- Преподавателю
- Другое
- Урок по окружающему миру Съезд экологов (3 класс)
Урок по окружающему миру Съезд экологов (3 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Самохвалова В.А. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
11
Обучающая междисциплинарная игра «Съезд экологов»
Предметы: «Окружающий мир» и «Литературное чтение»
Класс: 3
Учитель: Самохвалова В.А.
Тема: «Природные сообщества»
Цель: создать условия, которые помогут понять проблемы, существующие в природных сообществах, и наметить пути их решения.
Задачи:
-
актуализировать знания о природных сообществах;
-
познакомить с понятиями «биогеоценоз», «агробиоценоз» на основе опережения;
-
выявить причины нарушения равновесия в природных сообществах;
-
осуществить межпредметные связи между курсами «Окружающий мир» и «Литературное чтение»;
-
активизировать познавательную деятельность, развивать речь, память, логическое мышление, внимание учащихся;
-
совершенствовать умение работать с иллюстративным материалом;
-
воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе;
-
развивать коммуникативные умения детей, способность к общению,
сотрудничеству, взаимопомощи.
Оформление: репродукции картин художников-пейзажистов, иллюстрации: опорные сигналы, прикрепляемые к доске по ходу съезда, проекты, выполненные учащимися, эмблемы, кроссворд.
Применяемые технологии:
-
технология развивающего обучения Л.В.Занкова;
-
технология проблемного и игрового обучения;
-
технология проектов.
Структура урока: блочная подача материала
Распределение ролей.
-
Игротехник - учитель
-
Эколог - теоретик
-
Специалисты природных сообществ:
а) лесного сообщества;
б) лугового сообщества;
в) водного сообщества;
г) полевого сообщества.
Сценарий игры.
-
Сообщение игротехником цели съезда юных экологов.
- Уважаемые юные экологи, присутствующие гости! Сегодня мы проводим съезд юных экологов, любителей и защитников природы с целью обсуждения проблем сохранения в чистоте окружающего мира и защиты естественных природных сообществ, а также сообществ, созданных человеком, характерных для нашего Донского края.
- Кстати, юные экологи, поясните нам, что такое экология и какого человека мы можем назвать юным экологом?
-
Объяснение учащимися значения слова «экология».
- Экология - это наука о Природе, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и окружающей их средой, между человеком и природой, а также зависимость их друг друга.
- А юным экологом можно назвать каждого, кто соблюдает законы природных сообществ и защищает их от нарушителей.
-
Представление юных экологов.
Игротехник.
- А сейчас группы юных экологов представят себя и расскажут о своих сообществах.
Лесное природное сообщество
1 ученик.
- Я предлагаю вам отгадать загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
2 ученик.
- Да, верно. Лес - это природное сообщество умеренного пояса, в котором растения растут ярусами. Например, самые высокие деревья - дуб, береза, ель, клен - образуют верхний ярус. Под ними растут рябина, ольха, осина, образуя второй ярус. Ниже деревьев располагаются кустарники - орешник, жимолость, малина, калина. Под кустарниками на почве селятся травы, например: зеленчук, медуница, сныть, папоротник, копытень.
3 ученик.
- Я хочу сообщить, что животными - обитателями леса являются звери: зайцы, лисицы, кабаны, волки, лоси, ежи, медведи. Также в лесах обитают птицы: соловьи, дрозды, дятлы, кукушки, вороны, сороки. В лесу можно встретить множество насекомых, которые делят этажи-ярусы между собой, даже забираясь под землю.
4 ученик.
- Я хочу добавить. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. К этому приспособились разные виды деревьев. Поэтому леса могут быть лиственными, смешанными и хвойными.
5 ученик.
- Вдохновляясь картинами леса, художники создавали замечательные картины. Обратите внимание на репродукции полотен Левитана, Васнецова, Шишкина… Поэты посвящали живописным лесным уголкам стихи. Мне хочется прочитать одно из них:
Случится, в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше -
Присядь, попробуй на пенек.
Не торопись. Послушай.
Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
Игротехник.
- Спасибо, ребята. А теперь послушаем представление другой группы экологов.
Природное сообщество - луг
1 ученик.
- Мы тоже предлагаем вам послушать стихотворение:
Там и тут растет ромашка,
Лютик едкий, клевер, кашка!
2 ученик.
-Что еще? Гвоздика, смолка,
Колокольчик, хвощ и елка.
3 ученик.
- А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки.
4 ученик.
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
5 ученик.
- Вы уже догадались, что речь идет о луге - природном сообществе, в котором по берегам рек, озер растут очень невысокие травянистые растения. Значит и животные - обитатели луга должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.
