Пути и средства правовой защиты дошкольников

Воспитание правовой культуры – основная составляющая политики государства, утвердившего Конвенцию о правах ребенка. Проблема правовой защиты детей – сегодня одна из актуальных проблем. Особенно эта проблема, с нашей точки зрения, является острой по отношению защиты прав детей дошкольного возраста, возраста, когда только формируются представления о том. Повышение правовой защиты дошкольников во многом определяется подходящей квалификацией педагогических кадров. Главная неотъемлемая составляющая, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути и средства правовой защиты дошкольников

Ю. А. Шубина

Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»


Проблема правовой защиты детей - сегодня одна из актуальных проблем. Особенно эта проблема, с нашей точки зрения, является острой по отношению защиты прав детей дошкольного возраста, возраста, когда только формируются представления о том. Что такое права, какие права есть у человека, кто должен защищать права ребенка.

К исследованию данной проблемы обращались А.В. Агеева, Ю.В. Герасименко, Е.Ф. Желобкович, А.А. Макеева, К.А. Медведева, Н.Г. Сафиуллина, Л.И. Смагина и другие исследователи.

Существует три направления работы в детском саду, которые помогают осуществлять защиту прав дошкольников в ДОУ. Это работа:

- с педагогическим коллективом по формированию компетенций в области защиты прав детей;

- с детьми старшего дошкольного по формированию у них правовых представлений;

- с родителями детей, посещающих детский сад.

Повышение правовой защиты дошкольников во многом определяется подходящей квалификацией педагогических кадров. В воспитании детей недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.

С другой стороны - способом защиты могут служить знания самих детей о своих правах и обязанностях. Для этого преподавательский состав должен заниматься воспитанием правовой культуры дошкольников.

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников [2].

Л. И. Смагина отмечает, что педагогическому коллективу, в обязанности которому входит защита прав и интересов детей, «обычно приходится объяснять родителям, какие действия по отношению к ребенку являются насилием, поскольку многие отцы и матери с трудом признают необходимость бережного обращения с детьми, хотя и заявляют, что живут только ради них. При этом взрослым даже в голову не приходит поинтересоваться, что думает об этом сам объект постоянной заботы. Совпадают ли его устремления с желаниями родителей, а если нет, то в чем заключаются расхождения и насколько они важны?» [3, с.35-40].

Таким образом, важно осуществлять правозащитную деятельность в ДОУ, соблюдая все три направления. Тогда защита прав детей дошкольного возраста будет более целесообразной и эффективной.

Воспитание правовой культуры - основная составляющая политики государства, утвердившего Конвенцию о правах ребенка. По отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается слишком узко, ограниченно: дети, смотря на картинки, читая рифмовки, поймут и запомнят свои права и обязанности. Это не так. Из картинок, рифмовок и инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не появляется. Главная неотъемлемая составляющая, обеспечивающая правовую культуру, это культура взрослых и их соответствующее поведение в обществе.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания [2]:

- логико-нормативный блок (простейшие знания детей о своих правах и обязанностях);

- эмоционально-образный блок (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, соответствующая оценка своих и чужих поступков);

- принципиально-волевой, или поведенческий блок (активность в ситуациях, когда следует опираться на социально одобряемые правила поведения, соответствующее поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и выполнение обязанностей).

Правовое воспитание в ДОУ выделяет основные задачи [2]:

- создать условия для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомить детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

- сформировать у детей: социальную ответственность, способности понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыки общения в различных ситуациях;

- воспитать у детей уважительное и терпимое отношение к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- помочь при формировании у дошкольников: чувства собственного достоинства, собственного мнения и навыков его выражения, умений плодотворного разрешения конфликтов и споров;

- воспитать уважение к мнению другого человека;

- создать в ДОУ правовое пространство и условия для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;

- повысить уровень правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;

- создать условия для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и приобщение родителей к право воспитательному процессу;

- повысить уровень социально-правовой защищенности детей в ДОУ, а так же в семье;

- сформировать у родителей детей, посещающих детский сад, понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

- оказать необходимую помощь семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

У детей дошкольного возраста возможно формирование [2]:

- уважительного отношения к установленным правилам поведения;

- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение;

- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, для пресечения и предупреждения правонарушений;

- установок, препятствующих уступчивости криминальным и незаконным влияниям;

- неприятия насильственных и других антиобщественных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

- ценностных представлений о целесообразных, обдуманных и полезных формах отдыха.

Таким образом, правовая защита дошкольников - это целенаправленное и регулярное (системное) влияние на сознание и поведение ребенка для формирования у него правовых представлений, первоначальных знаний в области защиты собственных прав. Правовая защита включает в себя и правовую воспитанность.

Правовая воспитанность - комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, по отношению к современному обществу.

