Программа историко -краеведческого объединения Поиск

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки». /Д.С. Лихачев/

1. Направленность программы историко -краеведческого объединения «Поиск»:

- по содержанию является туристско-краеведческой, военно-патриотической, ;

- по функциональному предназначению - учебно-познавательной; предпрофессиональной;

- по форме организации - кружковой;

- по времени реализации - двухгодичной.

Программа составлена на основе примерной образовательной программы «Изучение исторического краеведения и музееведения»,автор Г.Р. Бялая,примерной программы для системы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы: Казурова О.А., Константинов Ю.С., Слесарева Л.П., Москва ФЦДЮТиК МосгорСЮТур 2008.

2.Новизна программы заключается в деятельности учащихся по теме «История родного края», в расширенной и углубленной работе школьного музея Боевой и трудовой славы,в детальной разработке экскурсий и их проведении для учащихся образовательных учреждений муниципального образования Джанкойского района и жителей с.Светлое и района.

3.Актуальность

Краеведение - один из элементов исторического образования в школе, одна из важных отраслей обществоведческой системы. Краеведение является источником обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков. Историческое краеведение в школе играет существенную педагогическую роль в идейно-политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся, а так же занимает важное место в формировании патриотических качеств молодого поколения.

Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного кружка в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Именно поэтому одной из важнейших задач образования является введение растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба. Изучение родного края, национальных, этнокультурных традиций и обычаев - вот основные направления краеведческой деятельности.
Кружковая работа по истории в школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации дает им импульс к самостоятельной деятельности.
Кружковая работа по историческому краеведению способствует развитию у учащихся любви к отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история - история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа; в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость. Чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд - основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Занятие краеведением помогает юным глубже понять смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае,

республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально - педагогических задач нашего времени.

4.Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

- выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты;

- обращение к реалиям повседневной жизни жителей Крыма, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;

- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), в экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цель программы:

- сформировать познавательную потребность в освоении регионального исторического материала.

- расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

- сформировать умений и навыков общения, подготовки мероприятий, оформления экспозиций;

-сформировать бережное отношение к памятным историческим местам;

-сформировать способности самостоятельно оценивать исторические события;

- воспитывать личность обучающихся как достойных граждан своего Отечества, ориентированных на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушиваться в голос истории, осмысливать ее связь с современностью.

Задачи:

-содействовать гармоничному развитию личности, совершенствовать духовные и потребностобучающихся;

-организовать поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, района, города, республики;

-научить проводить учет и хранение собранных документов, предметов, материалов,

-научить оформлять и экспонировать материалов;

-организовывать экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных.

-проводить экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

-организовать научно-исследовательскую работу.

Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий» . От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному краю-Республике Крым, Джанкойскому района, с. Светлое.

Возраст детей

Образовательная деятельность историко-краеведческого объединения «Поиск» осуществляется в разновозрастном детском объединении постоянного и сменного состава. Возраст обучающихся - от 10 до 16 лет. Численный состав группы 10-15 человек. Группы формируются согласно возрасту детей и уровню знаний.

Сроки реализации

Занятия учебных групп проводятся:

- 1 год обучения - дети 10-15 лет - 2 часа в неделю;

-2 год обучения - дети 11-16 лет - 2 часа в неделю.

Формы занятий:

  • -приобретение теоретических знаний во время аудиторных занятий;

  • -проблемное изложение материала, с помощью которого дети сами решают возникающие познавательные задачи;

  • -беседы с учащимися в процессе изучения темы;

  • -заслушивание сообщений и докладов обучающихся по определенной теме;

  • -самостоятельная работа с книгами;

  • -работа с иллюстрациями;

  • -просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме;

  • -практическая работа по изготовлению макетов и муляжей;

  • -развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

  • -экскурсии в историко-краеведческий музей, в музеи города;

  • -встречи с жителями с. Светлое (аудиозапись воспоминаний, сбор предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

  • -встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (аудиозапись воспоминаний, сбор фотографий и документов военной поры, мемориальных предметов музейного значения для пополнения фондов музея);

  • -фотофиксация памятников истории и культуры на территории села;

  • -подготовка ребятами лекций и экскурсий по различным разделам музейной экспозиции;

  • -заслушивание сообщений и исследований воспитанников по изучаемой ими теме;

  • -проведение тематических историко-краеведческих викторин и блиц-турниров;

  • -изучение предметов материальной культуры из фонда музея и составление исторической -справки на уже имеющиеся экспонаты;

  • -атрибутирование, частичная или полная реставрация и каталогизация предметов музейного значения.

