-я фаза. Выдача домашнего задания. На доске мелом написать номер параграфа, выкрикнуть запугивающий лозунг: «Буду спраши­вать на следующем уроке всех и наставлю половине класса двоек!»

5-я фаза (вариант). Учитель подбирается к домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся, аван­сом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные, поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны, значительны, разнообразны, соответство­вать уровню притязаний, знаний, интересов и развития каждого.

Второй вариант возможен только у творческого учителя, которого, по меньшей мере, обожают дети!

3. УРОК-ПОИСК

Требует серьезной предварительной подготовки, привычки учащихся и быстрой мыслительной и речевой реакции. Лучше про­водить спаренный урок.

Этапы урока

  • 1-й этап. Сообщение важных и интересных сведений по те­ме, с которыми выступают учитель и учащиеся.

  • 2-й этап. Проблематизация. Ученики и учитель ставят все вопросы, которые возникли в связи с изучаемым материа­лом. На доске выстраиваются и обозначаются проблемы.

  • 3-й этап. Учитель знакомит учащихся, если это необходи­мо, с известнымтт решениями и образцами.

  • 4-й этап. Микрогрупповой, индивидуальный или фронталь­ный поиск новых идей, решений, подходов, моделей.

  • 5-й этап. Анализ и рефлексия обсуждения, поиска, участия.

4. ПРОЕКТНЫЙ УРОК

Уроку предшествует «мозговой штурм», в ходе которого про­сматривается тематика возможных проектов.

Затем ученики, разбившись на микрогруппы, определяют про­блемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы учитель выступает в качестве консультанта, помощника или по просьбе учащихся участника малой исследовательской группы), цели, направления и содержание деятельности и исследований, структуру проекта, его ресурсное наполнение. На последнем этапе проходит открытая защи­та проекта в присутствии всех заинтересованных сторон (как прави­ло, это экспертный или научно-методический совет школы); резуль­татом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов.

5. УРОК-ПОИСК

Лучше всего становится понятной технология проведения это­го урока, если проиллюстрировать ее следующими примерами. Тема урока «Где, в каких городах, по каким адресам жила А. Ахматова, с кем она общалась, кому посвятила свои стихотворе­ния?». Ученики ведут предварительный поиск и докладывают ре­зультаты поисков на уроке.

Тема урока «Как А.С. Пушкин относился к женщине, к друзь­ям, к детям, к поэзии, к природе?». Найдите ответы в стихах, письмах поэта. Затем ученики готовят спектакль «Монологи о Пушкине».

Тема урока «Пушкин, Маяковский, Блок оказали исключи­тельно сильное влияние на поэзию и поэтов». Найдите подтвержде­ние этому в стихах других поэтов.

6. УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Два месяца ребята изучают все достопримечательности своей улицы, села, дома, людей, живущих рядом, растения, камни, речки, ручейки. Делают снимки, зарисовки, ведут записи - ищут самые замечательные факты ближней и дальней истории. Договариваются с возможными участниками урока из числа свидетелей эпохи. Урок проводится в актовом зале, заполненном заинтересованными зрите­лями.

7. УРОК-ЭКСПЕДИЦИЯ

В экспедицию отправляются для того, например, чтобы сфото­графировать наиболее интересные в городе наличники на окнах, го­родские памятники, живописные места в городе, в лесу, в парке. Учащиеся могут поехать за город искать камни, чтобы затем описать их и рассказать о них. Смысл проведения малых познавательных экспедиций в том, чтобы в короткие сроки достигнуть нескольких целей: создать реальную ситуацию для этического, эстетического, эмоционального и познавательного включения учащихся в процесс коллективного и индивидуального взаимодействия с живой и руко­творной действительностью.

8. УРОК БЕЗ УЧИТЕЛЯ

В начале года учитель распределяет среди пожелавших уча­щихся (микрогруппы в составе двух-трех человек) темы уроков, ко­торые они захотят провести в полном объеме. Затем начинается дли тельная подготовительная, исследовательская, если нужно, поиско­вая работа под наблюдением и при поддержке учителя. В процессе подготовки к проведению урока учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, затем разрабатывается детальный план, если это необходимо, проводятся репетиции, и в назначенное время один представитель микрогруппы ведет урок, остальные выступают в качестве ассистен­тов. В конце урока все ученики класса выставляют оценку за прове­денный урок, учитель выводит средний балл и проставляет его всем членам микрогруппы. После проведенного урока учитель проводит вместе «с педагогами на час» полный разбор урока. Интересно, что в составе микрогруппы могут оказаться учащиеся с разным уровнем познавательной подготовки, разными оценками, разным подходом к учению, но совместная работа над проектом позволяет понять и по­чувствовать, как трудно и вместе с тем интересно готовить и давать урок, взаимодействовать с другими, оценивать чужой труд, поддер­живать дисциплину на уроке.

9. СТИХОТВОРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК

Класс делится на подгруппы, каждая из подгрупп получает за­дание подобрать поэтические произведения, характеризующие эпо­ху, скомпоновать к этим стихам музыкальные иллюстрации, что-то исполнить самим.

10. УРОК ВЗАИМООБУЧЕНИЯ

  • Ученики попарно задают друг другу вопросы по изученной теме и выслушивают ответы, затем их позиции меняются. Оба выставляют оценки и за вопросы, и за ответы. ,

  • Ученики совместно в режиме микрогрупп ищут решение учебных проблем, задач, и в конце каждой работы участники проставляют самим себе оценки за активность и участие.

11. УРОК - ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Этот урок обычно завершает, изучение темы и проводится двумя способами:

1-й способ. Несколько учащихся готовятся к проведению пресс-конференции, класс задает им вопросы, специальное жюри вы­ставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ.

2-й способ. Учащиеся задают вопросы на пресс-конференции самому учителю, а специальное жюри проставляет оценки учителю и учащимся за вопросы и ответы.

12. ПРОБЛЕМНО-ОБУЧАЮЩИЙ ЗАЧЕТ КАК ФОРМА УРОКА

Этот урок можно провести на дифференцированной основе. Левый ряд в классе получает задание внимательно прочитать параграф учебника, после чего попеременно ученики, сидящие за одной партой, задают друг другу вопросы и отвечают на них (допол­няя друг друга), не заглядывая в учебник. Каждый ученик выставляет по итогам работы оценку своему партнеру.

Каждая пара учеников среднего ряда получает задание на ос­новании текста учебника подготовить наибольшее количество ори­гинальных вопросов, заданий, тестов. Затем они передаются сосед ней ученикам на парте, которые, изучив поступившие материалы, выставляют оценку.

Третий ряд в полном составе садится полукругом у стола учи­теля. Учитель предупреждает детей, что оценке подлежат не только знания, но и логика, оригинальность суждений. Учитель выполняет роль проблематизатора и консультанта. Оценки при этой форме ра­боты ниже 4-5 не выставляются.

13. КОНКУРС ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ТВОРЧЕСТВА

Это не просто урок - это школьный итоговый праздник знаний, который проводится в форме игры «Дистанция». Продолжается эта олимпиада два дня (пятница, суббота) и проводится трижды. Сначала при помощи ученического самоуправления средних классов, педаго­гов и родителей олимпиада проводится в начальной школе, затем учащиеся старшей школы проводят в течение двух дней олим­пиаду в средних классах, и затем олимпиада проходит в старших классах. Каждый этап включает показ родителям и социуму всех достижений школы: вернисажи, спортивные соревнования, концер­ты, спектакли, игры, творческие работы (оргкомитет специально го­товит экскурсоводов, которые будут показывать и рассказывать обо всем сделанном школой в течение года). В школе во всех ка­бинетах и мастерских организуются «познавательные дистанции», каждый класс создает несколько команд, и с маршрутным лис­том команды бросаются покорять предметные и творческие «вершины». Конкурсы охватывают все предметы и внеклассную дея­тельность в форме викторин, кроссвордов, творческих заданий. Классы и ученики индивидуально участвуют в лично-командном первенстве. В конце субботнего дня подводятся итоги, награжда­ются участники олимпиад и проходит большой концерт для ро­дителей школы.

14. ДЕЛОВЫЕ, РОЛЕВЫЕ, СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ

Методика игр описана в этой книге в другом месте. Нужно только добавить, что привлечение учащихся к игре позволяет дос­тичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализиро­вать, принимать решения, общаться.

15. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

Проводятся в течение целого учебного дня в режиме погруже­ния, в разных жанрах, с использованием большого количества прие­мов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога. 60-80 процентов урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гумани­тарных уроках, то здесь используются различные способы воздейст­вия на учащегося: видео-художественный, музыкальный ряд, телеви­дение, пресса, театр, декламация, чтение и показ документов эпохи.

