• Преподавателю
  • Другое
  • РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАТЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СМОЛЕСНКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ       УРОК БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ                                                                                                                   РАЗРАБОТАЛА : УЧИТЕЛЬ                                                                    БИОЛОГИИ                                                                              КУЗЬМИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА                 2014 ГОД ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)РАЗРАБОТКА УРОКА БИОЛОГИИ МНОГООБРАЗИЕ. ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ЗЕМНОВОДНЫХ (НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАТЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

СМОЛЕСНКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ







УРОК БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

















РАЗРАБОТАЛА : УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

КУЗЬМИНА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА





2014 ГОД



Цель урока:

- сформировать представление о многообразии земноводных;

- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.

Задачи урока.

Образовательные:

- расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.

Развивающие:

- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология

- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.

Воспитательные:

- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по теме "Земноводные" (этот урок - заключительный в теме, поэтому целесообразно проверить усвоение школьниками материала о внешнем и внутреннем строении земноводных).

Театрализованное представление (гости урока - обыкновенный тритон и обыкновенная квакша).

Задание 1. Разгадать кроссворд по теме «Земноводные»

з

6. о

ц

е

п

е

н

е

н

и

е

м

н

1. г

о

л

о

в

а

с

т

и

к

и

в

о

3. х

о

2. л

о

д

н

о

к

4. р

о

в

н

о

с

т

ь

е

н

е

г

ы

з

к

е

о

и

н

е

а

т

5. к

о

ж

а

р

ы




  1. У земноводных из икринок появляются похожие на рыб личинки - коракоиды (головастики).

  2. Дышат земноводные - жабрами (легкими);

  3. У земноводных непостоянная температура тела, зависящая от температуры окружающей среды, в связи с этим они являются теплокровными (холоднокровными);

  4. У самцов зеленых лягушек в углах рта располагаются - плавательные перепонки (резонаторы);

  5. Важное значение в газообмене у земноводных имеет кровеносная система (кожа).

  6. С наступление холодов земноводные впадают в спячку (оцепенение).

Задание 2.

На магнитной доске, под табличками с названиями систем органов, разместить соответствующие названия отдельных органов, из которых образована та или другая система органов земноводных.

Система
органов дыхания

Система
органов пищеварения

Кровеносная
система

Названия органов: жабры, легкие, 2 круга кровообращения, кожа, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце, один круг кровообращения, замкнутая система, печень, поджелудочная железа, клоака, пищевод, желудок, кишечник, боковая линия.

Задание 3.

Предлагается вписать в таблицу перечисленные ниже признаки.

Признаки
рыб

Признаки
земноводных

Общие признаки
хордовых животных

Признаки: обтекаемая форма тела, жаберное дыхание, 2 круга кровообращения, слизистая кожа, легочное дыхание, наличие нервной системы с обособленным спинным и головным мозгом, развитие яиц в воде, наличие барабанных перепонок, развитие с метаморфозом, пятипалая конечность, наличие внутреннего уха, слюнные железы; сложное поведение.

III. Изучение нового материала: знакомство с многообразием земноводных.

1. Рассказ учителя. Земноводные, или амфибии, широко распространены по всему земному шару. Не встречаются они только в Антарктиде и высокогорных районах. (На магнитной доске крепятся таблички с названиями отрядов.)

У многих людей земноводные не вызывают приятных эмоций, а некоторые относятся к ним с брезгливостью, но сегодня мы сможем убедиться, что они наши настоящие друзья, а друзей выбирают не по внешности и ценят не за красоту.

2. Демонстрация слайд-шоу.

Класс земноводные насчитывает около 2400 современных видов, объединенных в три отряда:

  1. Хвостатые

  2. Бесхвостые

  3. Безногие

«Хвостатые земноводные» - Некоторые ребята не различают тритонов и ящериц. А разница между этими животными большая: у тритонов кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский, на передних ногах, как и у остальных земноводных, четыре, а на задних (в большинстве случаев) пять пальцев. У ящериц кожа сухая. Образ жизни тритонов (земноводный) и ящериц (наземный) тоже различен. Частыми обитателями водоемов со стоячей водой являются обыкновенный и гребенчатый тритоны. Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче и от затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и голубой линией гребень. Обыкновенный тритон обитает в балках, прудах, ямах, канавах, озерах лесной зоны. Гребенчатый тритон встречается намного реже. Как указывает его название, он отличается зубчатым, и у основания хвоста прерывистым гребнем.

В предгорных районах Карпат встречается пятнистая; или огненная, саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20-25 сантиметров (иногда до 28 сантиметров). Окраска блестяще - черная с ярко - желтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не тронь меня, это для тебя опасно!»

«Отряд Бесхвостые» - Отряд Бесхвостые наиболее многочисленный, к нему относится более 2000 видов, среди которых известны лягушки, жабы, квакши, жерлянки.

Семейство настоящие лягушки включает около 400 видов. Семейство жабы распространено по всему свету, кроме приполярных областей и объединяет около 650 видов. У нас в России обычны 2 вида. Достигающая длины 20 см серая жаба живет в лесных и степных районах, и боле мелкая зеленая жаба - встречается в широколиственных лесах и степях, проникает в горы на высоту 4,5 км и даже в пустыни, где живут преимущественно в норах грызунов.

«Отряд Безногие земноводные» - Самые примитивные и загадочные амфибии - отряд безногих земноводных, или червяг - больше всего по своему внешнему виду напоминают червей, но внутреннее их строение и история развития, несомненно, указывают на родство с амфибиями. Этот отряд объединяет около 200 видов животных. Живут они в тропических лесах Америки, Африки и Азии. Поверхность их удлиненного червеобразного тела разделена кольцевыми перехватами, число которых достигает 400. Они имеют голую кожу, которая богата железами. Ног и хвоста у них нет и ведут они, практически все, подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной тропической почве. В связи с этим они ничего не слышат и не видят.

3.Рассказ учителя о представителях класса земноводных, занесенных в красную книгу России и Смоленской области.

4. Рассказ учителя об интересных фактах о земноводных.

5. Охрана земноводных и их значение. Сообщение учащегося.

Хозяйственная деятельность человека оказывает на них пагубное влияние. Земляные работы, вырубка лесов, выгон скота и загрязнение водоемов приводят к катастрофическому исчезновению естественных местообитаний земноводных. 33 вида амфибий занесены в Красную книгу. Из них 8 видов занесены в Красную книгу России: крестовка кавказская, жаба камышовая, тритон альпийский, чесночница сирийская, тритон костистый, тритон карпатский, тритон малоазиатский, саламандра кавказская.

Для сохранения редких видов земноводных принимаются следующие меры: очистка водоемов, запрет на уничтожение исчезающих видов, в ряде стран строят специальные тоннели под автострадами для прохода земноводных.

Значение земноводных:

  1. Земноводные уничтожают вредителей растений;

  2. являются необходимым звеном в цепях питания;

  3. объект лабораторных исследований;

  4. из выделений желез изготавливают лекарственные препараты;

  5. в некоторых странах земноводных употребляют в пищу.)

IV. Задание на дом: изучить §39 учебника;

V. Закрепление изученного материала.

Работа группами. Распределить представителей Земноводных на отряды по картинкам.

VI. Подведение итогов урока (рефлексия).









© 2010-2022