- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия Устройство сцены в театре кукол
Конспект занятия Устройство сцены в театре кукол
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шубцова Н.А. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект занятия по теме «Устройство сцены в театре кукол»»
(«Семейный театр кукол»)
В детско-юношеском центре г.Северодвинска на базе детского театра кукол «Гном» занимается «Семейный театр кукол». Участники театра: дети 5-7 лет и их родители. Занятия в «Семейном театре кукол» - это совместное творчество детей и родителей в процессе подготовки кукольных спектаклей.
Дополнительная образовательная программа «Семейного театра кукол» построена на взаимодействии двух курсов: «Игра с куклами» и «Изготовление театральных кукол». Курс «Игра с куклами» знакомит участников группы с правилами игры с основными видами театральных кукол на начальном уровне, включает в себя множество игр и упражнений на развитие внимания, фантазии, памяти, общения, эмоциональной выразительности, моторики рук и пальцев, правильной речи юных актеров. Родители, занимаясь в театре кукол, знакомятся с формами организации совместного досуга с детьми, приемами совместной деятельности.
Полученные на занятиях в театре знания и умения маленькие и большие актеры демонстрируют на сцене. В репертуаре «Семейного театра» спектакли: «Репка», «Колобок», «Бармалей», «Ку-ка-ре-ку», «Как Таппи научился лаять», «Под грибком», «Солнышко и снежные человечки», «Кто сказал «мяу» и другие сказки.
«Семейный театр» - участник городского фестиваля детских театральных коллективов «Мы выбираем театр», городской выставки «Театральный дизайн».
Работа «Семейного театра кукол» актуальна и востребована, так как дает возможность родителям и детям больше времени проводить вместе, организуя разнообразную совместную деятельность, помогает узнать друг друга в нестандартных творческих ситуациях. Педагоги театра кукол в работе придерживаются принципа известного режиссера-кукольника Е.Деммени «Мы решительно отказываемся от мысли превращать участников наших работ в «заправских актеров», а лишь стремимся приобщить их к той радости, которую дает общение с искусством».
В данной работе представлена разработка одного из занятий «Семейного театра» по курсу «Игра с куклами»
Разработка занятия
Предмет: « Игра с куклами». («Семейный театр кукол»)
Педагог: Шубцова Надежда Александровна.
Концертмейстер: Розанова Ирина Васильевна.
Участники занятия: дети 5-7 лет и их родители.
Тема занятия: «Устройство сцены в театре кукол».
Цель занятия: Активизировать интерес к сценическому искусству.
Задачи:
-
Познакомить с устройством сцены в театре кукол.
-
Развивать произвольное внимание, память, воображение.
-
Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами в упражнениях актерского тренинга и в работе над коллективным этюдом.
Форма занятия: игра-тренинг.
Этапы занятия
1.Организационный.
Организация начала занятия, создание психологического настроя -4 мин.
Игра «Лестница приветствий»
Каждая семья изобретает свой невербальный способ приветствия, остальные семьи - повторяют.
Игра «Без ложной скромности»
Каждая семья рассказывает о своих достижениях за неделю.
2.Мотивационный.
Сообщение темы занятия, мотивация учебной деятельности - 2 мин.
Мы в кукольном театре, нет ничего прекрасней, нет ничего загадочней,
Чем этот странный дом, здесь мы играем в куклы, а куклы в нас играют,
Про нас они все знают в театре кукол «Гном».
Мы многое знаем о куклах театра кукол «Гном», а сегодня познакомимся с устройством сцены.
3.Основной. 20 мин.
Разминка для пальчиков «Моя семья»
Поднять руку ладонью к себе, и в соответствии с текстом стиха пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем - мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет. Наша семья отправляется на экскурсию по сцене театра кукол «Гном»
Театр начинается с занавеса. Занавес - полотно ткани, отделяющее сцену от зрительного зала. Занавес открывается, на нашей сцене - домик, в котором живет веселый гном. Вместе со мной проговаривайте стишок и придумывайте движения рук. Если какое-то движение не получилось придумать, можете воспользоваться моими подсказками.
Упражнение-игра «Домик гнома»
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки,)
В колокольчик позвоним (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик, станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки.)
Рядом - стул с высокой спинкой (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе).
На столе - тарелка с вилкой (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони).
И блины горой стоят - угощенье для ребят.
Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Зачем нужны кулисы? (дети отвечают). За кулисами актеры готовятся к выходу на сцену, они должны быть очень внимательны.
Игра «Тренажер»
Актеры в круге, придумывают движения. Выполняют движения, одновременно наблюдая за действиями партнера слева. По команде - смена движений (делаем движения соседа слева). Играем до возвращения к своим движениям.
Задник - расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Игра «Семейная фотография»
Группа располагается на сцене на фоне задника. Выбирается 2 фотографа. Первый запоминает расстановку актеров на сцене и выходит из кабинета. Второй фотограф меняет актеров местами. Первый фотограф должен восстановить первоначальный вид «Семейной фотографии»
Авансцена - пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
Игра «Пристройка»
Один актер, создав мысленно предлагаемые обстоятельства, начинает действовать. Актеры, догадавшиеся о задумке, «включаются» в его предлагаемые обстоятельства, «пристраиваются».
Карман сцены - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Игра «Художники»
Группа внимательно рассматривает одного из актеров. Актер прячется в карман сцены, участники группы, отвечая на вопросы ведущего, мысленно «рисуют» спрятавшегося актера.
Сцена - место для репетиции и выступлений актеров. На сцене театра кукол обязательно должна быть ширма и планшет.
Коллективный этюд с планшетными куклами «Репка»
-
Контрольный. 1 мин.