16. УРОК - ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАКТИКУМ

Один из вариантов: каждому ученику или микрогруппе выда­ются строго сформулированные задания, необходимые справочные и информационные материалы по теме. Его (их) задача - на основе изучения материалов провести глубокий анализ представленных до­кументов; разработать технологию решения проблемы или проект нового документа; выявить несостыковки, ошибки, неверные подхо­ды в имеющихся решениях; написать заключение (вывод) о целесо­образности и приемлемости данного подхода, затем представитель каждой группы или автор с наработанными материалами, предъявля­ет и защищает наработки на пленарном заседании (перед всем клас­сом).

17. УРОК-ФАНТАЗИЯ

  • Дети садятся в кружок, учитель начинает, и затем по кругу дети продолжают придумывать роман на любую познава­тельную тему.

  • Дети получают краски и листы, на которых они изображают в картинках свое будущее, свои пожелания, свое отношение к людям.

  • Дети рассказывают и поясняют фантастические сны.

18. УРОК-СКАЗКА

Дети объединяются по двое-трое, сочиняют сказки на задан­ную тему и затем показывают их одноклассникам. Сказки могут быть подготовлены дома, в них могут принять участие родители, педагоги, они могут сопровождаться музыкой, художественным оформлением.

19. УРОК-СПЕКТАКЛЬ (ИНСЦЕНИРОВКА)

Ученики играют на уроке поиск открытии, встречу героев, ро­ли авторов, гениев, важные события, правила и решения, сочиняют сценарии и музыкально-поэтические постановки.

20. УРОК-ИГРА

Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством.

Например:

  • Составив стулья так, чтобы это напоминало космический корабль, дети выбирают первый состав космической ко­манды, затем второй, третий и т.д. Каждый «полет» сопро­вождается командами, песнями, рассказом об увиденном.

  • Класс превращается в кабинет врача, здесь ставится диаг­ноз, предлагается лечение.

  • Берется азбука, дети выбирают себе буквы и рассказывают о них, сочиняют сценки и стихи, изображают их в панто­миме.

21. УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ

За месяц до проведения конференции учащиеся получают для продумывания объемную тему. Небольшая группа готовит сообще­ния. Смысл сообщений - познакомить учащихся с проблемой, поста вить важные вопросы и задачи для обсуждения. Учащиеся в зале не должны специально готовиться, их задача - услышать, понять, запи­сать, осмыслить проблемы и выдвинуть свои версии, взгляды, идеи. При этом особо поощряется фантазирование в рамках темы и поиск оригинальных решений. Докладчики отвечают на уточняющие во­просы. Жюри регистрирует малые открытия и интересные идеи, про­ставляет баллы.

22. УРОК-ПОХОД

В классе моделируются станции преодоления, класс делится на подгруппы, движение осуществляется от станции до станции, группа контроля проставляет баллы за удачные ходы, находки и решения.

23. УРОК-СУД

Модная в свое время форма литературных судов может быть дополнена дидактическим судом, судом нравственным, судом исто­рии, судом здравого смысла. Все суды работают в культуре познава­тельного театра. Здесь есть место для ролевых и проблемных игр.

24. УРОК-ЛЕКЦИЯ

В ходе урока, памятуя о том, что подавляющее большинство учеников в состоянии сосредоточенно слушать не более 5-6 минут, необходимо решить задачу активизации мыслительной, познавательной, практической деятельности на уроке. С этой целью учитель мо­жет использовать следующие приемы:

  • Выдать каждому учащемуся тезисы лекции и попросить, чтобы ученики справа на свободном от тезисов месте на листе написали вопросы, которые возникли у них в ходе лекции. За наиболее интересные вопросы выставляются оценки.

  • Учитель обещает в ходе лекции допустить 10 существенных ошибок, и те из учащихся, кто их обнаружит, будут возна­граждены.

  • Каждые 3-5 минут в ходе лекции ученикам задаются крат­кие устные или письменные экспресс-задания.

  • Ученикам выдаются ласты с кратким изложением текста лекции, где, однако, пропущены основные понятия, даты, имена, принципы. По ходу лекции ученик все это должен вставить.

  • Учитель поручает заранее всем ученикам создать малые группы для совместного поиска интересных материалов к предстоящей лекции.

  • Учитель просит учащихся выставить ему оценку за прочи­танную лекцию и одновременно отметить все наиболее ин­тересные моменты в ней.

  • Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тезисы.

  • Учитель оставляет в конце лекции 2 минуты, объявив об этом заранёе, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции.

  • Учитель в начале урока сообщает вопросы, темы, задания, над которыми предстоит работать ученикам при выполне­нии домашнего задания после лекции.

