Рабочая программа по краеведению Воронежской области в 8 классе

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Принято»

Руководитель МО

_______Т.В.Солдатенко


Протокол № ___ от

«____»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР


_____________ Т.П.Ступина

«____»____________2015 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________Е.В. Михайлова



Приказ № ___ от «___»____2015 г.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя истории и обществознания

Гречанюк Ирины Анатольевны


по учебному курсу


«Историческое краеведение»


8 класс








Рецензент - руководитель МО учителей обществознания, искусства и ОБЖ Ступина Т.П. (ВКК)




2015 - 2016

учебный год


Пояснительная записка

Данная программа ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основе: Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.»

Программа соответствует учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области, 8-9 классы Б.Я.Табачников. Воронеж. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. 2015 год.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся, связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны. Программа рассчитана на количество часов, 1 час в неделю - 35 часов в год.

Цели краеведческого образования

Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:

Понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним.

Осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

интересовался жизнью края;

Умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей;

Задачами курса является формирование следующих умений учащихся:

Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;

Рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края.




























Требования к результатам обучения и освоению содержания курса


Изучение образовательного курса «Историческое краеведение» в 8 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов.

в направлении личностного развития:

- приобретение знаний, умений и навыков в краеведческой работе;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной;

-содействие гармоничному развитию личности школьника;

-совершенствование духовных и физических потребностей;

-формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;

-гуманное отношение к окружающей среде;

-воспитание патриотизма, любви к родному краю;

-создание условий для социальной адаптации и профессионального самоопределения.

в метапредметном направлении:

- расширение и углубление знаний учащихся дополняющих школьную программу по истории, биологии, географии, литературе;

- использовать приобретенные знания при написании творческих работ.

в предметном направлении:

- что изучает краеведение;

- основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края.







Содержание тем курса

8 класс - 35 часов

Раздел 1. История Воронежского края в истории России (3 час)

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники - хранилища исторической памяти. Ученые-краеведы Воронежской области, исследования по истории края.

Раздел 2. Воронежский край в древности. ( 5 часа)

Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека. Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита. Эпоха бронзы. Железный век. Появление восточнославянских племён. Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата. На пути кочевников.

Раздел 3. Воронежский край в XII - первой половине XVI века. (2 час)

На юго-восточной окраине русских земель. На русско-ордынском пограничье. На окраине Русского государства.

Тема 4. Воронежский край в конце XVI -и в XVII веке. (3 часа)

Основание города Воронежа и его развитие в XVII веке. Социальные особенности развития Воронежского края в XVII веке. Воронежские «угожьи» и борьба с набегами татар. Возникновение и развитие городов.

Раздел 5. Воронеж и Воронежский край в конце XVII -первой четверти 18 века. Петровский период. (2 час)

Начало государственной деятельности Петра I. Начало строительства кораблей на Воронежской верфи.

Раздел 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII века. (8 час)

Формирование административно-территориальной структуры. Экономическое развитие. Социальная структура. Судостроение в послепетровский период. Органы власти и управления. Воронеж-центр губернии. Социальные конфликты. Культурная и научная жизнь.

Раздел 7. Образование Воронежской губерния в первой половине XIX века. (4 час)

В годы Отечественной войны 1812 года. Социально- экономическое развитие Воронежской губернии. Общественная жизнь. Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.

Раздел 8. Воронежская губерния во второй половине XIX века.(7 час)

Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии. Проведение реформ 1860-1870 годов в Воронежской губернии. Общественное движение в Воронежской губернии. Просвещение и культура.

Повторение 1 ч.



п/п





Дата

Тема

Вид и тип занятия

Оборудование

Открытые уроки

примечания

Наглядные пособия, ЦОР

ТСО, средства Интернет

Раздел 1. История Воронежского края в истории России (2 час)


1. История Воронежского края в истории России (3 часа)


1

Вводный урок


2

История Воронежского края в истории России.

комбинир.

Материалы краеведческого

музея

Компьютер

3

Исторические памятники

Воронежской области

экскурсия в прошлое



2.Воронежский край в древности ( 5час)

комбинир.


4

Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека.

комбинированный


5

Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита.

комбинированный

Материалы краеведческого

музея

Компьютер

6

Эпоха бронзы. Железный век.

исследование

Компьютер

7

Появление восточнославянских племён.

заочная экскурсия.

ПК, Плазм.панель,

Средства Интернет


8

Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата. На пути кочевников.

