- Преподавателю
- Другое
- Пути и средства правовой защиты дошкольников
Пути и средства правовой защиты дошкольников
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шубина Ю.А. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пути и средства правовой защиты дошкольников
Ю. А. Шубина
Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»
Проблема правовой защиты детей - сегодня одна из актуальных проблем. Особенно эта проблема, с нашей точки зрения, является острой по отношению защиты прав детей дошкольного возраста, возраста, когда только формируются представления о том. Что такое права, какие права есть у человека, кто должен защищать права ребенка.
К исследованию данной проблемы обращались А.В. Агеева, Ю.В. Герасименко, Е.Ф. Желобкович, А.А. Макеева, К.А. Медведева, Н.Г. Сафиуллина, Л.И. Смагина и другие исследователи.
Существует три направления работы в детском саду, которые помогают осуществлять защиту прав дошкольников в ДОУ. Это работа:
- с педагогическим коллективом по формированию компетенций в области защиты прав детей;
- с детьми старшего дошкольного по формированию у них правовых представлений;
- с родителями детей, посещающих детский сад.
Повышение правовой защиты дошкольников во многом определяется подходящей квалификацией педагогических кадров. В воспитании детей недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.
С другой стороны - способом защиты могут служить знания самих детей о своих правах и обязанностях. Для этого преподавательский состав должен заниматься воспитанием правовой культуры дошкольников.
В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников [2].
Л. И. Смагина отмечает, что педагогическому коллективу, в обязанности которому входит защита прав и интересов детей, «обычно приходится объяснять родителям, какие действия по отношению к ребенку являются насилием, поскольку многие отцы и матери с трудом признают необходимость бережного обращения с детьми, хотя и заявляют, что живут только ради них. При этом взрослым даже в голову не приходит поинтересоваться, что думает об этом сам объект постоянной заботы. Совпадают ли его устремления с желаниями родителей, а если нет, то в чем заключаются расхождения и насколько они важны?» [3, с.35-40].
Таким образом, важно осуществлять правозащитную деятельность в ДОУ, соблюдая все три направления. Тогда защита прав детей дошкольного возраста будет более целесообразной и эффективной.
Воспитание правовой культуры - основная составляющая политики государства, утвердившего Конвенцию о правах ребенка. По отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается слишком узко, ограниченно: дети, смотря на картинки, читая рифмовки, поймут и запомнят свои права и обязанности. Это не так. Из картинок, рифмовок и инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не появляется. Главная неотъемлемая составляющая, обеспечивающая правовую культуру, это культура взрослых и их соответствующее поведение в обществе.
Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания [2]:
- логико-нормативный блок (простейшие знания детей о своих правах и обязанностях);
- эмоционально-образный блок (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, соответствующая оценка своих и чужих поступков);
- принципиально-волевой, или поведенческий блок (активность в ситуациях, когда следует опираться на социально одобряемые правила поведения, соответствующее поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и выполнение обязанностей).
Правовое воспитание в ДОУ выделяет основные задачи [2]:
- создать условия для формирования у детей правовой компетентности;
- ознакомить детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;
- сформировать у детей: социальную ответственность, способности понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыки общения в различных ситуациях;
- воспитать у детей уважительное и терпимое отношение к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;
- помочь при формировании у дошкольников: чувства собственного достоинства, собственного мнения и навыков его выражения, умений плодотворного разрешения конфликтов и споров;
- воспитать уважение к мнению другого человека;
- создать в ДОУ правовое пространство и условия для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;
- повысить уровень правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;
- создать условия для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и приобщение родителей к право воспитательному процессу;
- повысить уровень социально-правовой защищенности детей в ДОУ, а так же в семье;
- сформировать у родителей детей, посещающих детский сад, понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;
- оказать необходимую помощь семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.
У детей дошкольного возраста возможно формирование [2]:
- уважительного отношения к установленным правилам поведения;
- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;
- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение;
- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, для пресечения и предупреждения правонарушений;
- установок, препятствующих уступчивости криминальным и незаконным влияниям;
- неприятия насильственных и других антиобщественных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;
- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;
- ценностных представлений о целесообразных, обдуманных и полезных формах отдыха.
Таким образом, правовая защита дошкольников - это целенаправленное и регулярное (системное) влияние на сознание и поведение ребенка для формирования у него правовых представлений, первоначальных знаний в области защиты собственных прав. Правовая защита включает в себя и правовую воспитанность.
Правовая воспитанность - комплексное качество личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, по отношению к современному обществу.
Работа с родителями дошкольников строится на объяснении родителям, что такое права ребенка, какие права у него есть, кто их защищает, какие действия по отношению к ребенку являются насилием. По мнению Л.И. Смагиной, при объяснении разницы между насилием и воспитательными мерами, которые относят, бывает, к принуждению или наказанию, следует обращаться к документам нормативно-правового назначения. В юридической справочной литературе насилие определено как «воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)» [3].
