Программа курса Экономика 10-11 класс

Программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих курс экономики.Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор само­стоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным...
Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по ЭКОНОМИКЕ

Цандрыпшской средней школы № 2

(учитель Шестакова Е.Н.)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа

Программа предназначена для учащихся старшей школы изучающих курс экономики.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Программа предлагает определенную последовательность и глубину изучения экономических концепций, позволяющую обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (средним или высшим профессиональным образованием).

Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой Абхазии, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Рабочая программа и тематическое планирование курса Экономики предполагает использование следующих учебников: Основы экономики 10-11 класс. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных школ, лицеев и колледжей / Лагвилава Р.М., Ардзинба И.Ш. и др. Сухум, 1998., 176 с.; Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. М.: «Вента-Граф», 2010, 192 с. с ил.; Обществознание. Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень / Под ред. Боголюбова Л.Н., М.: «Просвещение», 2006, 349 с.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса. Программа предлагает логичную последовательность изучения экономических вопросов.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному человеку. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

  • основные концепции экономики;

  • микроэкономика;

  • макроэкономика и международная экономика;

  • прикладная экономика.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности; необходимые для будущей работы в экономической сфере.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего, экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо будущему экономисту. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществоведения, математики, истории, географии, литературы и др.

Начальное экономическое образование предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в экономической сфере.

Цели

Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике Абхазии для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане отведено 68 часов для изучения учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования. Изучается экономика в X и XI классах из расчета 1 учебный час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Экономика» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения экономики ученик должен

Знать/Понимать

• смысл основных теоретических положений экономической науки;

• основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений;'

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Уметь

  • приводить примеры: взаимодействия рынков; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;

  • описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости; выгоды обмена; закон спроса; причины неравенства доходов; роль минимальной оплаты труда; последствия инфляции;

  • сравнивать (различать): спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;

• применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары;

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Результаты обучения позволят учащимся освоить основы поведения в экономической сфере и помогут осознанно выбрать будущую специализацию.

Результаты обучения позволят сократить объем и усилить общепрофессиональную подготовку в высших и средних специальных образовательных учреждениях.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Программа предусматривает резерв времени (10% учебного плана) для проведения самостоятельных, лабораторных и практических работ.

Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками экономической информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 часов)


Часть 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЭКОНОМИКИ (5 часов)


ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ (1 час). Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика.

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (1 час). Потребности, блага и услуги, ресурсы. Ограниченность ресурсов. Факторы производства: труд, земля, капитал и предпринимательские способности.

ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА (2 часа). Рациональное поведение людей в экономике. Альтернативная стоимость. Производственные возможности. Альтернативная стоимость дополнительного выпуска товаров.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, КУЛЬТУРА, РАЦИОНАЛЬНОСТЬ И СТИМУЛЫ (1 час). Главные вопросы экономики. Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика.


Часть 2. МИКРОЭКОНОМИКА (20 час)


Раздел I. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ (3 часа)

СПРОС (1 час). Спрос. Закон спроса. Величина спроса. Факторы, формирующие спрос. Шкала спроса, кривая спроса. Эластичность спроса по цене. Товары первой необходимости и товары роскоши.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (1 час). Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии, налоги и субсидии.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ (1 час). Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж. Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие.


Раздел П. КОНКУРЕНЦИЯ. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ (6 часов)

СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (1 час). Условия совершенной конкуренции. Рынки, близкие к совершенной конкуренции.

МОНОПОЛИЯ (2 часа). Природа монополии. Виды монополий. Естественные монополии. Причины возникновения монополий. Сравнительный анализ монополии и совершенной конкуренции. Ценовая дискриминация.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ И МОНОПСОНИЯ. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО (3 часа). Природа олигополии. Поведение олигополистов. Молчаливый сговор. Лидерство в ценах. Явный сговор (картель).

Природа монополистической конкуренции. Монопсония. Простейшая модель монопсонии. Особенности ценообразования в условиях монопсонии.

Роль крупного бизнеса в прогрессе экономики. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Основные способы и ограничения регулирования монопольных рынков.


