• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка урока по дисциплине «Менеджмент» на тему «Сущность конфликта. Управление конфликтам и в организации»»

Методическая разработка урока по дисциплине «Менеджмент» на тему «Сущность конфликта. Управление конфликтам и в организации»»

Урок теоретического обучения по дисциплине «Менеджмент» на тему «Сущность конфликта. Управление конфликтами в организации» нацелен на формирование у студентов понятия и представления о конфликте как о социальном явлении, видах конфликтов, и способах его преодоления. Используя различные педагогические технологии в освоении нового материала, а также его закрепления - информационные технологии, проектную деятельность студентов, педагогику сотрудничества, тестовые методы – педагог может достичь цел... Студентам, получающим среднее профессиональное образование по специальности «Менеджмент по отраслям» очень важно уяснить и понять всю сложность проблемы управления конфликтами в организации, так как руководитель должен стремиться к эффективной работе всех подразделений организации, а, как известно конфликтные ситуации создают проблемы в совместной работе коллектива. Формирование в ходе урока четкой мотивации студентов о той роли, которую менеджер должен играть в организации в случае возникновени... В конце урока проводится рефлексия, где каждый студент оставляет свое мнение об уроке.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока

по дисциплине «Менеджмент»

на тему «Сущность конфликта.

Управление конфликтами в организации»

Цели:

Методическая:

Применение современных педагогических технологий как способ формирования у студентов профессионального мышления, творческого воображения и эмоционально-чувственного восприятия.

Обучающая:

  • способствовать формированию представлений студентов о конфликтах, их структуре, видах;

  • создать условия для понимания смысла конфликтов, их роли в профессиональной деятельности;

Развивающая:

  • содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, профессионального и аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей студентов.

Воспитательная:

  • создать условия для выражения студентами собственного мнения, воспитания активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- наглядный - показ слайдов, видеороликов.

- словесный - беседа с обратной связью;

  1. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

- метод предъявления учебных требований;

- метод стимулирования.


  1. Методы контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности:

- тестовый контроль - выполнение теста;

- аналитический метод - анализ видеороликов;

- метод фронтального опроса;

4. Активные методы:

- метод проектов - рассмотрение конфликтных ситуаций, проецирование их на будущую профессиональную деятельность;

- психологическая мотивация - выполнение психологических упражнений;

- диалогическое взаимодействие;

Межпредметная связь:

  1. Дисциплина «Управленческая психология» тема «Конфликт и стратегии поведения в конфликтных ситуациях».

  2. Дисциплина «Управленческая психология» тема «Темперамент и характер»;

  3. Дисциплина «Управление персоналом» тема «Социальная адаптация в коллективе и ее задачи»;

  4. Дисциплина «Социальная психология» тема «Природа конфликтов и пути их разрешения»;

  5. Дисциплина «Основы этики» тема «Профессиональная этика»;

Комплексно-методическое обеспечение занятия:

  • Компьютер, видеопроектор, программное обеспечение;

  • бумага для упражнения «Снежинки»;

  • разноцветные фигуры по числу студентов;

  • скрепки для упражнения «Скрепка»;

  • презентация к уроку по теме «Сущность конфликта. Управление конфликтами»;

  • видеоролик «Правильное поведение в конфликтной ситуации»;

  • видеоролик «Разрешение открытого конфликта»;

  • видеоролик «Разрешение крытого конфликта»;

  • видеоролик «Антистресс»;

  • видеоролик «Ругань решает конфликты…»

  • лист для рефлексии;

Дверь в человеческие отношения открывается только на себя.

Не бойтесь сделать шаг навстречу!

(из учебника «Менеджмент» Веснин С.В.)

Ход занятия:

1. Организационный момент:

  • Приветствие студентов;

  • Проверка присутствующих;

  • Проверка готовности студентов к уроку;

  • Психологический настрой студентов;

2. Сообщение темы, целей занятия

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел - Управление конфликтами и стрессами, а тема, с которой вы познакомитесь, является одной из самых интересных и важных тем курса менеджмента, это тема - Сущность конфликта. Управление конфликтами.

