Доклад Развитие слухового восприятия детей в процессе воспитательной работы

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литвинова Н.С.

Развитие слухового восприятия детей в процессе внеклассной работы

Формирование навыков восприятия устной речи и произношения у слабослышащих детей школьного возраста должно осуществляться как специальным путем (на индивидуальных и фронтальных занятиях по развитию слухового восприятия, на фронтальных занятиях в слуховом кабинете) так и на общеобразовательных уроках и во внеурочное время.

При составлении плана на каждую четверть я, Наталья Васильевна и Наталья Ивановна определяем тот материал, над которым будем вместе работать. Также планируем фразы на развитие слухового восприятия.

При выполнении самоподготовки я использую такую форму работы как предъявление материала на слух, используя знакомый материал и материал отработанный на уроках и занятиях индивидуальной работы. На видах деятельности даются фразы на слух, которыми можно варьировать. Например: «Сейчас будем выполнять домашнее задание», или «Сейчас будет самоподготовка». «Откройте дневник и посмотрите, что сегодня задано» или «Посмотрите на доску, что сегодня задано». Проводя фонетическую зарядку, я работаю над звуком, словесным ударением, темпом, речевым дыханием, орфоэпией. У каждого ребенка на парте приклеены звуки, которые дает нам Наталья Ивановна каждую четверть, которые стоят на контроле и автоматизации. Наталья Ивановна подсказывает мне не только приемы и виды работы, но и помогает ее индивидуализировать.

При проведении режимных моментов естественным образом возникают такие ситуации, которые я использую. Например: во время прогулки может подняться ветер или прозвучать отдаленные раскаты грома, открыв окно, мы слушаем шум дождя - я обязательно обращаю внимание детей на это.

Очень велика роль экскурсий в познавательном и слуховом развитии детей. Экскурсии на природу сопровождаются звуками окружающего мира - шелестом листвы, скрипом снега, пением птиц, шумом машин и так далее. На все это мы стараемся обратить внимание, и учим детей самостоятельно определять направление источников звука и дифференцировать их.

В то время, когда дети переодеваются в спальне, обедают, гуляют, я разговариваю с детьми, обращая внимание на реакцию ребят. В такие моменты я знаю: к кому надо приблизится, а с кем можно говорить, не поворачиваясь лицом в его сторону, а кому надо обратиться с табличкой. При использовании словарной работы подхожу индивидуально к каждому ребенку с учетом его возможностей.

После прогулки и подготовки уроков у детей остается время, когда они смотрят телевизор, видеозаписи, слушают музыку. В это время планирую работу по развитию слухового восприятия, которая ведется на базе обиходной речи и на материале, связанным с общеобразовательными дисциплинами. Когда ребенок смотрит телепередачу, то следует сидеть рядом с ним, чтобы объяснить ему то, что он сам не может уловить. После просмотра передачи, провести беседу о том, что он увидел и почему это так а не иначе, заставляя отвечать сложноподчиненными предложениями.

Большая часть жизни наших детей проходит вне класса. В этой обстановке они больше, чем где бы ни было вынуждены общаться с окружающими, пользоваться устной речью. Здесь у них появляются широкие возможности для речевой практики, тренировки в правильном произношении. Наши дети посещают спортивные кружки: стрельба, теннис, баскетбол. С детьми я ездила на областные соревнования по теннису, в которых участвовали дети из общеобразовательных школ, с которыми нашим детям приходилось общаться. Перед поездкой я и дети вступаем в диалог, в котором выясняю куда они едут, на чем, с кем, на какие соревнования они едут. Хотят ли они ехать и почему.

Дети нашего класса активно участвуют в жизни школы. Выступают на концертах, конкурсах, соревнованиях и занимают призовые места.

Главной задачей своей работы я ставлю максимальное использование всех условий, которые обеспечивают совершенствование произносительных навыков. И на протяжении всего времени обучения прослеживается положительная динамика развития как произносительных навыков так и развития слухового восприятия










Выступление на педсовете

Тема:

«Развитие слухового восприятия детей

в процессе внеклассной работы»















Литвиновой Н.С.











Белгород 2010г

© 2010-2022