• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад: «Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры, творческого развития и воспитания в условиях детского дома»

Доклад: «Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры, творческого развития и воспитания в условиях детского дома»

Ключевыми принципами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» является создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его качественного образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.     Сложившаяся система дополнительного образования в нашем детском доме отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребенок может найти применение своей фанта...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры, творческого развития и воспитания в условиях детского дома»

Ключевыми принципами «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» является создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребёнка, его качественного образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Задачами реализации данной стратегии в области развития дополнительного образования являются:

- обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности;
- формирование системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение;

- развитие инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимость разработки и внедрения различных форм работы с такими детьми, позволит преодолеть их социальную исключительность и будет способствовать реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Очевидно, что современное общее образование, сосредоточенное, большей частью, на достижение предметных образовательных результатов, оказывается не вполне готовым к эффективному личностному развитию, воспитанию и социализации обучающихся.

В свою очередь, соответствующими педагогическими ресурсами и опытом успешного решения подобных образовательных задач обладает система дополнительного образования.

Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности и позволяет использовать своё свободное время с максимальной пользой.

В условиях образовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором дети могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Другая важная особенность дополнительного образования детей - его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях образовательного учреждения.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • Создание условий для свободного выбора каждым ребенком
    образовательной области, профиля программы и времени ее освоения, педагога.

  • Многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные
    интересы, склонности и потребности ребенка.

  • Личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению.

  • Личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого.

  • Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности.

  • Признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.

Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно активно участвует в построении личностно-ориентированного процесса воспитания, когда целью является достижение не внешних результатов, а внутренних изменений, которые в итоге происходят в ребёнке, в его сознании, в самооценке, в ценностных ориентирах, в его отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, продуманная, творческая, системная работа по реализации программ дополнительного образования в детском доме способствует успешной социализации ребёнка.

Сложившаяся система дополнительного образования в нашем детском доме отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребенок может найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Творческие программы педагогов дополнительного образования нацелены не только на развитие творческих способностей воспитанников, но и на внутренние изменения в их сознании и самооценки. Применение разных форм по данным программам позволило объединить в сотворчество детей с разными индивидуальными возможностями, в том числе детей, склонных к асоциальным формам поведения, что помогает в осуществлении комплексного подхода в профилактике правонарушений среди воспитанников.

Цель системы дополнительного образования в нашем детском доме: создание условий для развития творческой индивидуальности воспитанников на основе их интересов, потребностей и потенциальных возможностей, условий для самореализации и самоактуализации.

Задачи:

  1. Выявление интересов, способностей, склонностей, возможностей воспитанников к различным видам деятельности.

  2. Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности.

  3. Развитие творческих способностей.

  4. Создание необходимых условий для реализации приобретенных знаний, умений, навыков (участие в выставках, конкурсах, фестивалях и т. д.).

  5. Выявление и развитие одарённых детей.

  6. Развитие созидательной активности детей.

  7. Интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

В нашем детском доме дополнительное образование осуществляется в следующих направлениях:

- театральная деятельность;

Деятельность театральной студии определяется необходимостью успешной социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном обществе, их жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне, направлена на развитие коммуникативных навыков, способствует удовлетворению потребности ребёнка в самовыражении, позволяет реализовать накопленный физический и эмоциональный потенциал.

- музыкально-эстетическая деятельность;

Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение человека, тем самым специфически воспитывает его.

Цель работы по данному направлению - разностороннее развитие личности ребенка средствами музыкального искусства, формирование личности ребенка через приобщение к мировой и народной культуре, музыкальному и песенному творчеству, воспитание художественного вкуса и творческого воображения, развитие музыкально-творческих способностей воспитанников.

- прикладное искусство;

Приобщение детей к декоративно - прикладному искусству, включение их в активную творческую деятельность помогает становлению процесса социальной адаптации. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей-сирот: развивается эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.

- физическое развитие;

Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

- хореография;

Целью является развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Движение в ритме танца и темпе заданной музыки способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что ведёт к общему оздоровлению организма.

- изобразительное искусство;

Главной целью предмета «Изобразительное искусство» является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать и способствует становлению гармонически развитой личности.

-информатика;

Целью изучения является развитие логического мышления, умение использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни. Предмет способствует развитию интеллектуальных способностей, познавательных интересов, формированию современного научного мировоззрения.

Немного о работе с одарёнными детьми. Одаренность - это миссия на земле. Задача педагога - открыть дар, развить способности.

Известный специалист в области детской одарённости Н.С.Лейтес выделил следующие категории детей, которых принято обычно называть одаренными:

-дети с высоким показателем :

-дети с высоким уровнем творческих способностей;

-дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (музыка, математика, изо и т. д.),их чаще всего называют талантливыми;

-дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).

Некоторые исследователи одаренности считают, что ее ростки присутствуют потенциально в каждом человеке. Поэтому главной педагогической задачей является раскрытие творческого потенциала.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Важную роль играет создание ситуации успеха, как мощного двигателя развития творчески одаренных детей.

Создание ситуации успеха зависит:

- от создания творческой атмосферы;

-чёткой организации последовательности художественных операций;

-самостоятельного поиска решения поставленной задачи;

-достижения цели на каждом занятии;

-коллективного обсуждения темы, хода творческого процесса;

- смены характера деятельности учащихся,

- индивидуального темпа по усвоению материала, средств и методов.

Совокупность условий обеспечивает личностное саморазвивающее начало, позволяет выстроить ребёнку собственную образовательную траекторию.

Дополнительное образование детей, по сути, является практико-ориентированным. Необходимо понять, что оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, «мастерами своего дела», что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счёте - результативность»

Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, стремиться к партнерским отношениям со своими воспитанниками, владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии. Успех может базироваться только на профессионализме, поэтому с воспитанниками должны работать одаренные, талантливые педагоги.

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.



© 2010-2022