На изучение данной темы отводится 3 занятия. Сегодня вы познакомитесь с сущностью конфликта, его причинами, видами конфликтов, возникающих между людьми и правилами управления конфликтными ситуациями.

Итак, запишите в конспекты тему урока и вопросы, которые мы рассмотрим:

Тема: Сущность конфликта. Управление конфликтами.

План:

  1. Природа конфликта

  2. Типы конфликтов

  3. Управление конфликтной ситуацией

3. Мотивация учебной деятельности для студентов

Вопрос: Кому из вас приходилось сталкиваться с конфликтной ситуацией, переживать её и каким-то образом разрешить? (Студенты поднимают руку)

Как известно, основными формами взаимодействия людей в совместной деятельности являются кооперация, соревнование (конкуренция), приспособление и конфликт.

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие приводит к конфликтной ситуации.

Сейчас вы в этом убедитесь, выполнив упражнение.


Упражнение «Снежинка»

Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Еще раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите получившуюся снежинку. Почему все снежинки получились разными??????

- Каждый из нас - индивидуальность, у нас разные интересы, идеи, взгляды. А это в свою очередь может вызвать конфликт.

Слово конфликт обычно воспринимается людьми с негативных позиций. Они ассоциируют это слово с враждой и болью, которые в действительности сопровождают всех конфликтующих. Однако в организациях конфликт - это не обязательно негативное явление. Нередко конфликты помогают участникам трудового процесса, когда они попадают и конфликтные ситуации, лучше осознать цели организации, обратиться к своим неиспользованным резервам и сделать многое из того, что кажется невозможным в обычных условиях.

Существование разногласия (конфликта), столкновение различных мнений - это нормальное явление, факт существования человечества, условие эволюционного развития.

Вам, будущим специалистам, придется сталкиваться с конфликтными ситуациями, поэтому знания, полученные на сегодняшнем занятии, будут иметь для вас практическую значимость, так как, знание причин и правил разрешения конфликта, помогут найти оптимальный выход в сложившейся ситуации. Кроме того, знания по управлению конфликтными ситуациями пригодятся вам и в жизни.


  1. Усвоение новых знаний

Приступаем к изучению первого вопроса


  1. Природа конфликта

Слова «конфликт» происходит от латинского conflictus, первоначально понимаемого как столкновение.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая противоположные позиции, цели объекта и субъекта и т. п., что и является источником конфликтной ситуации. Объективно конфликтная ситуация существует всегда (потенциальный конфликт), но его нарастание происходит только при наличии инцидента.


формула конфликта

Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Случай из практики.

Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу но первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. "Инцидент исчерпан", - заявил руководитель удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?

Обратимся к формуле конфликта. Конфликт здесь - жалоба; конфликтная ситуация - несложившиеся отношения между сотрудниками; инцидент - случайно сказанные неудачные слова. Заставив извиниться, руководитель действительно исчерпал инцидент.

А конфликтная ситуация? Она не только осталась, но и усугубилась. Действительно, обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. И тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.

Исследования показывают, что всех работников по приверженности к конфликтам можно разделить на три группы:

  1. устойчивые к конфликтам,

  2. удерживающиеся от конфликта и

  3. конфликтные.

Численность третьей группы составляет где-то около 6-7% от всей совокупности работающих. Это относительно многочисленная группа трудных людей, создающая различные эксцессы в системе управления.

По данным английского исследователя менеджмента Роберта Брамса, только 10% работников являются трудными субъектами. Этот вывод сделан на основе опроса 400 менеджеров различных британских компаний. По его мнению, чтобы обеспечить в подразделении благоприятный психологический климат, надо прилагать главные усилия лишь к десятой части персонала. Остальные 9/10 сами стремятся к упорядоченности.

В конфликте определяют пять этапов.

  1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Создается конфликтная ситуация одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.

  2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта.

  3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Один из участников конфликта переходит к активным действиям, направленным на нанесение ущерба "противнику".

  4. Развитие открытого конфликта. Участники конфликта открыто заявляют о своих требованиях.

