• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Использование ИКТ как условие эффективности усвоения обучающимися учебной информации на уроках географии и естествознания в коррекционной школе VIII вида

Статья Использование ИКТ как условие эффективности усвоения обучающимися учебной информации на уроках географии и естествознания в коррекционной школе VIII вида

Статья "Использование ИКТ как условие эффективности усвоения обучающимися учебной информации на уроках географии и естествознания в коррекционной школе VIII вида" поможет учителям биологии и географии применить компьютерный материал в разных направлениях их работы ( демонстрация материала , практическая работа, проверка знаний, самостоятельная работа учащихся, где используется раздаточный материал,применение здоровьесберегающих технологий ).
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ как условие эффективности усвоения обучающимися учебной информации на уроках географии и естествознания в коррекционной школе VIII вида.

Г БС (К) ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чистопольская С (К) ОШ № 10 VIII вида»

Учитель - дефектолог Гимаева Ирина Мунировна



Современное содержание образования предполагает активное внедрение компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения. Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерная технология обучения (компьютерное обучение) - это система образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении предметов научно-естественного направления. Общеизвестно, что преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе биологии и географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.

Изучение этих учебных предметов требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения:

-печатные (географические карты, таблицы, схемы, дидактические игры);

-экранные (слайды, транспаранты, фильмы).

Компактность хранения информации позволит разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов, звуковых фрагментов, высококачественных изображений, эпизодов видеофильмов и телепередач. СЛАЙДЫ 3,4

Учебный материал, представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы,

компьютерная анимация, как показывает опыт работы, способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

Компьютерный материал может быть применён учителем биологии в следующих направлениях работы: СЛАЙД 5

- демонстрация материала

(иллюстративный материал, СЛАЙД 6

электронные энциклопедии СЛАЙД 7

географические карты, СЛАЙД 8

таблицы, СЛАЙДЫ 9,10

схемы, СЛАЙД 11

видеофрагменты и т.д.); СЛАЙД 12

- практическая работа, где применяются инструктивные карты и

карточки - задания СЛАЙДЫ 13, 14,15

- проверка знаний, самостоятельная работа учащихся, где используется раздаточный материал

(карточки, СЛАЙД 16, 17, 18

виртуальные лаборатории СЛАЙД 19

контурные карты, СЛАЙД 20

карты-схемы, СЛАЙД 21

дидактические игры, тесты). СЛАЙДЫ 22, 23, 24, 25,26,27

- применение здоровьесберегающих технологий - проведение физкультминуток СЛАЙД 28

Исходя из современных требований к уроку, учитель биологии и географии должен:

  • знать основы информатики;

  • владеть современными операционными системами и текстовым редактором;

  • учиться использовать действующие учебные компьютерные программы;

  • уметь создавать мультимедийную учебную презентацию, используя звуковые и анимационные эффекты. СЛАЙДЫ 29, 30

Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.

Мультимедийная презентация при объяснении учителя выполняет иллюстративную функцию. Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывает положительное влияние на формирование более четких представлений об изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях.

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.

Использование электронного пособия с текстовым материалом позволяет учителю отработать с детьми основные географические и естествоведческие понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас. СЛАЙД 31 Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная роль, которая не сводится только к прослушиванию

комментария учителя и к просмотру видеоряда. Опираясь на зрительные образы конкретных географических или естествоведческих объектов и явлений, дети с интеллектуальной недостаточностью под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, учитель сможет организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности учащихся с недостатками умственного развития.

Во многом этому способствует развитие и совершенствование проектной деятельности учащихся нашей школы. СЛАЙД 32

Так, совместно с учителем, ученицей 9 класса Матросовой Валерией были созданы презентации по биологии «Пчёлы - убийцы» и «Живые электростанции», которые используются в качестве дополнительного материала при изучении тем: «Насекомые» и « Рыбы». Также Валерия приняла участие в муниципальном конкурсе «На неделе в гостях у …», где наша совместная презентация заняла одно из призовых мест и была отмечена грамотой Управления образования Чистопольского муниципального района.

Использование компьютерных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида позволяет создавать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания биологии и географии, организации и проведения внеклассных мероприятий природоведческого характера, а также способствует росту профессионализма и самообразованию учителей.

Литература

  1. Игра школьника. М. Просвещение 1989.

  2. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.

  3. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004.

  4. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.

  5. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Процесс обучения в информационной среде. //Школьные технологии. 2000. №6.

  6. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.

  7. Информационные технологии в начальном образовании. //Школьные технологии. 2000. №6.

  8. kozlenkoa.narod.ru

5


© 2010-2022