Публикация на тему: Закаливание в детском саду

Закаливание — система специальной терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоя...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как « здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни», заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов образовательной структуры, начиная с дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка. Оздоровление детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всех участников образовательного процесса на длительный срок.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) в основной общеобразовательной программе дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ «Детский сад №2», описаны качества ребенка, которые он может приобрести в результате ее освоения. К таким качествам относится и «развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими». У ребенка к 8 годам сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он уже понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики, закаливания, знает некоторые правила профилактики и охраны здоровья.

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к критическим периодом жизни ребенка. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей детского организма, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание. А это - один из наиболее подходящих вариантов для тех, кто хочет сохранить здоровье детей. Это не просто древняя традиция. Закаливание поможет избежать заболеваний, поддержать отличную физическую форму, повысить иммунитет.

Что дает нам закаливание? Главным образом, этот процесс способствует улучшению и стабилизации кровообращения, независимо от климатических условий, что в свою очередь в будущем поможет предотвратить простудные заболевания. Ведь большинство вирусов проникает в организм, когда он находится в незащищенном состоянии, например, при переходе из тепла в холод. В этот момент у человека сужаются сосуды носоглотки и кровообращение нарушается. Постепенно вирусы разрушают незащищенные клетки. А закаливание - это и есть своего рода тренировка организма. Лучше всего начать ее с наиболее раннего возраста, который является самым подходящим для этого, и превратить это в образ жизни.

Нельзя не отметить важность взаимодействия с семьей в вопросах оздоровления детей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья собственного ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.

Так, одной из основных задач нашего образовательного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. В нашем детском саду задача сохранения и укрепления здоровья детей всегда была одной из приоритетных. В саду созданы все условия для полноценного физического развития, оздоровления и закаливания ребят: функционирует спортивный зал, в каждой группе оборудованы физкультурные сектора, в которых есть все необходимое спортивное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, оборудование гимнастики после сна. В каждой группе создана модель оздоровительных мероприятий, в которую входят и закаливающие процедуры.

Итак, начнем из самого простого и необходимого - микроклимата в помещении. Здесь должно быть всегда свежо и слегка прохладно. Температура воздуха - не выше 22, во время сна - не выше 18, но и не ниже 14 градусов. При правильном температурном режиме во время дневного сна рекомендуем спать без маечек. После сна - воздушные ванны, пробудительная гимнастика, хождение по массажным дорожкам, топтание ногами в тазу в прохладной воде (вода в тазу 36 градусов и с каждым днем температура воды уменьшается, т. е. 36, 35, 34 и так до 17 градусов). Выходя из воды, дети протирают ноги мягкой простынкой, делая массаж ступней. Умывание холодной водой, полоскание ротовой полости, к слову говоря, можно использовать остывшую, кипяченую воду.

В нашем саду так же практикуется и утренняя гимнастика босиком, в легкой форме (шорты, майка). Образовательной программой сада предусмотрены два физкультурных занятия в спортивном зале и одно на свежем воздухе.

Родители должны понимать, что процесс закаливания - это целый комплекс мероприятий, связанных между собой и дополняющих друг друга, которые обязательно повторяются изо дня в день. Только так оздоровление детей будет эффективным. Но еще раз отметим, что родители с воспитателями должны быть заодно в физкультурно-оздоровительной работе. Нет ни единого ребенка, которому закаливание абсолютно противопоказано. Могут быть временные перерывы во время болезни, но в целом рекомендуется закалять всех детей, причем начинать никогда не поздно.

Использованная литература:

  1. журнал «Инструктор по физкультуре» №4/2013г., ООО «ТЦ СФЕРА».

  2. Запорожец А.В. психологическое изучение развития моторики ребенка - дошкольника. Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. запорожца. М., 1998



© 2010-2022