25. УРОК САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА ЗНАНИЙ

  1. Учитель дает гуманитарную или иную другую задачу учащим­ся, на столах разложены разнообразные источники, приборы и материалы. Дело детей найти ответ, решение, рассуждение, до­казательство.

  2. Ученикам дается задание искать что-либо на улицах города, в лесу, в квартире - нужно найти вариант решения. Скажем, да­ется задание: опишите городские шумы и дайте им социально-­экономическое толкование (поиск, творчество).

  3. Есть известная проблема, изучите ее и предложите варианты решений. Например:

    • Растет наркомания, пьянство, хулиганство, воровство. В чем причина этого и каковы возможные варианты решения данной проблемы.

    • У вас гибнет растение, найдите причину и вылечите его.

Во всех случаях мы рассматриваем варианты не только поиска знаний, но и их активного применения.

26. УРОК ТВОРЧЕСТВА

Варианты урока.

  1. Учащиеся разбиваются на несколько групп. Они получают задание: внимательно посмотреть в окно.
    1-я группа рисует вид из окна.
    2-я группа пишет стихи на тему того, что увидели.
    3-я группа пишет прозаический текст.

  2. Учащимся предлагается придумать веселые и интересные за­дачи по арифметике на тему «Будьте здоровы».

  3. Учащиеся создают собирательный литературный портрет ге­роя нашего времени.

27. УРОК-ПЕРЕГОВОРЫ

Этот урок проводится в форме имитационной игры с целью выяснения сложных обстоятельств и причин, породивших то или иное явление.

28. УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ КАК ФОРМА

За несколько дней до урока класс делится на две команды и су­дейскую бригаду. Непосредственно на уроке каждая команда задает противоположной стороне задания и вопросы. В команде роли распределены так, что один или несколько человек отвечают за направ­ление, тему или возможный вопрос. Перед ответом дается тридцать секунд на обсуждение. Судейская бригада ставит баллы каждому участнику за участие и качество вопроса и ответа и всей команде в целом. Учитель играет роль консультанта, но имеет право вето, если вопрос выходит за рамки темы или разумного. Учитываются знание, понимание, остроумие, юмор, реакция, оригинальность ответов.

29. УРОК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ

Каждый участник заранее выбирает и согласовывает с учите­лем форму и содержание текста и его подачи. Возможно, это будет

мелодекламация (исполнение текста под музыку), возможно, чтение будет сопровождаться показом репродукций, возможно, участники будут одеты в костюмы воспеваемой эпохи, возможно, чтение текста будет исполняться дуэтом, возможно, текст будет инсценирован, возможно, будет организовано чтение по цепочке, но в конце урока важно, чтобы несколько судей-искусствоведов из числа учащихся поделились своими впечатлениями.

30. УРОК-ЭКЗАМЕН

Учитель совместно с учениками разрабатывает экзаменацион­ные билеты по теме, затем учащиеся в малых группах готовятся к микроэкзамену, после чего учитель проводит урок-консультацию, в ходе которого уточняются и конкретизируются знания учащихся. Затем создается экзаменационная комиссия из числа учащихся. Их задача - подготовить все необходимое для проведения экзамена, а также остроумные задания, вопросы, задачи. После чего проводится собственно урок-экзамен.

31. УРОК-ДИСКУССИЯ

Учащимся предлагаются темы для дискуссии или они сами предлагают их. Учитель в ходе дискуссии выполняет роль организа­тора обсуждения и консультанта, он, как правило, не высказывает свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии раньше времени. Для активиза­ции дискуссии несколько учеников еще до ее проведения получают задание подобрать конкретные фактические материалы, которые мо­гут быть зачитаны в процессе обсуждения. Из учащихся создается группа оценки, которая в конце урока выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников.

32. ИНТЕГРАТИВНО-ПОНЯТИЙНЫЙ УРОК

В ходе урока учащиеся делятся на малые группы и выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает на­градные баллы от учителя или специального жюри, составленного из учащихся. Урок проводят все учителя, предметы которых включены в тему урока.

Упражнение 1

Проводится викторина, задания которой составлены из поня­тий, названий процессов, предметов, явлений, дат, имен, принципов, изучаемых по разным предметам. Отвечают в письменном виде на скорость и качество ответов все команды, ответы зачитываются, ог­лашается их оценка в баллах.

Упражнение 2

Каждой группе выдаются прямые и перевернутые кроссворды, включающие в себя необходимые понятия.