6 ученик.
- Мы предлагаем отгадать вам загадки и назвать некоторых из них.
Над цветком порхает, пляшет
Веером узорным машет. (Бабочка)
- Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)
- На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
Игротехник.
- Благодарим юных экологов! Послушаем представителей следующей группы.
Природное сообщество пресноводных водоемов
1 ученик.
- Мы тоже предлагаем загадки.
Посреди поля лежит зеркало:
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
2 ученик.
- Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море. (Река)
3 учение.
- Я думаю, вы догадались, что мы - специалисты природного сообщества пресных водоемов, которые образуются в зонах лесов, степи и тундры. И каждая природная зона вносит свои особенности в растительный и животный мир водоемов.
4 ученик.
- Если мы, например, заглянем в жизнь лесного озера, то обнаружим там и рыб, и жуков, и личинки стрекоз, головастиков, дафний… А также множество водорослей и микроскопических, и побольше, которые, как волосы русалки, растекаются под струями воды. В стоячих водоемах цветут водные растения - кувшинки, лилии, цветы лотоса.
5 ученик.
- А самым близким и родным нам степным водоемом является река Дон. Послушайте, как о нем писал А. Пушкин в одноименном стихотворении.
Блещет средь полей широких,
Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрита
Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.
Игротехник.
- Спасибо. Сейчас представит себя следующая группа специалистов - экологов.
Полевое сообщество
1 ученик.
- Отгадайте загадку:
Какое море за селом
Волнует ветерок?
В нем волны можно собирать,
Укладывать в мешок. (Поле)
Игротехник.
- А знаете ли вы историю возникновения полей?
2 ученик.
- В далекой древности люди заметили, что в том месте, где обычно женщины на каменной терке перетирали зерна, проросли случайно рассыпанные зерна. Они попробовали специально рассыпать. А вдруг прорастут? Получилось, да еще как! Где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, и не надо было бродить в поисках пропитания по лесам и лугам. Так появились участки земли, обработанные человеком, которые называют полем.
3 ученик.
Поле - это природное сообщество, где можно встретить культурные зерновые растения: пшеницу, овес, ячмень, гречиху… А по краям полей встречаются мак, тюльпан, гусиный лук, ковыль, шалфей, полынь, ромашка…
4 ученик.
- А среди этого многообразия растений снуют ящерицы, полевые мыши и суслики; трещат кузнечики, порхают бабочки и различные птицы: жаворонки, вороны, сороки.
5 ученик.
- Мне хочется добавить, что в нашем Донском крае есть поля не только зерновые, но и овощные, и плодово-ягодные, с которых ежегодно собирают богатый урожай овощей и фруктов.
-
Знакомство с понятиями «биогеоценоз» и «агробиоценоз».
Игротехник.
- Вы послушали краткую характеристику природных сообществ. А теперь подумайте и посоветуйтесь в группах, какое природное сообщество можно исключить?
Учащийся.
- Исключить можно «поле», так как это искусственное природное сообщество, созданное руками человека, а «лес», «луг», «водоем» - естественные природные сообщества.
Игротехник.
- Может, кто-нибудь сможет сказать, как эти сообщества называются в науке, и почему?
1 ученик.
- Естественные природные сообщества называются «биогеоценозами». «Био» - живые организмы, растения, микроорганизмы, бактерии, грибы, «гео» - среда обитания: почва, воздух, водоемы, «ценоз» - сообщество.
2 ученик.
- Природные сообщества, созданные руками человека, называются «агробиоценозами». «Агро» - возделывание земли, «био» - живые организмы, растения, микроорганизмы, бактерии, грибы, «ценоз» - сообщество.
(На доске вывешиваются эти названия)
-
Работа в группах по составлению «цепей питания».
Игротехник.
- Ну а теперь, я думаю, что вы сможете применить свои знания при составлении «цепи питания» различных природных сообществ и прокомментировать результат своей работы.
(Учащиеся получают задания по составлению «цепи питания»,
причем, не того природного сообщества,
которое они в данный момент представляют).
Лесное сообщество
Трава-кузнечик-ящерица-ястреб.
Луговое сообщество
Водоросли-головастик-утка.
Водное сообщество
Пшеница-мышь-змея-ястреб.
Полевое сообщество
Дерево-белка-куница.
(Цепи питания вывешиваются на доске. Учащиеся слушают комментарии, высказывают свое мнение).
-
Выдвижение проблем каждой группой специалистов - экологов.
Игротехник.
- Вспомним цель нашего съезда - наметить пути решения проблем природных сообществ.