Режим занятий:

Общее количество часов составляет 144 часа: 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Ожидаемый результат 1- го года обучения

Воспитанник будет знать:
-в общих чертах знать историю края, и, в этой связи, основные этапы исторического и культурного развития родного края;
-помнить названия улиц с. Светлое , историю их названия;
-знать топонимику с. Светлое (улицы, овраги и другие природные объек-ты);
-помнить названия и места расположения окрестных сел; знать имена владельцев усадеб своего края;

-иметь первоначальное представление об устройстве любого музея и о музеях различного профиля;
-иметь четкое представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, подлинник, копия.

Воспитанник будет уметь:
-ориентироваться по карте;
-различать предметы быта по принадлежности к определенному сословию;
- ориентироваться во времени, в ходе исторических событий;
- ориентироваться в исторической последовательности изменений предметного мира родного края;
-различать типы источников музея и откуда они поступают.

Ожидаемый результат 2-го года обучения
Воспитанник будет знать:

- о географическом положении и природных условиях родного края;
-об истории развития родного края;
-о годах лихолетья в родном крае;
-о событиях Великой Отечественной войны, происходивших на территории нашего края и -о памяти народной, сохранившейся в топонимике и памятниках округа;
-об исторической обстановке в стране (на каждом изучаемом этапе), на фоне которой происходили определенные события;

-обусловий хранения музейных предметов;
- правила частичной реставрации;
-о том, в какие организации (музеи, архивы, библиотеки) или к каким специалистам не-обходимо обращаться за консультацией.
Воспитанник будет уметь:
- уметь ориентироваться в географических картах разных лет выпуска;
-уметь самостоятельно вести экспедиционный дневник и фонозапись воспоминаний, а также самостоятельно обрабатывать собранный материал;
-атрибутировать предмет, пользуясь справочной литературой.

Способы проверки умений и навыков:

- Подведение итогов по каждой теме проводится в форме зачета.
- проведение экскурсий;
- тестирование;

-устные и письменные ответы по каждой теме.




I-й год обучения

Тематический план

Тема

Количество часов

Всего

теория

практ

1

Вступление.

Цель и задачи кружка историков-краеведов.

4

2

2

2

Туристско-краеведческие и экскурсионные возможности родного края.

18

4

14

3

Историческое краеведение

4

2

2

4

Экскурсовод и требования к нему

10

2

8

5

Источники исторического краеведения

20

4

16

6

Сбор историко-краеведческого материала о родном крае

32

6

26

7

Подготовка экскурсий.

24

4

20

8

Памятники истории и культуры

12

4

8

9

Работа школьного краеведческого музея

20

2

18

Итого

144

30

114

Содержание курса

1.Вступление (4ч)

Цель и задачи кружка историков-краеведов. Организация занятий кружка. Правила техники безопасности во время проведения экскурсий и походов.

2.Туристско-краеведческие и экскурсионные возможности родного края (18)

Физико-географическая и экономическая характеристика родного края. История экскурсионного дела в России. Туристско-экскурсионные возможности родного края. Архитектурные и природные исторические памятники. Справочники, путеводители и другая краеведческая литература о родном крае.

Практические занятия.

Организация прогулки-экскурсии «Околицы родного села».

3.Историческое краеведение (4ч)

Историческое краеведение - источник обогащения учащихся знаниями о родном крае. Связь исторического краеведения с исторической наукой.

«Народное краеведение». Указ Петра I про сбор, поиск и сохранение интересных находок народных краеведов.

Практические занятия

Ознакомление с краеведческими объектами родного края. Обследование древних курганов в окрестностях с.Светлое.

4.Экскурсовод и требования к нему (10ч)

Работа экскурсовода. Умение подобрать фактический материал. Составление текстов тематических экскурсий.

