Конспект занятия Устройство сцены в театре кукол

Конспект занятия по теме «Устройство сцены в театре кукол»»  («Семейный театр кукол»)   В детско-юношеском центре г.Северодвинска на базе детского театра кукол «Гном» занимается   «Семейный театр кукол». Участники театра:  дети 5-7 лет и их родители. Занятия в «Семейном театре кукол» -   это  совместное творчество детей и родителей в процессе подготовки кукольных спектаклей. Дополнительная образовательная программа «Семейного  театра кукол» построена на взаимодействии двух курсов: «Игра с куклам...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по теме «Устройство сцены в театре кукол»»

(«Семейный театр кукол»)


В детско-юношеском центре г.Северодвинска на базе детского театра кукол «Гном» занимается «Семейный театр кукол». Участники театра: дети 5-7 лет и их родители. Занятия в «Семейном театре кукол» - это совместное творчество детей и родителей в процессе подготовки кукольных спектаклей.

Дополнительная образовательная программа «Семейного театра кукол» построена на взаимодействии двух курсов: «Игра с куклами» и «Изготовление театральных кукол». Курс «Игра с куклами» знакомит участников группы с правилами игры с основными видами театральных кукол на начальном уровне, включает в себя множество игр и упражнений на развитие внимания, фантазии, памяти, общения, эмоциональной выразительности, моторики рук и пальцев, правильной речи юных актеров. Родители, занимаясь в театре кукол, знакомятся с формами организации совместного досуга с детьми, приемами совместной деятельности.

Полученные на занятиях в театре знания и умения маленькие и большие актеры демонстрируют на сцене. В репертуаре «Семейного театра» спектакли: «Репка», «Колобок», «Бармалей», «Ку-ка-ре-ку», «Как Таппи научился лаять», «Под грибком», «Солнышко и снежные человечки», «Кто сказал «мяу» и другие сказки.

«Семейный театр» - участник городского фестиваля детских театральных коллективов «Мы выбираем театр», городской выставки «Театральный дизайн».

Работа «Семейного театра кукол» актуальна и востребована, так как дает возможность родителям и детям больше времени проводить вместе, организуя разнообразную совместную деятельность, помогает узнать друг друга в нестандартных творческих ситуациях. Педагоги театра кукол в работе придерживаются принципа известного режиссера-кукольника Е.Деммени «Мы решительно отказываемся от мысли превращать участников наших работ в «заправских актеров», а лишь стремимся приобщить их к той радости, которую дает общение с искусством».

В данной работе представлена разработка одного из занятий «Семейного театра» по курсу «Игра с куклами»

Разработка занятия


Предмет: « Игра с куклами». («Семейный театр кукол»)

Педагог: Шубцова Надежда Александровна.

Концертмейстер: Розанова Ирина Васильевна.

Участники занятия: дети 5-7 лет и их родители.

Тема занятия: «Устройство сцены в театре кукол».

Цель занятия: Активизировать интерес к сценическому искусству.

Задачи:

  1. Познакомить с устройством сцены в театре кукол.

  2. Развивать произвольное внимание, память, воображение.

  3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с партнерами в упражнениях актерского тренинга и в работе над коллективным этюдом.

Форма занятия: игра-тренинг.

Этапы занятия


1.Организационный.

Организация начала занятия, создание психологического настроя -4 мин.

Игра «Лестница приветствий»

Каждая семья изобретает свой невербальный способ приветствия, остальные семьи - повторяют.

Игра «Без ложной скромности»

Каждая семья рассказывает о своих достижениях за неделю.

2.Мотивационный.

Сообщение темы занятия, мотивация учебной деятельности - 2 мин.

Мы в кукольном театре, нет ничего прекрасней, нет ничего загадочней,

Чем этот странный дом, здесь мы играем в куклы, а куклы в нас играют,

Про нас они все знают в театре кукол «Гном».

Мы многое знаем о куклах театра кукол «Гном», а сегодня познакомимся с устройством сцены.

3.Основной. 20 мин.