По мнению Е.Ф. Желобковича, причины возникновения насилия над детьми могут быть такие:
-
отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний, умений и навыков для воспитания своих детей;
-
безразличие родителей к духовному росту и развитию своего ребенка, нежелание и неумение разобраться во внутреннем мире своих детей;
-
не высокий уровень воспитательной культуры родителей приводит к незнанию ими стилей воспитания детей, в семьях преобладает режим авторитаризма или чрезмерной опеки, а также противоречивость в методах воспитания;
-
антиобщественный способ жизнедеятельности, где в семье может наблюдаться наркомания, алкоголизм одного или обоих родителей, проституция и др.;
-
низкий уровень жизни семей как результат безработицы, бедности, отсутствия собственного жилья;
-
детские особенности (черты характера, поведение, принципы), которые могут подвигнуть родителей к физическому насилию над детьми;
-
психические заболевания одного из родителей;
-
родители, ставшие в прошлом жертвой насилия или жестокости по отношению к себе в детстве, могут применять его к своим детям и т.д. [1, с. 5-6].
Организовывать работу по повышению родительской компетентности в вопросах воспитания и защиты прав ребенка необходимо через коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные формы сотрудничества с семьей.
Л.И. Смагина классифицировала и охарактеризовала наиболее подходящие каждому из выделенных возрастных периодов особенностей, а так же разработала план действий, своего рода наставления для родителей.
-
У детей от 3-х до 6-ти лет отмечается первый возрастной кризис. Они начинают ощущать себя свободными, независимыми от родителей. Это проявляется в позиции «я сам». В это время они:
-
находятся в постоянном движении;
-
отличаются романтической привязанностью к родителям;
-
не различают реальный мир и мир фантазий;
-
пытаются удовлетворять свои желания и потребности не зависимо от мнения окружающих их людей;
-
обращают на себя внимание, высказывают свое мнение, даже когда этого не следует делать;
-
выдумывают (затем испытывают) различные страхи и беспокойства;
-
начинают интересоваться: «Откуда я взялся(лась)? А где я был(а) до этого?»;
-
отдают предпочтение играм в дочки-матери, при этом показывая со своей точки зрения нынешние отношения в своей семье между детьми и родителями, а так же моделируя свою будущую семью.
-
Во время такого кризиса привычное отношение к ребенку слегка меняется. Что же делать в этом случае? Как себя вести? На эти вопросы отвечает следующая «часть» предложенного плана.
-
жалейте, поощряйте и любите своего ребенка, ласкайте, целуйте и обнимайте его, так как в данный период излишка ласки не будет;
-
попробуйте помочь ребенку все сделать самому;
-
будьте отзывчивыми к его идеям; отложите свои дела и внимательно выслушайте ребенка, как только он изъявил желание с Вами поговорить, посоветоваться;
-
предоставьте ему свободу, однако учите, что он должен считаться с мнением окружающих его людей. Остановите ребенка, если он нахально, без церемоний вмешивается в разговоры взрослых, покажите свой гнев, если он вызван серьезным проступком ребенка;
-
понаблюдайте за играми ребенка, поучаствуйте в них, если Вас пригласили. Это первая и очень важная школа жизни: по играм определяют, какие проблемы возникают у детей, как он их решает и каким человеком в будущем он может стать;
-
на вопросы, задаваемые ребенком, даже на «неудобные», нужно отвечать честно и откровенно, иначе потом Вам будет сложно научить ребенка говорить правду, так как Вы уже подали ему нежелательный пример.
Нельзя:
-
излишне опекать ребенка;
-
заострять внимание на детских ссорах;
-
использовать угрозы для того, чтобы достигнуть желаемого результата;
-
наказывать за качества личности - только за действия;
-
прибегать к физическим наказаниям. Конечно, применив насилие, можно добиться цели быстрее. Но что делать, когда ребенок вырастет? [3, с. 38].
Таким образом, главным воспитательным «институтом» для ребенка является семья. Дошкольное учреждение может только помогать в воспитании ребенка. И для родителей, и для воспитателей в детском саду ребенок является особым объектом внимания, который в современных условиях приобретает статус субъекта в системе взаимодействия родители-педагог-ребенок. Именно поэтому любая попытка внести свой вклад в формирование гуманных отношений в обществе, особенно если это касается детско-родительских отношений, весьма ценна и значима.
Литература
-
Желобкович, Е. Ф. Проблема насилия в диаде «Родители-дети» / Е. Ф. Желобкович // Сацыяльна-псіхалагічная работа. - 2006. - № 6. - С.5-10, с. 5-6.
-
Кочевцева О.А. Программа правового воспитания детей дошкольного возраста /nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/02/programma-pravovogo-vospitaniya-dlya-detey-dzhoshkolnogo-vozrasta-3-7
-
Смагина, Л. И. Профилактика домашнего насилия над детьми / Л. И. Смагина // Проблемы выхавання. - 2005. - № 4. - С. 35-40., с.37