• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект учебного занятия на тему Театрализованные игры детей дошкольного возраста

Конспект учебного занятия на тему Театрализованные игры детей дошкольного возраста

Цель - сформировать компетентность студентов об особенностях, структуре, классификации, технологиях педагогического содействия театрализованной игре в дошкольном возрасте; представление о предметно-развивающей среде в театрализованных играх. Задачи: 1. Развивать профессиональные умения через решение педагогических ситуаций и задач; 2. Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому материалу, модулю, профессии в целом; понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии; 3. Формирова...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МДК. 02.01. (СЛ) Теоретические и педагогические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

2 курс, специальность 44.02.01. «Дошкольное образование»

Преподаватель: Бабухина А.В., к.п.н.

Цель - сформировать компетентность студентов об особенностях, структуре, классификации, технологиях педагогического содействия театрализованной игре в дошкольном возрасте; представление о предметно-развивающей среде в театрализованных играх.

Задачи:

1. Развивать профессиональные умения через решение педагогических ситуаций и задач;

2. Воспитывать устойчивый интерес к изучаемому материалу, модулю, профессии в целом; понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

3. Формировать профессиональные компетенции планировать и организовывать театрализованные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

Учебная литература:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. средних пед. учеб. заведений. -М. : Издательский центр «Академия», 2001;

  2. «Педагогическаий словарь» Коджаспировых.

Актуализация ранее изученного материала. Перед Вами полоски бумаги и текст тестовых заданий. Первый вариант решает нечетные задания, второй - четные. Время работы- 2 минуты.

Задание для проверки (экспресс-тест):

1. Игра в дошкольном возрасте - это:

1. Способ овладения навыками трудовой деятельности;

2.Способ позабавить малыша;

3.Ведущий вид деятельности дошкольника.

2. В основу диагностики игровой деятельности положены:

1.Метод наблюдения;

2.Выполнение тестовых заданий;

3.Метод экспериментирования.

3. Особенность какой игры отображает схема «человек - общественные отношения»:

1. Сюжетно-ролевой игры;

2. Театрализованной;

3. Дидактической.

4. Что такое филогенез игры?

1. Передача игровой культуры;

2. Процесс исторического развития игровой деятельности;

3. История возникновения игры.

5. Самый идеальный способ передачи игровой культуры- это:

1. Овладение игровой деятельностью через игры в разновозрастном детском коллективе;

2.Прямое руководство игрой взрослого;

3. Овладение игровой деятельностью через игры в детском коллективе сверстников.

6. Что послужило основой возникновения в обществе игры как деятельности:

1.Появление игрушек;

2.Развитие и усложнение трудовой деятельности;

3.Развитие и усложнение общественных отношений.

Введение в тему. Проблемный вопрос:

Что по мнению Н.К. Крупской «Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания…Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира»?

Н.К. Крупская, подчеркивала социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с жизнью.

Актуальность изучения темы. Зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование тратить десяток лучших первых лет на палочки-считалочки, на игры в доктора Айболита? Может быть, безнадежно устарел лозунг: «Играйте, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано?». Детство - это продукт эволюции, а само человеческое детство - еще и результат исторического развития, а игра - неотъемлемая часть детства.

Какие нормативные документы регламентируют право ребенка на игру?

Реализация игры в нормативных законодательных актах

1. Право ребенка играть в дошкольном детстве устанавливает Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) от 1 января 2014года установлены (п. 4.6.):

- целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте «стремится к общению со взрослыми и активно подражает им движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого»;

- целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам».

(СЛ) Реализуя ФГОС через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, педагог ДОУ должен использовать различные виды игр во всех направлениях развития и образования детей, а также образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие: «Социализация», «Труд», «Безопасность»;

  • познавательное развитие: «Познание»;

  • речевое развитие: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;

  • художественно-эстетическое развитие: «Художественное творчество», «Музыка»;

  • физическое развитие: «Здоровье», «Физическая культура».

(СЛ)2. Концепция дошкольного воспитания (2003) определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу, получить опыт взаимодействия. Но возможным это может быть только в случае сохранения за игрой позиции ведущей деятельности детей дошкольного возраста, ведь именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.

Таким образом, реализовать право ребенка на игру как самоценную деятельность, в процессе которой происходит его психическое и физическое развитие, воспитание разносторонней социальной личности и формирование учебной и трудовой деятельности, возможно при обязательном создании всех условий, необходимых для игры, взаимодействии ребенка со взрослым во время игрового процесса.

Но практика показывает, что в ДОУ больший процент игровой деятельности приходится на сюжетно-ролевые, а развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Еще бы - ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем воспитатель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии четкого представления основных теоретических идей, лежащих в основе концепции развития театрализованной игры.

План занятия:

1. Понятие театрализованной игры

2. Задачи и содержание работы

3. Классификация театрализованных игр

4. Методика руководства театрализованными играми

5. Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников

1. Понятие «театрализованная игра»

«Игра» - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра - путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов, является средством самовыражения и самореализации ребенка. Уже поэтому игры - важное средство самовоспитания. Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр, представляется как разновидность сюжетно-ролевых игр и сохраняет их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В соответствии с принципом интегративности целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, а главное, - происходит психологическая адаптация ребенка в коллективе, создаются благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

2. Задачи и содержание работы воспитателя с детьми

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Исследователями А.Г. Гогоберидзе и С.Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации.

