- Преподавателю
- Другое
- РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Залевская О.С. |
Дата | 06.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАТЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
СМОЛЕСНКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
УРОК БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
РАЗРАБОТАЛА : УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
КУЗЬМИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА
2014 ГОД
Цель урока:
- сформировать представление о многообразии земноводных;
- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.
Задачи урока.
Образовательные:
- расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.
Развивающие:
- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология
- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.
Воспитательные:
- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний по теме "Земноводные" (этот урок - заключительный в теме, поэтому целесообразно проверить усвоение школьниками материала о внешнем и внутреннем строении земноводных).
Театрализованное представление (гости урока - обыкновенный тритон и обыкновенная квакша).
Задание 1. Разгадать кроссворд по теме «Земноводные»
з
6. о
ц
е
п
е
н
е
н
и
е
м
н
1. г
о
л
о
в
а
с
т
и
к
и
в
о
3. х
о
2. л
о
д
н
о
к
4. р
о
в
н
о
с
т
ь
е
н
е
г
ы
з
к
е
о
и
н
е
а
т
5. к
о
ж
а
р
ы
-
У земноводных из икринок появляются похожие на рыб личинки - коракоиды (головастики).
-
Дышат земноводные - жабрами (легкими);
-
У земноводных непостоянная температура тела, зависящая от температуры окружающей среды, в связи с этим они являются теплокровными (холоднокровными);
-
У самцов зеленых лягушек в углах рта располагаются - плавательные перепонки (резонаторы);
-
Важное значение в газообмене у земноводных имеет кровеносная система (кожа).
-
С наступление холодов земноводные впадают в спячку (оцепенение).
Задание 2.
На магнитной доске, под табличками с названиями систем органов, разместить соответствующие названия отдельных органов, из которых образована та или другая система органов земноводных.
Система
органов дыхания
Система
органов пищеварения
Кровеносная
система
Названия органов: жабры, легкие, 2 круга кровообращения, кожа, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, один круг кровообращения, замкнутая система, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, боковая линия.
Задание 3.
Предлагается вписать в таблицу перечисленные ниже признаки.
-
Признаки
рыбПризнаки
земноводныхОбщие признаки
хордовых животных
Признаки: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, 2 круга кровообращения, слизистая кожа, легочное дыхание, наличие нервной системы с обособленным спинным и головным мозгом, развитие яиц в воде, наличие барабанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, слюнные железы; сложное поведение.
III. Изучение нового материала: знакомство с многообразием земноводных.
1. Рассказ учителя. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. (На магнитной доске крепятся таблички с названиями отрядов.)
У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.
2. Демонстрация слайд-шоу.
Класс земноводные насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда:
-
Хвостатые
-
Бесхвостые
-
Безногие
«Хвостатые земноводные» - Некоторые ребята не различают тритонов и ящериц. А разница между этими животными большая: у тритонов кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский, на передних ногах, как и у остальных земноводных, четыре, а на задних (в большинстве случаев) пять пальцев. У ящериц кожа сухая. Образ жизни тритонов (земноводный) и ящериц (наземный) тоже различен. Частыми обитателями водоемов со стоячей водой являются обыкновенный и гребенчатый тритоны. Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче и от затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и голубой линией гребень. Обыкновенный тритон обитает в балках, прудах, ямах, канавах, озерах лесной зоны. Гребенчатый тритон встречается намного реже. Как указывает его название, он отличается зубчатым, и у основания хвоста прерывистым гребнем.
В предгорных районах Карпат встречается пятнистая; или огненная, саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20-25 сантиметров (иногда до 28 сантиметров). Окраска блестяще - черная с ярко - желтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не тронь меня, это для тебя опасно!»
«Отряд Бесхвостые» - Отряд Бесхвостые наиболее многочисленный, к нему относится более 2000 видов, среди которых известны лягушки, жабы, квакши, жерлянки.
Семейство настоящие лягушки включает около 400 видов. Семейство жабы распространено по всему свету, кроме приполярных областей и объединяет около 650 видов. У нас в России обычны 2 вида. Достигающая длины 20 см серая жаба живет в лесных и степных районах, и боле мелкая зеленая жаба - встречается в широколиственных лесах и степях, проникает в горы на высоту 4,5 км и даже в пустыни, где живут преимущественно в норах грызунов.
«Отряд Безногие земноводные» - Самые примитивные и загадочные амфибии - отряд безногих земноводных, или червяг - больше всего по своему внешнему виду напоминают червей, но внутреннее их строение и история развития, несомненно, указывают на родство с амфибиями. Этот отряд объединяет около 200 видов животных. Живут они в тропических лесах Америки, Африки и Азии. Поверхность их удлиненного червеобразного тела разделена кольцевыми перехватами, число которых достигает 400. Они имеют голую кожу, которая богата железами. Ног и хвоста у них нет и ведут они, практически все, подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной тропической почве. В связи с этим они ничего не слышат и не видят.
3.Рассказ учителя о представителях класса земноводных, занесенных в красную книгу России и Смоленской области.
4. Рассказ учителя об интересных фактах о земноводных.
5. Охрана земноводных и их значение. Сообщение учащегося.
Хозяйственная деятельность человека оказывает на них пагубное влияние. Земляные работы, вырубка лесов, выгон скота и загрязнение водоемов приводят к катастрофическому исчезновению естественных местообитаний земноводных. 33 вида амфибий занесены в Красную книгу. Из них 8 видов занесены в Красную книгу России: крестовка кавказская, жаба камышовая, тритон альпийский, чесночница сирийская, тритон костистый, тритон карпатский, тритон малоазиатский, саламандра кавказская.
Для сохранения редких видов земноводных принимаются следующие меры: очистка водоемов, запрет на уничтожение исчезающих видов, в ряде стран строят специальные тоннели под автострадами для прохода земноводных.
Значение земноводных:
-
Земноводные уничтожают вредителей растений;
-
являются необходимым звеном в цепях питания;
-
объект лабораторных исследований;
-
из выделений желез изготавливают лекарственные препараты;
-
в некоторых странах земноводных употребляют в пищу.)
IV. Задание на дом: изучить §39 учебника;
V. Закрепление изученного материала.
Работа группами. Распределить представителей Земноводных на отряды по картинкам.
VI. Подведение итогов урока (рефлексия).