  5. Разрешение конфликта. Либо педагогическими методами, либо административными.

Основные фазы конфликта:

- начальная фаза;

- фаза подъема;

- пик конфликта;

- фаза спада.

Как уже было сказано выше, возникновение конфликта внутри организации не всегда следует рассматривать как негативное явление. Современная теория управления рассматривает некоторые конфликты как желательные. Считается, что если в организации нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций. Важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Поэтому задача менеджера - спроектировать конструктивный управляемый конфликт.

Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре конфликта в организации и призван разрешить его всеми доступными средствами. Оставлять конфликт без внимания - это все равно, что оставлять в пустом доме тлеющие угли. Вообще аналогия между конфликтом и пожаром достаточно глубокая: и тот, и другой легче предотвратить, чем потушить; в обоих случаях фактор времени может стать решающим, так как и конфликт, и пожар страшны своим разрастанием.

Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20% своего рабочего времени на изучение и улаживание различного рода конфликтов.

Выводы по 1 вопросу


  1. Типы конфликтов

Чтобы эффективно управлять конфликтом, необходимо знать не только природу, но и типы конфликтов, причины их возникновения.

Существуют четыре основных типа (уровня) конфликтов:

1. внутриличностный,

2. межличностный,

3. между личностью и группой,

4. межгрупповой и внутриорганизационный

Рассмотрим основные типы конфликтов.

  • внутриличностные конфликты - связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности;

  • межличностные конфликты - субъектами конфликта выступают две личности;

  • конфликты "личность - группа" - с одной стороны субъектом конфликта выступает личность, а с другой - группа;

  • межгрупповые конфликты - субъектами конфликта выступают группы.

Выводы по 2 вопросу


  1. Управление конфликтной ситуацией

В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. При этом работа менеджера осуществляется в такой последовательности:

  1. изучение причин возникновения конфликта;

  2. ограничение числа участников конфликта;

  3. анализ конфликта;

  4. разрешение конфликта.

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом ваш стиль, стиль других вовлеченных в конфликт людей, а также природу самого конфликта. К. У. Томас и Р. Х. Килменн выделили пять типовых стратегий (стилей) поведения в конфликтных ситуациях. Их система позволяет ориентировать любого человека в случае попадания его в конфликтную ситуацию с общим источником конфликта - несовпадение интересов двух и более сторон.

Стиль поведения любого человека в конфликте определяется: мерой удовлетворения собственных интересов; активностью или пассивностью действий; мерой удовлетворения интересов другой стороны; индивидуальными или совместными действиями. Именно это вы сейчас увидите в ролике, который я вам предлагаю посмотреть.

Ролик «Антистресс»

(демонстрация и обсуждение)

Исходя из предложенной модели выделяют пять способов регулирования конфликтов:

1. Конкуренция (соперничество, соревнование) - разрешение конфликта силой, как стиль характеризуется большой личной вовлеченностью и заинтересованностью в разрешении конфликта, но без учета позиций другой стороны. Это стиль "выигрыш - проигрыш" в межличностном конфликте. Для применения данного стиля необходимо обладать властью или физическими преимуществами. Такой стиль может в отдельных случаях помочь в достижении индивидуальных целей. Однако в общественном мнении этот стиль не пользуется популярностью.

2. Стиль, предполагающий уход из конфликта, связан с отсутствием личной настойчивости и желания кооперироваться с другими по его разрешению. Здесь налицо попытка стоять в стороне от конфликта, не брать на себя ответственность за разрешение конфликта. При таком подходе в конфликте проигрывают обе стороны. Такой стиль приводит к неодобрению бездействия со стороны других.

3. Разрешение конфликта через сотрудничество. Как стиль характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в него так и сильным желанием кооперировать свои усилия с другими для разрешения межличностного конфликта. При таком подходе выигрывают обе стороны. Подобные люди считаются динамичными, о них у других складывается благоприятное впечатление. Они правильно считают, что каждый участник конфликта имеет равные права при его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование.