Раздел III. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА (4 часа)

РЫНОК ТРУДА (1 час). Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Роль профсоюзов.

РЫНОК КАПИТАЛА (1 час). Понятия капитала и рынка капитала Процент как цена капитала. Цена капитала.

РЫНОК ЗЕМЛИ (1 час). Рынок земли (природных ресурсов). Цена земли. Земельная рента.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (1 час).


Раздел IV. Экономика фирмы (5 часов)

ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ (3 часа). Юридические лица. Некоммерческие предприятия. Общая классификация фирм по правовому статусу. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Малый бизнес.

ФИНАНСЫ ФИРМЫ (2 часа). Выручка, издержки и прибыль фирмы. Виды издержек фирмы. Средние издержки.


Раздел V. Семейный бюджет (2 часа)

Зачем нужно составлять семейный бюджет (2 часа). Семейный бюджет. Доходы семьи. Расходы семьи. Неравномерность распределения доходов.

Раздел VI. Экономика и общество (4 часа)

РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (2 часа) Экономика, как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (2 часа) Сущность и структура экономической культуры. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности.


Раздел VII. ФИРМА. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА (3 часа)

БУХГАЛТЕРСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ, ПРИБЫЛЬ (2 часа). Фирма в экономической теории. Цели фирмы.

Бухгалтерские (внешние или явные) издержки. Амортизационные отчисления. Выручка. Бухгалтерская прибыль: валовая и чистая. Внутренние (неявные) издержки. Нормальная прибыль. Экономические издержки. Экономическая прибыль.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФИРМЫ (1 час). Внутренние и внешние источники финансирования фирмы.


Часть 3. МАКРОЭКОНОМИКА

И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (17 часов)


Раздел I. ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИКИ (5 часов)

ПРЕДМЕТ И ОСОБЕННОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА (1 час). Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы.

ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ (2 часа). Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Добавленная стоимость. ВВП на душу населения.

Номинальные и реальные экономические показатели. Номинальный и реальный ВВП.

ДЕНЬГИ И БАНКИ (2 часа). Деньги. Функции денег. История денег. Формы денег. Банки. История банковского дела.

Операции коммерческих банков. Российские коммерческие банки.

Банковская система. Центральный банк и его функции.

Раздел II. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (4 часа)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ (2 часа). Понятие экономического роста. Темп экономического роста. Источники экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост.

Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. Виды экономических циклов.

ИНФЛЯЦИЯ (1 час). Закон «денежного обращения. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция. Последствия и издержки инфляции.

БЕЗРАБОТИЦА (1 час). Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости.

Раздел III. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (4 часа)

ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА (2 часа). Кредитные деньги или как банки «делают деньги». Обязательные резервы. Кредитная эмиссия. Банковский мультипликатор. Банковские резервы и кредитные возможности.

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА (1 час). Роль налогов в экономике. Основные виды налогов. Воздействие налогов на экономику. Налоговая система Абхазии. Государственный бюджет. Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования. Государственный долг. Фискальная политика.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ (1 час). Экономические функции государства. Государственный бюджет. Бюджетно-налоговая политика государства.

Раздел IV. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА (4 часа)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (2 часа). Абсолютное и сравнительное преимущество в международной торговле. Протекционизм: цели и средства. Импортные тарифы. Нетарифные барьеры. Экспортные субсидии.

Свободная торговля. Всемирная торговая организация (ВТО). Региональная интеграция.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ (1 час). Спрос и предложение на рынке валют. Формирование валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы. Валютные риски. Валютные системы. Валютные кризисы.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ (1 час). Понятие глобализации, ее выгоды и риски. Краткая характеристика основных глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем.

Часть 4. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА (11 часов)


Раздел I. БИЗНЕС (4 часа)

МЕНЕДЖМЕНТ (1 час). Понятия менеджмента и менеджера. Организационная структура. Принципы менеджмента. Механизмы координации. Организация производства. Управление персоналом. Мотивация и контроль.