- Обсудите в группах и представьте нам проблемы вашего природного сообщества.
ЛЕС
- Вырубка леса, пожары, разорение гнезд птиц и муравейников, уничтожение хищников ведут:
-
к гибели трав, животных, насекомых;
-
к изменению состава почвы и микроорганизмов в ней;
-
к исчезновению птиц;
-
к вымиранию хищников - санитаров леса;
-
к обмелению водоемов (лес «притягивает» влагу);
-
к уменьшению количества кислорода (лес - это воздух для легких).
ЛУГ
-
Пожары, засуха, вытаптывание трав ведет к уничтожению кормов для животных, а также и обитателей луга.
-
Наводнения смывают плодородный слой почвы.
ВОДОЁМЫ
-
Обмеление рек и озер, связанное с вырубкой леса, ведет к гибели и исчезновению ценных пород рыб.
-
Засорение мусором (банки, бутылки, пакеты, шины от машин, металлолом) и нефтепродуктами, от которых гибнут жители водоемов.
ПОЛЕ
-
Пожары, засуха, ливневые дожди.
-
Химические средства, вредители (например, колорадский жук), агротехническое обслуживание ведут к гибели посевов зерновых культур, овощей и фруктов.
-
Обсуждение решения проблем, выдвинутых сообществом.
Игротехник.
- Вы специалисты-экологи. Давайте вместе наметим пути решения проблем, заявленных вами.
Учащиеся.
-
Необходимо сажать новые деревья взамен вырубленных или сгоревших.
-
Не разжижать костров или проследить, чтобы они были потушены.
-
Не разорять гнезда, муравейники.
-
Не ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков и птиц.
-
Не собирать букеты из полевых и лесных цветов.
-
Создавать заповедники для редких пород животных и растений.
-
Чистить водоемы.
-
Орошать овощные поля при засухе, соблюдать агротехнические нормы возделывания земли, вносить удобрения на поля.
-
Засевать кормовые травы на луга.
-
Подведение итогов съезда экологов.
Игротехник.
- Я считаю, что все участники съезда хорошо поработали и надеюсь, что все знания вам пригодятся в будущей жизни. А сейчас я предлагаю вам продумать такую ситуацию.
- Вы с семьёй решили выбраться на пикник в лес, на луг или на берег Дона. Как вы будете себя вести в этих местах?
Учащиеся.
- Если место для пикника загрязнено мусором, то необходимо:
-
собрать мусор;
-
выкопать яму и сложить в неё этот мусор;
-
после пикника собрать остатки мусора, сложить в эту же яму и закопать.
- Если нужно разжечь костер, то необходимо выбрать место в стороне от деревьев (лучше на протоптанном месте) и проследить, чтобы потом огонь был потушен.
- В местах купания осторожно исследовать дно водоема и, если нужно, очистить его от мусора.
Игротехник.
- Я убедилась, что съезд юных экологов прошел с большой пользой для каждого из вас.
В завершение работы съезда я предлагаю принять участие в разгадывании ключевого слова кроссворда.
1. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
2. Угадайте, что за птица,
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пяточком,
Ушастая голова. Это… (Сова)
3. Невысок и коренаст
Поглядеть решил нас,
Приподняв с утра под елками,
Лист с прилипшими иголками. (Гриб)
4. Кто за птица?
Никогда не строит для себя гнезда.
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)
5. Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
6. Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (Бобры)
7. Ядовитая змея, обитает в степях. (Эфа)
8. Растение с голубым цветком и человеческим именем. (Василек)
7
4
6
1
2
3
8
5
В
К
В
А
У
Б
О
С
С
Л
Э
К
О
Л
О
Г
И
Я
Ф
У
Б
К
В
Р
Л
Г
А
Ш
Р
А
И
Ё
У
К
Ы
Б
К
Ш
А
К
А
Игротехник.
- Ключевое слово «Экология», которое соответствует теме нашего съезда.
- А как вы думаете, почему именно эти слова взяты для кроссворда?
Учащиеся.
-
Эфа - змея, яд которой используют в медицине.
-
Кукушка за день поедает до 1000 гусениц.
-
Бобры строят запруды, сохраняют воду в водоемах.
-
Волк - хищник, санитар природы.
-
Сова уничтожает за лето до 1000 грызунов.
-
Гриб притягивает влагу и минеральные вещества к корням деревьев.
-
Василёк - медонос, из него готовят отвар для лечения глаз, синюю краску, уксус.
-
Лягушка уничтожает мошек и комаров.
Игротехник.
- Я считаю, что все участники съезда хорошо поработали. Благодарю вас.
Приложение. Схема оформления доски.