Работа с родителями дошкольников строится на объяснении родителям, что такое права ребенка, какие права у него есть, кто их защищает, какие действия по отношению к ребенку являются насилием. По мнению Л.И. Смагиной, при объяснении разницы между насилием и воспитательными мерами, которые относят, бывает, к принуждению или наказанию, следует обращаться к документам нормативно-правового назначения. В юридической справочной литературе насилие определено как «воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)» [3].

По мнению Е.Ф. Желобковича, причины возникновения насилия над детьми могут быть такие:

  • отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний, умений и навыков для воспитания своих детей;

  • безразличие родителей к духовному росту и развитию своего ребенка, нежелание и неумение разобраться во внутреннем мире своих детей;

  • не высокий уровень воспитательной культуры родителей приводит к незнанию ими стилей воспитания детей, в семьях преобладает режим авторитаризма или чрезмерной опеки, а также противоречивость в методах воспитания;

  • антиобщественный способ жизнедеятельности, где в семье может наблюдаться наркомания, алкоголизм одного или обоих родителей, проституция и др.;

  • низкий уровень жизни семей как результат безработицы, бедности, отсутствия собственного жилья;

  • детские особенности (черты характера, поведение, принципы), которые могут подвигнуть родителей к физическому насилию над детьми;

  • психические заболевания одного из родителей;

  • родители, ставшие в прошлом жертвой насилия или жестокости по отношению к себе в детстве, могут применять его к своим детям и т.д. [1, с. 5-6].

Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка необходимо через коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы сотрудничества с семьей.

Л.И. Смагина классифицировала и охарактеризовала наиболее подходящие каждому из выделенных возрастных периодов особенностей, а так же разработала план действий, своего рода наставления для родителей.

  1. У детей от 3-х до 6-ти лет отмечается первый возрастной кризис. Они начинают ощущать себя свободными, независимыми от родителей. Это проявляется в позиции «я сам». В это время они:

  • находятся в постоянном движении;

  • отличаются романтической привязанностью к родителям;

  • не различают реальный мир и мир фантазий;

  • пытаются удовлетворять свои желания и потребности не зависимо от мнения окружающих их людей;

  • обращают на себя внимание, высказывают свое мнение, даже когда этого не следует делать;

  • выдумывают (затем испытывают) различные страхи и беспокойства;

  • начинают интересоваться: «Откуда я взялся(лась)? А где я был(а) до этого?»;

  • отдают предпочтение играм в дочки-матери, при этом показывая со своей точки зрения нынешние отношения в своей семье между детьми и родителями, а так же моделируя свою будущую семью.

  1. Во время такого кризиса привычное отношение к ребенку слегка меняется. Что же делать в этом случае? Как себя вести? На эти вопросы отвечает следующая «часть» предложенного плана.

  • жалейте, поощряйте и любите своего ребенка, ласкайте, целуйте и обнимайте его, так как в данный период излишка ласки не будет;

  • попробуйте помочь ребенку все сделать самому;

  • будьте отзывчивыми к его идеям; отложите свои дела и внимательно выслушайте ребенка, как только он изъявил желание с Вами поговорить, посоветоваться;

  • предоставьте ему свободу, однако учите, что он должен считаться с мнением окружающих его людей. Остановите ребенка, если он нахально, без церемоний вмешивается в разговоры взрослых, покажите свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;

  • понаблюдайте за играми ребенка, поучаствуйте в них, если Вас пригласили. Это первая и очень важная школа жизни: по играм определяют, какие проблемы возникают у детей, как он их решает и каким человеком в будущем он может стать;

  • на вопросы, задаваемые ребенком, даже на «неудобные», нужно отвечать честно и откровенно, иначе потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, так как Вы уже подали ему нежелательный пример.

Нельзя:

  • излишне опекать ребенка;

  • заострять внимание на детских ссорах;

  • использовать угрозы для того, чтобы достигнуть желаемого результата;

  • наказывать за качества личности - только за действия;

  • прибегать к физическим наказаниям. Конечно, применив насилие, можно добиться цели быстрее. Но что делать, когда ребенок вырастет? [3, с. 38].

Таким образом, главным воспитательным «институтом» для ребенка является семья. Дошкольное учреждение может только помогать в воспитании ребенка. И для родителей, и для воспитателей в детском саду ребенок является особым объектом внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.

Литература

  1. Желобкович, Е. Ф. Проблема насилия в диаде «Родители-дети» / Е. Ф. Желобкович // Сацыяльна-псіхалагічная работа. - 2006. - № 6. - С.5-10, с. 5-6.

  2. Кочевцева О.А. Программа правового воспитания детей дошкольного возраста /nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/02/programma-pravovogo-vospitaniya-dlya-detey-dzhoshkolnogo-vozrasta-3-7

  3. Смагина, Л. И. Профилактика домашнего насилия над детьми / Л. И. Смагина // Проблемы выхавання. - 2005. - № 4. - С. 35-40., с.37


© 2010-2022