Владение основами культуры речи. Использование жестов, образность, ясность, точность речи, стилистические приемы.

Эстетические требования к экскурсоводу.

Практические занятия

Проведение конкурсов экскурсоводов по тематическим текстам. Посещение лучшего школьного музея района.

5.Источники исторического краеведения (20ч)

Устные источники, изобразительные, письменные источники, фотографии, листовки.

Славянская азбука, рукописи. Книгопечатание. Летописные своды.

Топонимика.

Практические занятия

Собирание и изучение песен, легенд, загадок, былин, обрядовых песен.

Знакомство с профессиональными исполнителями.

Изучение географических названий родного края.

6.Сбор историко-краеведческого материала о родном крае (32ч)

Роль исторического краеведения в изучении культурно-исторических, трудовых, духовных традиций русского народа.

Пути собирания историко-краеведческих материалов: планомерное систематическое собирание документов, памяток и др. материалов; прием подарков и случайных находок.

Понятие «родной край». Территория, границы, природные условия и население родного края.

Методы изучения родного края: литературный, полевых наблюдений, картографический.

Беседы со старожилами, установление исторических фактов.

Продолжение связи с Советом ветеранов 63ККАНБП - летопись подвига авиаторов при освобождении Крыма.

Практические занятия

Работа с литературными источниками, картами. Установление связей с архивами, музеями, поиск непосредственных участников исторических событий, встречи с ними, запись их воспоминаний. Обработка писем, документов, фотографий.

Викторина «Познай свой край».

Переписка с ветеранами 63ККАНБП, связь с родственниками погибшего экипажа.

Уход за Братской могилой.

Однодневный поход по родному краю.

7.Подготовка экскурсий (24ч)

Требования к экскурсионной методике. Методические приемы показа. Выбор места для осмотра объекта. Расстановка группы. Перемещение группы во время экскурсии. Техника проведения экскурсии. Умение распределить время в процессе экскурсии. Контакт экскурсовода с группой. Умение заинтересовать, ставить вопросы, донести знания.

Практические занятия.

Обсуждение текстов экскурсий. Обработка экскурсионных маршрутов, содержания, методов и приемов содержания экскурсий. Проведение пешеходной экскурсии для учащихся начальных классов «Святое место села».

8.Памятники истории и культуры (12ч)

Виды памятников истории и культуры: памятники истории, памятники археологии, памятники искусства.

Другие письменные документы, кино-фото документы, записи фольклора, звукозаписи.

Охрана памятников истории и культуры.

Практические занятия

Ознакомление с Законом об охране природы и использовании памятников истории и культуры. Экскурсии с целью ознакомления и изучения памятников истории и культуры и родного края.

Выполнения заданий Товарищества охраны памятников.

Ремонт и реставрационные работы Братской могилы и Стелы памяти, облагораживание прилегающей территории, посадка зеленых насаждений.

9.Работа школьного краеведческого музея (20ч)

Экспозиции музея. Фонды музея и их значение.

Практические занятия

Составление паспортов к экспонатам. Подготовка материалов для музея. Массовые мероприятия в музее.


II-й год обучения

Тематический план

Тема

Количество часов

Всего

теория

практ

1

Вступление.

Цель и задачи кружка историков-краеведов.

4

2

2

2

Туристско-краеведческие и экскурсионные возможности родного края.

10

4

6

3

Комплексное изучение родного края - Джанкойского района.

40

6

34

4

Обработка материалов для подготовки экскурсий по теме: «Мой родной край»

24

4

20

5

Организация и проведение историко- краеведческой экспедиции. Продолжение сбора поискового материала по теме: «Дети войны»

40

6

34

6

Экскурсионная работа в музее

16

4

12

7

Работа школьного краеведческого музея

10

2

8

Итого

144

28

116

Содержание курса

Содержание курса

1.Вступление (4ч)

Цель и задачи кружка историков-краеведов. Организация занятий кружка. Правила техники безопасности во время проведения экскурсий и походов.

2.Туристско-краеведческие и экскурсионные возможности родного края (10ч)

Географическое положение Крыма. Разнообразие флоры и фауны. Богатство историко-культурного наследия.

