«Раскрытие потенциала личности ребенка посредством творчества»

Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание нового и неповторимого. Самоактуализация ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.   Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов для работы. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, нужно чтобы их встречи с природой в этой мастерской стали не просто забавой, заполнением свободного времени, но и  интересным делом. Труд по изготовлению работ из природного мате...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Раскрытие потенциала личности

ребенка посредством творчества»


Семёнова И.П., педагог-психолог МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области, педагог дополнительного образования п. Прохоровка, управление образования, МБУ ДО «РСЮН»

Аннотация.

Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание нового и неповторимого. Самоактуализация ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов для работы. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, нужно чтобы их встречи с природой в этой мастерской стали не просто забавой, заполнением свободного времени, но и интересным делом. Труд по изготовлению работ из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Работа требует определённых усилий воли, у ребёнка формируются такие качества, как умение доводить начатое дело до конца.

Из своего опыта могу сказать, что использование творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Особенно это важно для младших школьников. На таких занятиях повышаются адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижается утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. Видна эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Делается акцент на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления. Творчество, в широком смысле, - это деятельность, направленная на создание нового и неповторимого. То есть по сути это деятельность, позволяющая в той или иной форме выразить свою неповторимую уникальную личность, ведь личность каждого человека уникальна. Это и есть не что иное как деятельность, раскрывающая потенциал личности. Под творчеством не обязательно подразумевается создание картин, романов или музыки. Элементы творчества могут присутствовать во всем - приготовлении пищи, выполнении любой, даже рутинной, работы, воспитании детей, общении с людьми, даже в мытье полов! Творческий подход - это, прежде всего, образ мыслей и состояние души, это ощущение свободы, энергия и смелость пробовать что-то новое, умение посмотреть под необычным углом. Человек, способный к творчеству, устремленный в творчество, никогда не будет скучен сам себе. Перед ним не будет стоять мучительный вопрос.

Как обеспечить ребенку, дошкольнику, младшему школьнику условия для творчества?

Вообще, способность к творчеству заложена в каждом человеке. Ему не надо учить специально. Не существует «творческих» и «не творческих» людей, есть люди, которые потеряли контакт со своей творческой сущностью (кстати, этот контакт никогда не, поздно, наладить, и от этого мир заиграет новыми красками). Хотя творчеству обучать не надо, но все, же есть некоторые условия, которые важно обеспечить, чтобы творческая энергия вырабатывалась и побуждала ребенка к активности.

В первую очередь - необходимо создать ребенку безопасную обстановку и обеспечить надежную привязанность. Как уже было сказано выше, если ребенок не чувствует себя в безопасности, он всю свою энергию будет тратить на укрепление привязанности, тут уж не до творчества.

Представьте себе, что вы очень голодны - хорошо ли у вас получается, в таком состоянии зачастую, на автомате одергиваем ребенка - в моменты, когда одергивали нас наши родители, или подчиняясь «закону сохранении энергии». Например, когда ребенок лезет в лужу, грязь, и мы понимаем, что нам это грозит лишней стиркой, то есть проще запретить, чем постирать. Или из повышенной тревожности - не простудился бы, не ударился бы, «а вдруг...» и т.д. Очень полезная привычка - каждый раз, когда возникает импульс остановить ребенка от какого-то действия, стоит на мгновенье остановиться и подумать - а почему я хочу это запретить? Действительно ли мой запрет важнее возможности побыть исследователем и творцом? Избыток запретов рано или поздно может лишить желания творить. Во-первых, дети инстинктивно стремятся быть хорошими для тех, к кому привязаны, и ради этой привязанности они могут отказаться от своих желаний, вытеснить их, загнать вглубь себя, и в момент, когда вы будете от них ожидать активности, самовыражения (например, в период профессионального самоопределения), они вряд ли будут помнить, что это значит. Во-вторых, если запреты вызваны родительской тревожностью, для детей это тоже сигнал тревоги - если уж взрослый, моя защита и опора, не чувствует безопасности, могу ли я расслабиться?

Еще один благой мотив, который руководит родителями, но невольно «душит» творческие порывы - это желание показать ребенку, как правильно, научить «как надо». Показывая «недочеты» в рисунке, пытаясь усовершенствовать абракадабру из лего, объявленную ребенком «подъемным краном», приблизив ее конструкцию к реальной, корректируя сюжет выдуманной истории - мы чаще всего стараемся дать ребенку образец для подражания, вдохновить его делать еще лучше. Но мы это делаем, не выходя из своего взрослого мира, и не понимая всех тонкостей мира ребенка. Все же ребенок мыслит и воспринимает иначе, и, во-первых, он скорее всего не сможет делать так, как мы ему показываем, в силу особенностей того этапа развития, на котором он находится, и наш образец может стать для него недостижимым идеалом и давить, а не вдохновлять. Во-вторых, таким образом, мы, возможно, лишим его собственного открытия! А что может быть более вдохновляющим и вселяющим уверенность?

Главное новшество совместного творчества по сравнению с индивидуальным - это возможность почувствовать себя частью целого. Это очень важный опыт для любого человека, потому что человек - социальное существо.

Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов для работы. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, нужно чтобы их встречи с природой в этой мастерской стали не просто забавой, заполнением свободного времени, но и интересным делом. Изготовление сувениров, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что природные материалы «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру…

Сотрудники Института физиологии детей и подростков установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работа с крупой, гладкой поверхностью, работа с материалом, обладающим шероховатой поверхностью стимулирует нервные окончания, находящиеся на подушечках пальцев. Выполняя пальчиками различную работу с природным материалом, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук.

Труд по изготовлению работ из природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Работа требует определённых усилий воли, у ребёнка формируются такие качества, как умение доводить начатое дело до конца.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности, в выполнении движений.

Большое воздействие оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на его мышление, способствует развитию внимания у детей - повышается его устойчивость.

Не менее важно воспитать у детей стремления доставлять людям радость самостоятельным творческим трудом, научить основам этики поведения, в том числе и в ситуации дарения подарков.

Занимайтесь с ребенком совместным творчеством, поощряйте его самостоятельность в действиях. Все это имеет большое значение в раскрытии потенциала его личности.

Список использованных источников

1. Базик И.Я. Книга для воспитателя. - 2-е издание дораб.- М.: Просвещение, 1991. - 175 с.

2. Коллекция идей: журнал для умелых ребят. - М.: ЗАО Эдипресс-Конлига, 2010.



© 2010-2022