Прямые кроссворды - клеточки пустые, и их надо заполнить, решив кроссворд, перевернутые кроссворды - кроссворд уже решен, все клеточки заполнены, нужно ко всем словам из клеточек дать оп­ределения.

Еще вариант. Ученики получают задание составить кроссворд с помощью учебников по разным предметам.

Упражнение 3

Объяснение смысла слов, взятых наугад из словарей иностран­ных слов и словаря русского языка. Следует отметить, что эта работа позволяет оценить общеязыковое развитие учащихся.

Упражнение 4

Каждой группе дается задание из пяти понятый, и группа должна, используя эти слова, определив для себя жанр, написать со­чинение, трактат, стихотворение, отчет, приказ, докладную или аналитическую записку, проект закона и т.д. Выполненная работа пере­дается в следующую группу по часовой стрелке для анализа и оценки.

33. УРОК-ТЕСТИРОВАНИЕ

Проводится с помощью компьютера или обычным способом. Каждый ученик получает задачи или иные задания е вариантами ре­шений или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обос­новать свой выбор.

34. УРОК-ОТЧЕТ (письменный или устный)

Письменный ответ состоит из двух разделов.

В первом разделе ученик объясняет и описывает, как он выполнял задание, с какими трудностями встретился, что помогало в работе, какие эмоции при этом испытывал, что мешало, насколько интересна была поставленная перед ним задача.

Во втором разделе необходимо в свободной форме опи­сать характер процессов и результаты выполненных исследова­ний.

Задания для отчета:

  • опишите звуки города;

  • исследуйте, какие полезные травы, виды деревьев, насе­комые встречаются в вашей полосе и какую пользу или вред они приносят;

  • изучите биографии некоторых государственных деятелей, ученых, представителей шоу-бизнеса и определите, что их роднит, что отталкивает, какие характерные черты свойст­венны каждой группе.

35. УРОК БЕЗ ПРАВИЛ КАК ФОРМА

Учитель предлагает детям начать урок таким образом: пусть каждый делает, что хочет. Темы нет, целей нет, задач нет, форм нет, запрещено только орать, бить, ломать. В конце урока, или на другой день, или на классном часу учитель предлагает подвести итог урока по схеме:

  • какая польза была от урока;

  • чему научились;

  • что возьмете с собой на другие уроки, от чего откажетесь.

36. УРОК-БИОГРАФИЯ, КАК ФОРМА

Каждый ученик рассказывает чью-либо биографию (своих близких), акцентируя внимание на интересных поступках, событиях, высказываниях, отношениях. Далее на классные часы приглашаются на пресс-конференцию те люди, чьи биографии были признаны детьми наиболее привлекательными. Затем ученики пишут сочине­ние на тему «Современники».

37. УРОК-РАССКАЗ

Каждая малая группа учеников ищет в классической или со­временной литературе короткий рассказ, очерк, репортаж и предла­гает свою форму предъявления литературного произведения в любой художественной форме: под музыку, инсценировка, чтение в лицах и т.д. После показа все ученики принимают участие в обсуждении то­го, как происходила подготовка, что было нового, важного, инте­ресного.

38. УРОК-СЕМИНАР

Ученики ищут после изучения темы доказательства и опро­вержения по предложенным педагогом проблемам и вписывают необходимые или интересные цитаты. Класс делится на две группы, отстаивающие две (или более) противоположные позиции. Задача заключается в том, чтобы или победить, или прийти к консенсусу в ходе спора.

Обычно школьный семинар предполагает переписывание от­куда-нибудь, чего-нибудь и зачитывание или сонный рассказ этого чего-нибудь перед классом, затем начинается игра в заинтересованное обсуждение, либо по заранее написанным текстам, либо демон­страция эмоций на фоне отсутствия мыслей. С точки зрения формы, для накопляемости оценок, в присутствии комиссий все вроде бы нормально, но с точки зрения педагогики подобные семинары при­носят вполне ощутимый вред, поскольку приучают к демагогии, без­различию, учебе ради оценок.

Поэтому при конструировании семинара важно определить его проблемно-поисковый характер, создать научную ученическую группу, продумать проблемно-вопросную базу.

39. УРОК В «АКВАРИУМЕ»

Ученики рассаживаются вокруг учащихся, находящихся в цен­тре помещения и ведущих научный (предметный) спор. Во время дискуссии «окружение» записывает все интересное, не имеет права говорить что-либо вслух, зато можно невербальным способом реаги­ровать на происходящее. По окончании спора весь класс принимает участие в обсуждении поведения участников, содержания спора, приемов доказательств.


© 2010-2022