Урок по окружающему миру Съезд экологов (3 класс)

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Обучающая междисциплинарная игра «Съезд экологов»


Предметы: «Окружающий мир» и «Литературное чтение»

Класс: 3

Учитель: Самохвалова В.А.

Тема: «Природные сообщества»

Цель: создать условия, которые помогут понять проблемы, существующие в природных сообществах, и наметить пути их решения.

Задачи:

  • актуализировать знания о природных сообществах;

  • познакомить с понятиями «биогеоценоз», «агробиоценоз» на основе опережения;

  • выявить причины нарушения равновесия в природных сообществах;

  • осуществить межпредметные связи между курсами «Окружающий мир» и «Литературное чтение»;

  • активизировать познавательную деятельность, развивать речь, память, логическое мышление, внимание учащихся;

  • совершенствовать умение работать с иллюстративным материалом;

  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе;

  • развивать коммуникативные умения детей, способность к общению,

сотрудничеству, взаимопомощи.

Оформление: репродукции картин художников-пейзажистов, иллюстрации: опорные сигналы, прикрепляемые к доске по ходу съезда, проекты, выполненные учащимися, эмблемы, кроссворд.

Применяемые технологии:

  • технология развивающего обучения Л.В.Занкова;

  • технология проблемного и игрового обучения;

  • технология проектов.

Структура урока: блочная подача материала

Распределение ролей.

  1. Игротехник - учитель

  2. Эколог - теоретик

  3. Специалисты природных сообществ:

а) лесного сообщества;

б) лугового сообщества;

в) водного сообщества;

г) полевого сообщества.

Сценарий игры.


  1. Сообщение игротехником цели съезда юных экологов.

- Уважаемые юные экологи, присутствующие гости! Сегодня мы проводим съезд юных экологов, любителей и защитников природы с целью обсуждения проблем сохранения в чистоте окружающего мира и защиты естественных природных сообществ, а также сообществ, созданных человеком, характерных для нашего Донского края.

- Кстати, юные экологи, поясните нам, что такое экология и какого человека мы можем назвать юным экологом?


  1. Объяснение учащимися значения слова «экология».

- Экология - это наука о Природе, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и окружающей их средой, между человеком и природой, а также зависимость их друг друга.

- А юным экологом можно назвать каждого, кто соблюдает законы природных сообществ и защищает их от нарушителей.


  1. Представление юных экологов.

Игротехник.

- А сейчас группы юных экологов представят себя и расскажут о своих сообществах.

Лесное природное сообщество

1 ученик.

- Я предлагаю вам отгадать загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем! (Лес)

2 ученик.

- Да, верно. Лес - это природное сообщество умеренного пояса, в котором растения растут ярусами. Например, самые высокие деревья - дуб, береза, ель, клен - образуют верхний ярус. Под ними растут рябина, ольха, осина, образуя второй ярус. Ниже деревьев располагаются кустарники - орешник, жимолость, малина, калина. Под кустарниками на почве селятся травы, например: зеленчук, медуница, сныть, папоротник, копытень.

3 ученик.

- Я хочу сообщить, что животными - обитателями леса являются звери: зайцы, лисицы, кабаны, волки, лоси, ежи, медведи. Также в лесах обитают птицы: соловьи, дрозды, дятлы, кукушки, вороны, сороки. В лесу можно встретить множество насекомых, которые делят этажи-ярусы между собой, даже забираясь под землю.

4 ученик.

- Я хочу добавить. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. К этому приспособились разные виды деревьев. Поэтому леса могут быть лиственными, смешанными и хвойными.

5 ученик.

- Вдохновляясь картинами леса, художники создавали замечательные картины. Обратите внимание на репродукции полотен Левитана, Васнецова, Шишкина… Поэты посвящали живописным лесным уголкам стихи. Мне хочется прочитать одно из них:

Случится, в солнечный денек

Ты в лес уйдешь поглуше -

Присядь, попробуй на пенек.

Не торопись. Послушай.

Шумит листва. Шуршит трава.

Не умолкают птицы.

Родник в траве журчит едва,

Спеша на свет пробиться.

Игротехник.

- Спасибо, ребята. А теперь послушаем представление другой группы экологов.

Природное сообщество - луг

1 ученик.

- Мы тоже предлагаем вам послушать стихотворение:

Там и тут растет ромашка,

Лютик едкий, клевер, кашка!

2 ученик.

-Что еще? Гвоздика, смолка,

Колокольчик, хвощ и елка.

3 ученик.

- А еще? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки.

4 ученик.

Еще много разных травок

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!

5 ученик.