Разминка для пальчиков «Моя семья»

Поднять руку ладонью к себе, и в соответствии с текстом стиха пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем - мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это - мама,

Это - я,

Это - бабушка моя,

Это - папа,

Это - дед.

И у нас разлада нет. Наша семья отправляется на экскурсию по сцене театра кукол «Гном»

Театр начинается с занавеса. Занавес - полотно ткани, отделяющее сцену от зрительного зала. Занавес открывается, на нашей сцене - домик, в котором живет веселый гном. Вместе со мной проговаривайте стишок и придумывайте движения рук. Если какое-то движение не получилось придумать, можете воспользоваться моими подсказками.

Упражнение-игра «Домик гнома»

Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки,)

В колокольчик позвоним (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик, станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки.)

Рядом - стул с высокой спинкой (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе).

На столе - тарелка с вилкой (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони).

И блины горой стоят - угощенье для ребят.

Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. Зачем нужны кулисы? (дети отвечают). За кулисами актеры готовятся к выходу на сцену, они должны быть очень внимательны.

Игра «Тренажер»

Актеры в круге, придумывают движения. Выполняют движения, одновременно наблюдая за действиями партнера слева. По команде - смена движений (делаем движения соседа слева). Играем до возвращения к своим движениям.

Задник - расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Игра «Семейная фотография»

Группа располагается на сцене на фоне задника. Выбирается 2 фотографа. Первый запоминает расстановку актеров на сцене и выходит из кабинета. Второй фотограф меняет актеров местами. Первый фотограф должен восстановить первоначальный вид «Семейной фотографии»

Авансцена - пространство сцены между занавесом и зрительным залом.

Игра «Пристройка»

Один актер, создав мысленно предлагаемые обстоятельства, начинает действовать. Актеры, догадавшиеся о задумке, «включаются» в его предлагаемые обстоятельства, «пристраиваются».

Карман сцены - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Игра «Художники»

Группа внимательно рассматривает одного из актеров. Актер прячется в карман сцены, участники группы, отвечая на вопросы ведущего, мысленно «рисуют» спрятавшегося актера.

Сцена - место для репетиции и выступлений актеров. На сцене театра кукол обязательно должна быть ширма и планшет.

Коллективный этюд с планшетными куклами «Репка»


  1. Контрольный. 1 мин.

Продолжить фразы:

Когда открывается занавес… За кулисами театра…

На заднике… На авансцене…

В кармане сцены… Сцена - это…

За ширмой…


  1. Итоговый. 1 мин.

Педагог анализирует успешность творческой деятельности семей.


  1. Рефлективный. 1 мин.

Мобилизация детей и взрослых на самооценку.


  1. Информационный. 1 мин.

Знакомство с мероприятиями городского фестиваля-конкурса «Мы выбираем театр»

Используемые методы: практический, наглядный, словесный.

Дидактический материал: макет сцены, планшетные куклы к сказке «Репка»

Список использованной литературы


  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - М.: 1998

  2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2002

  3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. - М.: Яуза-пресс, Эксмо, Лепта книга, 2007

  4. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. - СПб: Издательство «союз», 2002

  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2004

  6. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. - М.:1975

  7. Сорокина Н.Ф. Сценарии театрализованных кукольных занятий. - М.: АРКТИ, 2007

  8. Царенко Л.И. От потешек к пушкинскому балу. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

  9. Чистякова М. Психогимнастика. - М.: 1990

  10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 2004

  11. Савельева Е. Гимнастика для пальчиков, детский портал «Солнышко», SolNet.EE.









Приложение.

«Любимые игры актерского тренинга в «Семейном театре кукол»


В приложении представлены самые популярные игры и упражнения актерского тренинга в «Семейном театре кукол». Они доступны детям дошкольного возраста и в них с удовольствием принимают участие взрослые.

КУКУШКА

Семьи располагаются в творческом полукруге. Играющие произносят текст:

К нам кукушка прилетела, познакомиться хотела.

Вот сидит на суку. (Все закрывают глаза)

И кричит она

Тот, кого ведущий задевает рукой, кричит «Ку-ку», остальные отгадывают, кто из играющих крикнул.


