- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: Комбинированный урок
Доклад на тему: Комбинированный урок
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Черткоева С.Г. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКОУ СОШ с. Дзуарикау
Доклад
на тему:
«Методика проведения комбинированного урока»
Подготовила - учительница английского языка Черткоева С.Г.
«Школа- это мастерская человечности»
« Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Я. А. Коменский
,
Эти слова принадлежат Ян Амос Каменскому, знаменитому чешскому педагогу, "отцу новой педагогики", гуманисту, общественному деятелю. (1592-1670)
Именно он впервые обосновал стройную педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Коменский - создатель системы всеобщего образования. Он поставил вопросы об общеобразова-тельной школе и плановости школьного обучения, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке ,о необходи-мости внедрения классно-урочной системы в школы.
По его определению учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся , готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики.
От Коменского берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения:
подготовка к усвоению новых знаний;
усвоение новых знаний, умений;
их закрепление и систематизация;
применение на практике.
Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного).
Комбинированный урок - тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т.д.
Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться, как я уже упомянула выше, контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.
Комбинированный урок состоит из 8-ми этапов. В его структуре выделяют следующие этапы:
I. Организационный:
Взаимное приветствие преподавателя и учащихся, определение отсутствующих, подготовка учащихся к работе на уроке: сообщение темы и цели урока (обучающий этап).
II. Проверка домашнего задания:
Выяснить что сложно в изучаемом материале, еще раз вспомнить и заострить внимание на сложных моментах темы.
III. Повторение ранее изученного материала:
Проверка разными методами и формами объема и качества усвоенного материала, комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков.
IV. Подготовка учащихся к активности и сознательности усвоения знаний:
Сообщение темы и цели изучения нового материала (чему научатся и что узнают учащиеся). Показать практическую значимость нового материала.
V. Изучение нового материала:
Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идеи изучаемого материала. Добиться от учащихся восприятия, осознания, осмысления материала.
VI. Проверка понимания нового материала:
Организация мыслительной деятельности на уровне сравнения, сопоставления, определения причинно-следственных связей, явлений, процессов.
VII. Закрепление знаний учащихся по изучаемому материалу:
Закрепление умений:
- узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами, идеями;
- применить знания к практическим действиям (создание проблемной ситуации);
- выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки.
VIII. Информация о домашнем задании:
Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Хотелось бы упомянуть о ТД Ц- о триединой дидактической цели урока.
ТДЦ - триединая дидактическая цель урока - заранее запланированный преподавателем результат, который должен быть получен к концу урока в результате совместной деятельности преподавателя и учащихся.
ТДЦ - сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта:
обучающий (познавательный) отвечающий на вопрос: Что познать? Чему научить и научиться?
воспитательный, отвечающий на вопрос какое воспитательное воздействие оказывать?
развивающий, отвечающий на вопрос какие сферы личности необходимо развивать?
Рассмотрим содержание каждого аспекта ТДЦ.
I. Обучающий (познавательный) аспект ТДЦ
Это основной и определяющий ТДЦ аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
учить и научить каждого учащегося самостоятельно добывать знания. Учить чему-то других - значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат.
осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, прочность;
формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
II. Воспитывающий аспект ТДЦ.
Воспитывающий аспект цели урока должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности учащихся. Необходимо обратить внимание на формирование и развитие:
мировоззренческих взглядов и мировоззрения;
умений сотрудничать в коллективе, проявляя гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, дисциплини-рованность, ответственность, честность;
умений общаться, демонстрируя озабоченность неудачами товарищей, радость их успехами, культуру внутренних нравственных отношений;
культуры учебного труда;
способности и готовности к самосовершенствованию, умений формулировать и отстаивать собственную точку зрения, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, аккуратность, добросовестность, ответственность, честность;
ответственного отношения к учебному труду, собранность, усердие;
активной гражданской позиции, патриотизма, законопослушания;
интереса и потребности изучения предмета, самообразования.
III. Развивающий аспект ТЦУ.
Один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков, сфер.
а) Развитие сенсорной сферы.
Развитие глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
б) Развитие двигательной сферы.
Овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмерность движения, развитие мышц всех видов.
в) Эмоциональная сфера.
Здесь имеется в виду проявление восхищения, удивления, негодования, сочувствия, сопереживания и т.д.
г) Развитие речи.
Обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи (новые знания приносят новые аспекты понимания), усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность), овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка, а так же развитие специальной речи, т.е. свободное владение терминологией изучаемого предмета.
Нетрудно понять, почему такой тип урока назван комбинированным - на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75-80% от общего числа всех проводимых уроков. Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям. Целесообразность 45- минутной длительности урока, интуитивно установленная в древности, сегодня подкрепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания, они утомляют детей . При условии планомерной проверки и строго объективной оценки знаний активность учащихся повышается, а вместе с этим повышается и основательность усвоения ими учебного материала. Проверка служит одним из средств закрепления знаний. В процессе проверки учитель учит школьников правильно отвечать, припоминать заученное , замечать и исправлять свои ошибки. Учет и проверка знаний органически входят во всю учебную работу: учитель проверяет готовность учащихся к восприятию новых знаний; проверяет усвоение их учащимися при объяснении, чтобы установить, как учащиеся поняли новый учебный материал и умеют воспроизвести главное и существенное; учитель проверяет усвоение знаний в процессе их закрепления и повторения; специальная проверка проводится в конце учебной темы, в конце четверти, в конце учебного года. Последовательное использование всей совокупности форм проверки (текущей и итоговой) дает возможность учителю, глубоко изучив знания учащихся, осуществлять индивидуальный подход к ним, что имеет важное значение для достижения прочности знаний. Текущий учет всегда связан с непосредственной помощью классу и отдельным учащимся, включает индивидуальную работу со слабыми учениками. Текущий учет проводится на протяжении всего урока. В начале урока, при проверке домашнего задания, учитель проводит опрос, выявляя степень усвоения учащимися материала по изучаемому разделу программы. Проверка проводится также перед объяснением нового материала в целях выявления подготовки учащихся в отношении тех знаний, которые необходимы для сознательного усвоения нового. Проверка и учет знаний учащихся проводится также в ходе изложения учителем нового материала. Здесь учитель проверяет, как учащиеся поняли объяснение. При этом лучшие учителя не ограничиваются опросом сильных учеников, а стараются выяснить, как восприняли и осознали новое учащиеся с разной подготовкой (сильные, средние и более слабые по успеваемости ученики). Проверка знаний оказывает влияние на дальнейший ход урока: в зависимости от ответов учащихся учитель или проводит объяснение нового, или задерживается на той части сообщенных уже знаний, которая недостаточно понята многими учениками . Правильно поставленный текущий учет знаний учащихся позволит своевременно устранить недочеты в знаниях учащихся путем коллективной и индивидуальной работы с детьми.
Источники:
shishkova.ru/students/lesson_plan.htm
reftrend.ru/227506.html
shishkova.ru/students/lesson_plan.htm
i-educator.ru/vopros39
do.gendocs.ru/docs/index-196788.html
eciginfo.ru/metodika-provedeniya-kombinirovannogo-uroka/
englschool.ucoz.ru/load/uroki/
poznanie21.ru/current/49279.php
studentguide.ru/category/konspekty-urokov/plany-konspekty-urokov-po-anglijskomu-yazyku/
ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/110-foreignlang/3198--4-.html
na55555.ru/pomosz_studentam/plan-konspekt-uroka-angliiskogo-yazyka.html
festival.1september.ru/articles/549231/