Охрана природы - забота каждого человека в сохранении родного края. Формы охраны природы - государственная, общественная, индивидуальная. Роль юных историков-креаведов в охране окружающей среды. Значение природоохранной пропаганды среди населения.

Заповедники, заказники как форма сохранения отдельных участков первозданной природы для научных исследований. Закон об охране природы.

Практические занятия

Виртуальные экскурсии по Крыму для изучения родного края в интернет-центре библиотеки. Санитарное состояние Братской могилы и Стелы памяти и прилегающей к ним территории.

3. Комплексное изучение родного края - Джанкойского района (40ч)

Родной край в далеком прошлом, его границы, территория, население. Связь с государственным архивом по вопросам истории Джанкоя и района. Памятные места на территории района, знакомство с ними.

Изучение:

- краеведческих объектов на территории родного края,

- документальных источников в архиве района,

- участников исторических событий,

- предметов материальной и духовной культуры,

- достоверности собранного материала,

- топонимика родного края, легенды о географических названиях.

Практические занятия

Изучение литературы по истории родного края и архивных данных. Записи воспоминаний старожилов и участников исторических событий. Запись старинных песен, обрядов. Сбор старинных монет и других денежных знаков. Участие в краевых и региональных массовых мероприятиях по изучению и сохранению духовных и трудовых традиций народов Крыма в рамках акции «Моя земля - земля моих отцов», ознакомление с материалами по вхождению Крыма и Севастополя в состав России.

Однодневный поход по родному краю.

4. Обработка материалов для подготовки экскурсий по теме: «Мой родной край» (24ч)

Физико-географическая характеристика родного края. Экономико-географическая характеристика.

Проблемы охраны природы.

Практические занятия

Составление текстов экскурсий по теме: «Мой родной край». Составление и проведение викторин «Знай свой край!»

Экскурсия по родному краю.

5. Организация и проведение историко- краеведческой экспедиции. Продолжение сбора поискового материала по теме: «Дети войны» (40ч)

Задачи поисковой работы. Маршрут экспедиции. Разработка схем (вопросников) для бесед с непосредственными участниками или свидетелями исторических событий.

Выполнение экспедиционных заданий:

- опрос населения статуса «дети войны»,

- изучение фактов или событий по документам архивов, экспонатов музеев, первоисточников,

-изучение документальной литературы,

- письма, воспоминания, документы, фото, рассказы - записанные или полученные во время экспедиции.

Подведение итогов экспедиции.

Практические занятия

Обработка собранного материала. Описание маршрута экспедиции. Оформление дневниковых записей. Сопоставление собранных поисковцами материалов с опубликованными документальными источниками и периодической прессой. Проверка фактов и дат выявленных в ходе экспедиции.

Подготовка и чтение рефератов. Оформление фотоальбома. Подготовка собранных материалов для передачи в школьный музей. Пропаганда материалов экспедиции в школе. Организация встречи учащихся с «Детьми войны». Составление части сборника: «Детство, опаленное войной».

6. Экскурсионная работа в музее (16ч)

Пропаганда собранных материалов школьного музея в учебной и внешкольной деятельности учащихся. Мастерство экскурсоводов в пропагандистской работе среди школьной и внешкольной молодежи.

Практические занятия

Организация встречи учащихся с «Детьми войны». Подготовка и проведение массовых мероприятий по теме военно-патриотического воспитания:

- материалы 63-го авиаполка,

- подвиг односельчан,

- партизанское движение,

- «группы Сопротивления»,

- деятельность тыла для победы фронта.

7. Работа школьного краеведческого музея (10ч)

Знакомство с документацией музея:

- инвентарная книга,

- шифровка, картотеки,

- прием и выдача предметов,

- научное описание предметов,

- организация хранения.

Общие требования к обеспечению сохранности предметов в подиумах и фондах.

Практические занятия

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранного поискового материала. Реставрация экспонатов.