исследование

Средства Интернет, ПК



Раздел 3. Воронежский край в XII - первой половине XVI века. (2часа)



9

На юго-восточной окраине русских земель. На русско-ордынском пограничье

комбинир.


10


На русско-ордынском пограничье.

проект



Тема 4. Воронежский край в конце XVI -и в XVII веке. (3 часа)


11

Основание города Воронежа и его развитие в XVII веке

комбинир.


12

Социальные особенности развития Воронежского края в XVII веке.

комбинир.

Средства Интернет, ПК

13

Возникновение и развитие городов

комбинир


Раздел 5. Воронеж и Воронежский край в конце XVII-первой четверти XVIII века. Петровский период (2 часа)


14

Начало государственной деятельности Петра I.

исследование


15

Строительства кораблей на Воронежской верфи.

комбинир.

Компьютер

Средства Интернет


Раздел 6. Воронежская губерния во второй - последней четверти XVIII века.(8 час)


16

Формирование административно-территориальной структуры.

комбинир.



17


Экономическое развитие

практикум

Средства Интернет, ПК

18


Социальная структура.

экскурсия в прошлое


19

Судостроение в послепетровский период.

комбинир.


20

Органы власти и управления.

комбинир.


21

Воронеж-центр губернии.

проект


22

Социальные конфликты.

комбинир.


23

Культурная и научная жизнь.

комбинир.

Средства Интернет, ПК


Раздел 7. Образование Воронежской губерния в первой половине XIX века. (4часа)


24

В годы Отечественной войны 1812 года.

урок-исследование

Компьютер

Средства Интернет

25

Социально- экономическое развитие Воронежской губернии.

урок - проект


26

Общественная жизнь. Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине XIX века.

комбинир


27


Повторение по теме: «Образование Воронежской губерния в первой половине XIX века»

Контрольная

работа




Раздел 8. Воронежская губерния во второй половине XIX века.(7час)


28


Отмена крепостного права.

.

комбиниров.


29

Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии.

комбинир.


30

Проведение реформ 1860-1870 годов в Воронежской губернии.

комбинир.


31

Общественное движение в Воронежской губернии

комбинирован


32

Просвещение и культура.

комбинир.


33

Просвещение и культура.

мини-проект


34

Итоговое повторение


35

резерв


Итого- 35, контрольная работа -1 доля внеурочной деятельности -12 уроков (34%)






Рецензия

На рабочую программу учителя истории и обществознания МКОУ Хреновская СОШ №1 Гречанюк И.А. по образовательному модулю «Историческое краеведение»

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основе следующих документов:

Программы курса в 5-11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.

Программа соответствует учебному пособию «Историческое краеведение Воронежской области, 8-9 классы Б.Я.Табачников. Воронеж. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. 2015 год.

Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.

На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (35 часов в год).

В программе представлены:

- пояснительная записка;

- содержание программы;

- требования к результатам обучения и освоению содержания курса в направлениях личностного развития, метапредметном и предметном направлениях;

- календарно-тематическое планирование, включающее наименование разделов и тем, количество часов, отведенных на их изучение, перечень оборудования, необходимого для обеспечения учебного процесса, количество часов, отведенных на проверочные работы (тестовые работы, зачеты) и внеурочную деятельность;

- учебно - методическое и техническое обеспечение курса.

В содержании каждого раздела представлены темы, соответствующие действующим стандартам.

Доля внеурочной деятельности по предмету составляет 34%

Рецензент:________Т.П.Ступина руководитель МО учителей обществознания, искусства ОБЖ. (ВКК)





Учебно-методическое и техническое обеспечение курса


Литература.

Для учащихся:

1. Историческое краеведение Воронежской области 8-9 класс. Учебное пособие / Науч. ред. Б. Я. Табачников. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2015.

2. Загоровский В. П. Воронеж: историческая хроника. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1989.

3. Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия / В.П. Загоровский. - Воронеж, 1992.

4. Загоровский В.П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж» Историко- географическое исследование 1971г.

Для учителя:

5. Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я / В.П. За-горовский. - Воронеж, 1982

6. Панова В. И. История Воронежского края: Учебн -методич. пособие. Воронеж. «Родная речь», 1995

7. Люби и знай родной край: учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Науч. ред. Б. Я. Табачников. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.

Информационно-коммуникативные средства

Интернет-ресурсы

infourok.ru/site/allSites

Технические средства

компьютер

плазменная панель




© 2010-2022