Продолжить фразы:
Когда открывается занавес… За кулисами театра…
На заднике… На авансцене…
В кармане сцены… Сцена - это…
За ширмой…
-
Итоговый. 1 мин.
Педагог анализирует успешность творческой деятельности семей.
-
Рефлективный. 1 мин.
Мобилизация детей и взрослых на самооценку.
-
Информационный. 1 мин.
Знакомство с мероприятиями городского фестиваля-конкурса «Мы выбираем театр»
Используемые методы: практический, наглядный, словесный.
Дидактический материал: макет сцены, планшетные куклы к сказке «Репка»
Список использованной литературы
-
Алянский Ю.Л. Азбука театра. - М.: 1998
-
Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2002
-
Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. - М.: Яуза-пресс, Эксмо, Лепта книга, 2007
-
Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. - СПб: Издательство «союз», 2002
-
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2004
-
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. - М.:1975
-
Сорокина Н.Ф. Сценарии театрализованных кукольных занятий. - М.: АРКТИ, 2007
-
Царенко Л.И. От потешек к пушкинскому балу. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
-
Чистякова М. Психогимнастика. - М.: 1990
-
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2004
-
Савельева Е. Гимнастика для пальчиков, детский портал «Солнышко», SolNet.EE.
Приложение.
«Любимые игры актерского тренинга в «Семейном театре кукол»
В приложении представлены самые популярные игры и упражнения актерского тренинга в «Семейном театре кукол». Они доступны детям дошкольного возраста и в них с удовольствием принимают участие взрослые.
КУКУШКА
Семьи располагаются в творческом полукруге. Играющие произносят текст:
К нам кукушка прилетела, познакомиться хотела.
Вот сидит на суку. (Все закрывают глаза)
И кричит она …
Тот, кого ведущий задевает рукой, кричит «Ку-ку», остальные отгадывают, кто из играющих крикнул.
ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
Педагог называет одну из четырех «стихий». Каждой «стихии» соответствует свое движение. Задача игроков: не запутаться и правильно выполнять команды педагога.
«Земля» - руки на коленках; «Вода» - руки вытянуты вперед, «Воздух» - руки необходимо поднять вверх, «Огонь» - игроки вращают руки в луче-запястных суставах.
«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ »
Приступая к пальчиковым разминкам, мы обсуждаем содержание игры, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения и создает необходимый эмоциональный настрой.
При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
ПЕРЧАТКА
Веселая мышка перчатку нашла
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши "ковшом"
Мышат позвала.
Сгибаем-разгибаем пальцы («зовущий жест»)
Им корочку хлеба дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила всех
Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
И отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
КОТЯТА
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
«ЗАТЕЙНИК»
Дети и взрослые берутся за руки и идут по кругу, в центре которого - водящий, все поют потешку:
Ходим кругом друг за другом.
Эй, ребята, не зевай!
Все что (называют имя водящего) покажет,
Будем дружно выполнять.
Водящий показывает под музыку движение, все - выполняют. Следующим водящим становится игрок, наиболее правильно повторивший за ведущим его движение.
«ПТИЧКИ В КЛЕТКЕ»
Взрослые встают в круг, берутся за руки. Взрослые - «клетка», дети - «птички». Во время звучания музыкального фрагмента, взрослые поднимают руки вверх («клетка открыта»), «птички летают» (дети бегают между взрослыми). Когда музыка замолкает, взрослые опускают руки; дети, стоящие в кругу, считаются пойманными «птичками» и встают в круг взрослых, увеличивая «клетку».
«ЗАЙКИ И ЛИСА»
Дети изображают зайчиков, Лиса выбирается из взрослых. Педагог и взрослые произносят текст. Дети выполняют движения по тексту.
По лесной лужайке
Разбежались зайки.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
(Дети-зайчики легко бегают по залу.)
Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок.
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки.
("Зайчики" присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.)
Вот бежит лисичка -
Рыжая сестричка.
Ищет, где же зайки,
Зайки-побегайки.
(«Лиса» с окончанием текста пытается догнать «зайчиков», дети убегают из круга к родителям.)
«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
Дети становятся по всей площадке, поднимают руки вверх, плавно водят ими влево-вправо, изображая волны, и произносят считалку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Фигура…
На месте замри!
Взрослые по очереди загадывают «фигуру» животного, растения или предмета. Дети останавливаются и замирают в позе загаданной взрослым фигуры. По команде педагога фигуры «оживают» и водящий-взрослый оценивает старания детей.
ПАРОВОЗИК
Среди детей выбирается водящий - «Паровозик». «Паровозик» приглашает детей поиграть: «Я паровозик Чух-чух-чух, как тебя зовут?» Приглашаемый ребенок называет свое имя, например: «Света». Водящий: «Света! Пойдем со мной играть! Вставай в паровозик!» Все дети в процессе игры образуют паровозик с вагончиками. По команде педагога: «Абракадабра» - все «вагончики возвращаются домой» - бегут к родителям.
ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ
Дети и взрослые встают в круг и берутся за руки. Педагог: «Мы - одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Послушаем как ровно бьется большое доброе сердце животного. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад» и т.д.
«БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»
Участники группы представляют, что они - большая дружная семья. Им нужно сфотографироваться для семейного альбома на сцене театра. Выбирают «фотографа» и «дедушку», которые участвуют в расстановке членов «семьи». «Фотограф» запоминает расстановку играющих и выходит из кабинета. «Дедушка» меняет расположение актеров на сцене. «Фотограф» должен восстановить первоначальный вид «семейной фотографии».
Представленные игры и упражнения можно использовать на занятиях с дошкольниками в коллективах дополнительного образования и в сфере организации семейного досуга.