Методическое обеспечение

Методы обучения:

Словесный:

- объяснение нового материала;

-рассказ обзорный для раскрытия новой темы;

-беседы с учащимися в процессе изучения темы;

Наглядный:

- применение наглядных пособий, географических карт, предметов и документов музейного значения, технических средств;

Практический:

- работа с географическими картами, макетами, иллюстрациями, предметами из музейного фонда;

Игровой:

- создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход;

Исследовательский:

выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Литература, использованная при написании программы

Основополагающая литература.

1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в редакции 1996 г.)
М.: Научно-методический центр. 1999.2. Каргина З.А. Информационно-методические материалы в помощь педагогу, рабо-тающему над образовательной программой.
М.: Про-свещение, 1986.3. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
4. Типовое положение об учреждениях дополнительного образования.
М., 1982.5. Типовые программы "Туризм и краеведение" для внешкольных учреждений и обще-образовательных школ. Изд. 3-е, дополненное.
6. Устав ГОУЦДТ "Строгино".

Методическая литература.

М.,1965.1. Вопросы экскурсионной работы музеев. /Составитель Зузыкина Н.С. Труды НИИ Му-зееведения. Вып. 13.
М.: Просвещение, 1984.2. Кружковая работа по истории и обществоведению. /Составитель Простов М.П.
М.: Просвещение, 1987.3. Краеведение. Пособие для учителя. /Под ред. доктора исторических наук Даринского А.В.
М.: МГДТДиЮ, 1999.4. Методические рекомендации в помощь педагогу, работающему над авторской про-граммой. /Под ред. Шадриной И.Е.
5. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов пединсти-тутов. М.: Просвещение, 1987.
М.: Высшая школа, 1988.6. Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для ВУЗов.
М.: ИЦ Школьная книга, 2001.7. Научно-исследовательская деятельность учащихся. /Составитель Держицкая О.Н. и Огурэ Л.Б.
М.: МИРОС,2001.8. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Окружающий мир и музей.
М.: ВЛАДОС, 2000.9. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагоги-ки.
М.: ИД Карапуз, 2000.10. Пантелеева Л.В. Музей и дети. Художественный музей в эстетическом развитии до-школьника.
М.: МИРОС, 2001.11. Предметный мир культуры. Учебно-педагогический комплекс. /Сост. Макарова Н.Г., Медведева Е.Б., Минина С.Б, Юхневич М.Ю.
М.: Изд. Российский Институт Культурологии, 1993.12. Ребенок в музее. Социологический и психолого-педагогический аспекты.
М.: ГИЦ Владос, 2001.13. Работа со школьниками в краеведческом музее. /Под ред. Ланковой Н.М.
М.: Про-свещение, 1987.14. Смирнов В.Г. Художественное воспитание в школе. Книга для учителя.

Дополнительная литература.

1.Алексндров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий: методические рекомендации.- М.: Турист, 1974.

2. Герасимов В.П.. Огризко З.А. Краеведческие музеи и школа(методическое пособие).- М.

3. Бардин К.В. Азбука туризма. - М. : Просвещение, 1981.

4. Спутник туриста.- К., 1991

5. Строев К.Ф. Краеведение. - М.: Просвещение, 1968.

6. Чубинский П. Календарь народных обычаев и обрядов. - К., 1993.

7. Прицак О. Похождение Руси: альманах «Хроника 2000». - К, 1992.

8.Юньев И.С. Краеведение и туризм. - М.: Знание, 1974.

9.Гиндина Н.Г., Фоломеев Б.А. Учет и хранение фондов школьных музеев - М.,1972.

10.Крейн А.З. Рождение музея. - М. Сов. Россия., 1976.

Методическое обеспечение


Для реализации данной программы требуется аудиторное помещение, обеспеченное


необходимыми техническими средствами и пособиями.
Технические средства:

Компьютер;
Проектор;
Магнитофон;
Проигрыватель.


Наглядные пособия:
• CD программы для проведения занятий;
• видеофильмы по истории Крыма;
• плакаты и открытки с видами Крыма;
• ксерокопии портретов "действующих лиц" истории родного края;
• фотографии памятников истории, промышленных объектов и природных ландшафтов, расположенных на территории края;
• необходимый набор слайдов по темам, указанным в программе;
• географические карты и схемы;
• "лента времени" с набором необходимых видовых открыток.








© 2010-2022