- Вы уже догадались, что речь идет о луге - природном сообществе, в котором по берегам рек, озер растут очень невысокие травянистые растения. Значит и животные - обитатели луга должны быть маленькими, чтобы прятаться в траве или жить в земле.

6 ученик.

- Мы предлагаем отгадать вам загадки и назвать некоторых из них.

Над цветком порхает, пляшет

Веером узорным машет. (Бабочка)

- Сок из цветков она берет

И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

- На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Игротехник.

- Благодарим юных экологов! Послушаем представителей следующей группы.

Природное сообщество пресноводных водоемов

1 ученик.

- Мы тоже предлагаем загадки.

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

2 ученик.

- Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)

3 учение.

- Я думаю, вы догадались, что мы - специалисты природного сообщества пресных водоемов, которые образуются в зонах лесов, степи и тундры. И каждая природная зона вносит свои особенности в растительный и животный мир водоемов.

4 ученик.

- Если мы, например, заглянем в жизнь лесного озера, то обнаружим там и рыб, и жуков, и личинки стрекоз, головастиков, дафний… А также множество водорослей и микроскопических, и побольше, которые, как волосы русалки, растекаются под струями воды. В стоячих водоемах цветут водные растения - кувшинки, лилии, цветы лотоса.

5 ученик.

- А самым близким и родным нам степным водоемом является река Дон. Послушайте, как о нем писал А. Пушкин в одноименном стихотворении.

Блещет средь полей широких,

Вот он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Евфрита

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю.

Игротехник.

- Спасибо. Сейчас представит себя следующая группа специалистов - экологов.

Полевое сообщество

1 ученик.

- Отгадайте загадку:

Какое море за селом

Волнует ветерок?

В нем волны можно собирать,

Укладывать в мешок. (Поле)

Игротехник.

- А знаете ли вы историю возникновения полей?

2 ученик.

- В далекой древности люди заметили, что в том месте, где обычно женщины на каменной терке перетирали зерна, проросли случайно рассыпанные зерна. Они попробовали специально рассыпать. А вдруг прорастут? Получилось, да еще как! Где упало зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерна рядом с домом, и не надо было бродить в поисках пропитания по лесам и лугам. Так появились участки земли, обработанные человеком, которые называют полем.

3 ученик.

Поле - это природное сообщество, где можно встретить культурные зерновые растения: пшеницу, овес, ячмень, гречиху… А по краям полей встречаются мак, тюльпан, гусиный лук, ковыль, шалфей, полынь, ромашка…

4 ученик.

- А среди этого многообразия растений снуют ящерицы, полевые мыши и суслики; трещат кузнечики, порхают бабочки и различные птицы: жаворонки, вороны, сороки.

5 ученик.

- Мне хочется добавить, что в нашем Донском крае есть поля не только зерновые, но и овощные, и плодово-ягодные, с которых ежегодно собирают богатый урожай овощей и фруктов.


  1. Знакомство с понятиями «биогеоценоз» и «агробиоценоз».

Игротехник.

- Вы послушали краткую характеристику природных сообществ. А теперь подумайте и посоветуйтесь в группах, какое природное сообщество можно исключить?

Учащийся.

- Исключить можно «поле», так как это искусственное природное сообщество, созданное руками человека, а «лес», «луг», «водоем» - естественные природные сообщества.

Игротехник.

- Может, кто-нибудь сможет сказать, как эти сообщества называются в науке, и почему?

1 ученик.

- Естественные природные сообщества называются «биогеоценозами». «Био» - живые организмы, растения, микроорганизмы, бактерии, грибы, «гео» - среда обитания: почва, воздух, водоемы, «ценоз» - сообщество.

2 ученик.

- Природные сообщества, созданные руками человека, называются «агробиоценозами». «Агро» - возделывание земли, «био» - живые организмы, растения, микроорганизмы, бактерии, грибы, «ценоз» - сообщество.

(На доске вывешиваются эти названия)


  1. Работа в группах по составлению «цепей питания».

Игротехник.

- Ну а теперь, я думаю, что вы сможете применить свои знания при составлении «цепи питания» различных природных сообществ и прокомментировать результат своей работы.

(Учащиеся получают задания по составлению «цепи питания»,

причем, не того природного сообщества,

которое они в данный момент представляют).

Лесное сообщество

Трава-кузнечик-ящерица-ястреб.

Луговое сообщество

Водоросли-головастик-утка.

Водное сообщество

Пшеница-мышь-змея-ястреб.

Полевое сообщество

Дерево-белка-куница.

(Цепи питания вывешиваются на доске. Учащиеся слушают комментарии, высказывают свое мнение).


  1. Выдвижение проблем каждой группой специалистов - экологов.

Игротехник.

- Вспомним цель нашего съезда - наметить пути решения проблем природных сообществ.