4. Стиль приспособления побуждает войти в положение другой стороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны. В основе этого стиля лежит стремление кооперироваться с другими, но без внесения в эту кооперацию своего сильного интереса. Это стиль наподобие "не выигрыш - выигрыш" окружающими оценивается положительно, но как у слабых натур.

5. Стиль компромисса предполагает умеренный учет интересов каждой из сторон, а отсюда и необходимость идти на определенные уступки. В целом этот стиль оценивается благоприятно и относится к типу "непроигрыш - непроигрыш". Во многих ситуациях стиль компромисса позволяет достичь быстрого разрешения конфликта, особенно в случаях, когда одна из сторон имеет явное преимущество.

Таким образом, выигрывают обе стороны лишь в ситуации сотрудничества, когда удовлетворяются интересы обеих сторон. Однако этот стиль является наиболее трудным, поскольку для совместного принятия решений требуются желание, усилия и время для разрешения конфликта. Именно стиль сотрудничества приводит к оптимальному решению вопроса. Знание этих стилей разрешения конфликта позволяет каждому сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной ситуации.

Ролик «Ругань решает конфликты

(демонстрация и обсуждение)

Выводы по 3 вопросу

Результаты социологического опроса

В вашей группе было проведено социологическое исследование студенткой группы №34 Ковальчук Т. В рамках ее курсовой работы по теме, которую мы с вами сегодня изучаем, и вот какие результаты были получены.

5. Закрепление новых знаний

1. Просмотр и анализ видеороликов:

- видеоролик «Правильное поведение в конфликтной ситуации»;

- видеоролик «Разрешение открытого конфликта»;

- видеоролик «Разрешение крытого конфликта»;

2. Тестовый контроль (демонстрация на проекторе)

Выберите правильный вариант ответа:

1. Конфликт - это:

а) борьба мнений;

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

2. Конфликтная ситуация - это:

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

б) накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

в) причина конфликта;

3. Инцидент - это:

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

б) истинная причина конфликта;

в) то, из-за чего возникает конфликт;

4. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности?

а) межличностному

б) межгрупповому

в) внутриличностному

5. Назовите вид конфликта, где субъектами выступают группы.

а). внутриорганизационный

б). межгрупповой

в). внутриличностный

6. Разрешение конфликта силой, большая личная вовлеченность и заинтересованность в разрешении конфликта без учета позиций другой стороны.

а). уход от конфликта

б). сотрудничество

в) конкуренция

Проверка теста детьми и выставление оценок:

0 ошибок - 5 баллов

1 ошибка - 4 балла

2-3 ошибки - 3 балла

4 и более ошибки - 2 бала

3.Упражнение «Девиз»

Вам предлагается текст девиза в конфликтной ситуации. Вам необходимо выбрать стратегию решения данного конфликта - избегание, конкуренция, приспособление, компромисс, сотрудничество.

Девизы:

  1. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». (избегание)

  2. «Чтобы я победил, ты должен проиграть». (конкуренция)

  3. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». (приспособление)

  4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». (компромисс)

  5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».(сотрудничество)

Упражнение «Скрепка»

6. Подведение итогов занятия

а). комментарий преподавателя;

б). выставление оценок и комментарии к ним;

в). отзывы студентов об уроке.

Рефлексия

А сейчас я прошу вас высказать своё мнение об уроке. Поместите фигуры на листе под одной из надписей:

  • Нужно, полезно, интересно, необходимо.

  • Страшно, сложно, неинтересно.

  • Бесполезно, бесперспективно, безразлично.

(Комментарий преподавателя)

7. Информация о домашнем задании, инструкции по его выполнению


  1. Материал - выучить.

  2. Приведите по 3 примера внутриличностного конфликта, межличностного, меду личностью и группой и межгруппового.

  3. Разбиться на малые группы по 3 человека, разработать и разыграть конфликтную управленческую ситуацию и предложить варианты ее разрешения.

  4. Дополнительно: желающим подготовить сообщения: «Конфликтология как наука», «Известные конфликтологи», «Поведение в конфликте».




© 2010-2022