МАРКЕТИНГ (2 часа). Понятие маркетинга История и эволюция маркетинга. Поведение покупателей на рынке. Сегментация рынка. Жизненный цикл товара. Реклама. Качество. Стимулирование сбыта.

БИЗНЕС-ПЛАН (1 час). Понятие бизнес-плана. Его назначение и структура. Процесс планирования.

Раздел II. ФИНАНСЫ (5 часов)

ФИНАНСИРОВАНИЕ БИЗНЕСА. ЦЕННЫЕ БУМАГИ (2 часа). Финансы и финансовые институты. Заемные средства. Ценные бумаги. Облигации предприятий. Государственные и муниципальные облигации. Акции. Цены и доходность акций и облигаций.

Первичный и вторичный рынки ценных бумаг. Фондовый рынок. Стоимость фирмы. Защита интересов вкладчиков. Паевые (взаимные) фонды.

СТРАХОВАНИЕ (1 час). Сущность страхования. Формы и виды страхования. Страховые услуги. Основные понятия страхования. Страхование в Абхазии.

УЧЕТ (2 часа). Учет: структура и основные понятия. Принципы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность. Бюджет (смета).

Раздел III. ЭКОНОМИКА АБХАЗИИ (2 часа)

СТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ АБХАЗИИ (1 час). Краткая экономическая история Абхазии.

СОВРЕМЕННАЯ АБХАЗСКАЯ ЭКОНОМИКА (1 час). Ресурсы абхазской экономики. Экономическая политика. Стратегия роста.

Тематический план уроков экономики на 2013-2014 учебный год

10 класс (34 часа)

Учитель - Шестакова Е.Н.

№ п/п

Тема

Дата

1.

Экономика: наука и хозяйство (1 час)

2.

Потребности и блага (1 час)

3.

Альтернативная стоимость (1 час)

4.

Производственные возможности (1 час)

5.

Типы экономических систем (1 час)

6.

Спрос (1 час)

7.

Предложение (1 час)

8.

Рыночное равновесие (1 час)

9.

Совершенная конкуренция (1 час)

10.

Монополия (2 часа)

11.

12.

Монополистическая конкуренция (3 часа)

13.

14.

15.

Рынок труда (1 час)

16.

Семейный бюджет (2 часа)

17.

18.

Рынок капитала (1 час)

19.

Рынок земли (1 час)

20.

Предпринимательство (1 час)

21.

Формы организации бизнеса (3 часа)

22.

23.

24.

Финансы фирмы (2 часа)

25.

26.

Роль экономики в жизни общества (2 часа)

27.

28.

Экономическая культура (2 часа)

29.

30.

Обобщающее повторение (2 часа)

31.

32.

Контрольная работа № 1 (1 час)

33.

Контрольная работа № 2 (1 час)

34.

Резервный урок (1 час)


Тематический план уроков экономики на 2014-2015 учебный год

11 класс (34 часа)

Учитель - Шестакова Е.Н.

№ п/п

Тема

Дата

1.

Актуализация знаний (1 час)

2.

Измерители экономической деятельности (2 часа)

3.

4.

Предмет макроэкономики (1 час)

5.

Деньги и банки (2 час)

6.

7.

Экономический рост и развитие (2 час)

8.

9.

Инфляция (1 час)

10.

Безработица (1 час)

11.

Денежная политика (2 час)

12.

13.

Фискальная политика (1 час)

14.

Роль государства в экономике (1 час)

15.

Международная торговля (2 часа)

16.

17.

Международные финансы (1 час)

18.

Глобальные экономические проблемы (1 час)

19.

Бухгалтерские и экономические издержки, прибыль (1 час)

20.

21.

Менеджмент (1 час)

22.

Маркетинг (2 часа)

23.

24.

Бизнес план (1 час)

25.

Финансирование бизнеса (1 час)

26.

Ценные бумаги (1 час)

27.

Страхование (1 час)

28.

Учёт (2 часа)

29.

30.

Экономика Абхазии (2 часа)

31.

32.

Обобщающие уроки (2 часа)

33.

34.

Резервный урок (1 час)


© 2010-2022