- Обсудите в группах и представьте нам проблемы вашего природного сообщества.

ЛЕС

- Вырубка леса, пожары, разорение гнезд птиц и муравейников, уничтожение хищников ведут:

  • к гибели трав, животных, насекомых;

  • к изменению состава почвы и микроорганизмов в ней;

  • к исчезновению птиц;

  • к вымиранию хищников - санитаров леса;

  • к обмелению водоемов (лес «притягивает» влагу);

  • к уменьшению количества кислорода (лес - это воздух для легких).

ЛУГ

  • Пожары, засуха, вытаптывание трав ведет к уничтожению кормов для животных, а также и обитателей луга.

  • Наводнения смывают плодородный слой почвы.

ВОДОЁМЫ

  • Обмеление рек и озер, связанное с вырубкой леса, ведет к гибели и исчезновению ценных пород рыб.

  • Засорение мусором (банки, бутылки, пакеты, шины от машин, металлолом) и нефтепродуктами, от которых гибнут жители водоемов.

ПОЛЕ

  • Пожары, засуха, ливневые дожди.

  • Химические средства, вредители (например, колорадский жук), агротехническое обслуживание ведут к гибели посевов зерновых культур, овощей и фруктов.


  1. Обсуждение решения проблем, выдвинутых сообществом.

Игротехник.

- Вы специалисты-экологи. Давайте вместе наметим пути решения проблем, заявленных вами.


Учащиеся.

  • Необходимо сажать новые деревья взамен вырубленных или сгоревших.

  • Не разжижать костров или проследить, чтобы они были потушены.

  • Не разорять гнезда, муравейники.

  • Не ловить бабочек, стрекоз, кузнечиков и птиц.

  • Не собирать букеты из полевых и лесных цветов.

  • Создавать заповедники для редких пород животных и растений.

  • Чистить водоемы.

  • Орошать овощные поля при засухе, соблюдать агротехнические нормы возделывания земли, вносить удобрения на поля.

  • Засевать кормовые травы на луга.


  1. Подведение итогов съезда экологов.

Игротехник.

- Я считаю, что все участники съезда хорошо поработали и надеюсь, что все знания вам пригодятся в будущей жизни. А сейчас я предлагаю вам продумать такую ситуацию.

- Вы с семьёй решили выбраться на пикник в лес, на луг или на берег Дона. Как вы будете себя вести в этих местах?

Учащиеся.

- Если место для пикника загрязнено мусором, то необходимо:

  • собрать мусор;

  • выкопать яму и сложить в неё этот мусор;

  • после пикника собрать остатки мусора, сложить в эту же яму и закопать.

- Если нужно разжечь костер, то необходимо выбрать место в стороне от деревьев (лучше на протоптанном месте) и проследить, чтобы потом огонь был потушен.

- В местах купания осторожно исследовать дно водоема и, если нужно, очистить его от мусора.

Игротехник.

- Я убедилась, что съезд юных экологов прошел с большой пользой для каждого из вас.

В завершение работы съезда я предлагаю принять участие в разгадывании ключевого слова кроссворда.

1. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

2. Угадайте, что за птица,

Света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пяточком,

Ушастая голова. Это… (Сова)

3. Невысок и коренаст

Поглядеть решил нас,

Приподняв с утра под елками,

Лист с прилипшими иголками. (Гриб)

4. Кто за птица?

Никогда не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

5. Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

6. Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход. (Бобры)

7. Ядовитая змея, обитает в степях. (Эфа)

8. Растение с голубым цветком и человеческим именем. (Василек)

7

4

6

1

2

3

8

5







В



К


В



А



У

Б

О

С


С

Л

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

Ф

У

Б

К

В

Р

Л

Г

А

Ш

Р


А

И

Ё

У


К

Ы



Б

К

Ш


А






К








А

Игротехник.

- Ключевое слово «Экология», которое соответствует теме нашего съезда.

- А как вы думаете, почему именно эти слова взяты для кроссворда?

Учащиеся.

  • Эфа - змея, яд которой используют в медицине.

  • Кукушка за день поедает до 1000 гусениц.

  • Бобры строят запруды, сохраняют воду в водоемах.

  • Волк - хищник, санитар природы.

  • Сова уничтожает за лето до 1000 грызунов.

  • Гриб притягивает влагу и минеральные вещества к корням деревьев.

  • Василёк - медонос, из него готовят отвар для лечения глаз, синюю краску, уксус.

  • Лягушка уничтожает мошек и комаров.

Игротехник.

- Я считаю, что все участники съезда хорошо поработали. Благодарю вас.

Приложение. Схема оформления доски.




Урок по окружающему миру Съезд экологов (3 класс)

© 2010-2022