1. Ребенок-«режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет «сцену» и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

2. Ребенок- «актер» - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

3. Ребенок-«зритель» - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

4. Ребенок-«декоратор» - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина). Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские.

  1. Классификация театрализованных игр:

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы би-ба-бо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомиму.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия - ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму или передвигаясь свободно по комнате.

Игры-драматизации с куклами би-ба-бо. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.

Игры-импровизации - разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра.

Таким образом, виды театрализованных игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (би-ба-бо, пальчиковый, марионеточный, теневой или театр на фланелеграфе). Ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного.

Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Все картинки - персонажи и декорации. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостная, грустная, призывная.

Фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Рисунки можно подбирать вместе с детьми из старых книг, журналов, а недостающие можно дорисовать. Это доставляет ребятам удовольствие.

Теневой театр. Экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук.

4. Методика руководства театрализованными играми

Общие требования к театрализованным играм:

Быть содержательными и различными по тематике;

Обеспечивать каждому ребенку максимальное проявление творческих возможностей;

Обогащать эмоциональную природу детей, формировать устойчивый интерес к театральному искусству;

Развивать эстетическое восприятие, пластику движений, выразительность речи, фантазию, критическое образное мышление, художественно-творческие способности;

Формировать активность, самостоятельность, инициативность, способность к совместным действиям;

Побуждать к сотрудничеству на всех этапах организации ТИ.

Проверка домашнего задания

Уважаемые студенты! Вашей задачей было подобрать сюжет народной сказки для инсценировки. Приведите примеры сюжетов. (Колобок, Теремок, Три поросенка, и др.) В течение 4-6 мин. в парах проведите мозговой штурм педагогических идей организации театрализованной деятельности.

Проверка результатов мозгового штурма

Подготовка к ТИ осуществляется в три этапа:

I Усвоение литературного текста;

II Подготовительный этап. Проработка характеров героев, подбор атрибутов. Упражнения в средствах выразительности. Создание декораций (организация игрового пространства);

III Непосредственно театрализованная игра.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте так или иначе основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

Рассмотрим этапы руководства театрализованной деятельностью (Н.В. Микляева).

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлечь внимание детей к какой-либо вещи: скамейка (Не с нее ли упало яичко?), миска (Может в этой миске испекли Колобок?) и т.д. Затем детей спрашивают, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

2. Чтение и совместный анализ сказок. Например, проводится беседа, направленная на знакомство с эмоциями и чувствами, затем - выделение героев с различными чертами характера и идентификация себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети могут смотреться в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением воспитателем и детьми нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (с предметами).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.

В процессе работы над ролью рекомендуется:

- составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

- сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

- анализ придуманных поступков;

- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

- подготовка театрального костюма;

- использование грима для создания образа.

Задание для самостоятельной работы студентов:

- опираясь на знание теоретических основ театрализованной игры, необходимо организовать театрализованную деятельность в студенческой группе;

- во время работы над спектаклем коллектив театра взаимодействует сообразно Правилам драматизации, описанным в приложении.

Приложение

Правила драматизации (по Р. Калининой) (индивидуальный дидактический материал на бумажном носителе)

Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психо-гимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка - см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку. Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе.

В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.

Старшие дети активно обсуждают, во что лучше играть, согласовывать свои замыслы и желания. Игра повторяется несколько раз и у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах договариваются о двух-трех составах «артистов».

С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Старшие дошкольники могут работать подгруппами, получают задание, например, вылепить фигурки персонажей, чтобы разыграть сказку. При этом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.

Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.

Проверка самостоятельной работы. Студенты осуществляют показ проектов.

Вывод: качественно организованная работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Использованная литература:

  1. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии Смирнова, Е.А. [Текст] и др. -М.: Ломоносовъ, 2009. - 224с. - ISBN 978-5-8291-0842-7

  2. Зацепина, М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду [Текст]/М.Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.-117с.

  3. Пастюк, О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах / О.В. Пастюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  4. Трубайчук, Л.В. Организация режимных моментов в детском саду в аспекте интеграции: Методическое пособие / Л.В. Трубайчук, С.В. Проняева, - Челябинск: ООО «Искра-Профи», 2013.- 124 с.

  5. Формирование социальной компетентности дошкольников (из опыта работы) / Н.Н. Королева, О.Н. Савинова, И.В. Гулевская, Е.В. Цымбал и др.; под редакцией С.В. Проняевой. Челябинск ООО «Полиграф-Мастер», 2007. - 170 с.

Интернет - ресурсы

Гуманитарный издательский центр «Владос» vlados.ru Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки: [Электронный ресурс] /М.Н. Емельянова, 2007. - №4. -С.29-33.

Здоровье малышей. Диагностика культуры здоровья дошкольников: [Электронный ресурс] / ivalex.vistcom.ru

Издательский дом «Первое сентября» 1september.ru/

Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на физкультурном занятии: [Электронный ресурс] / detskiysad.ru.

Российский портал открытого образования openet.ru

Сайт работников дошкольного образования «Все для детского сада» ivalex.vistcom.ru

Утренняя гимнастика для детей дошкольников: [Электронный ресурс] / parent

dob.1september.ru / Дошкольное образование (сайт газеты)

dovosp.ru / Дошкольное воспитание (сайт журнала)

eti-deti.ru/ Эти-дети

detsadmickeymouse.ru Детсад с Микки Маусом

portal-slovo.ru/pre_school_education/36458.php

11


© 2010-2022