ЧЕТЫРЕ СТИХИИ

Педагог называет одну из четырех «стихий». Каждой «стихии» соответствует свое движение. Задача игроков: не запутаться и правильно выполнять команды педагога.

«Земля» - руки на коленках; «Вода» - руки вытянуты вперед, «Воздух» - руки необходимо поднять вверх, «Огонь» - игроки вращают руки в луче-запястных суставах.

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ »

Приступая к пальчиковым разминкам, мы обсуждаем содержание игры, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнения и создает необходимый эмоциональный настрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

ПЕРЧАТКА

Веселая мышка перчатку нашла

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.

Гнездо в ней устроив,

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала.

Сгибаем-разгибаем пальцы («зовущий жест»)

Им корочку хлеба дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.

Погладила всех

Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

И отправила спать.

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

КОТЯТА

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.

У кошечки нашей есть десять котят,

Покачиваем руками, не разъединяя их.

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«ЗАТЕЙНИК»

Дети и взрослые берутся за руки и идут по кругу, в центре которого - водящий, все поют потешку:

Ходим кругом друг за другом.

Эй, ребята, не зевай!

Все что (называют имя водящего) покажет,

Будем дружно выполнять.

Водящий показывает под музыку движение, все - выполняют. Следующим водящим становится игрок, наиболее правильно повторивший за ведущим его движение.

«ПТИЧКИ В КЛЕТКЕ»

Взрослые встают в круг, берутся за руки. Взрослые - «клетка», дети - «птички». Во время звучания музыкального фрагмента, взрослые поднимают руки вверх («клетка открыта»), «птички летают» (дети бегают между взрослыми). Когда музыка замолкает, взрослые опускают руки; дети, стоящие в кругу, считаются пойманными «птичками» и встают в круг взрослых, увеличивая «клетку».

«ЗАЙКИ И ЛИСА»

Дети изображают зайчиков, Лиса выбирается из взрослых. Педагог и взрослые произносят текст. Дети выполняют движения по тексту.

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

(Дети-зайчики легко бегают по залу.)

Сели зайчики в кружок,

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

("Зайчики" присаживаются и выполняют имитационные движения по тексту.)

Вот бежит лисичка -

Рыжая сестричка.

Ищет, где же зайки,

Зайки-побегайки.

(«Лиса» с окончанием текста пытается догнать «зайчиков», дети убегают из круга к родителям.)

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Дети становятся по всей площадке, поднимают руки вверх, плавно водят ими влево-вправо, изображая волны, и произносят считалку:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Фигура…

На месте замри!

Взрослые по очереди загадывают «фигуру» животного, растения или предмета. Дети останавливаются и замирают в позе загаданной взрослым фигуры. По команде педагога фигуры «оживают» и водящий-взрослый оценивает старания детей.

ПАРОВОЗИК

Среди детей выбирается водящий - «Паровозик». «Паровозик» приглашает детей поиграть: «Я паровозик Чух-чух-чух, как тебя зовут?» Приглашаемый ребенок называет свое имя, например: «Света». Водящий: «Света! Пойдем со мной играть! Вставай в паровозик!» Все дети в процессе игры образуют паровозик с вагончиками. По команде педагога: «Абракадабра» - все «вагончики возвращаются домой» - бегут к родителям.

ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ

Дети и взрослые встают в круг и берутся за руки. Педагог: «Мы - одно большое и доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Послушаем как ровно бьется большое доброе сердце животного. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад» и т.д.

«БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

Участники группы представляют, что они - большая дружная семья. Им нужно сфотографироваться для семейного альбома на сцене театра. Выбирают «фотографа» и «дедушку», которые участвуют в расстановке членов «семьи». «Фотограф» запоминает расстановку играющих и выходит из кабинета. «Дедушка» меняет расположение актеров на сцене. «Фотограф» должен восстановить первоначальный вид «семейной фотографии».

Представленные игры и упражнения можно использовать на занятиях с дошкольниками в коллективах дополнительного образования и в сфере организации семейного досуга.


© 2010-2022