Урок по предмету Самопознание на тему: Созвучие с окружающим миром

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочный план по предмету "Самопознание".

Школа: КГУ " ОСШ № 8 им. В. Комарова" Дата: ______________2016 год.

Педагог: Мусаева Э. А.

Класс: 7 класс Кол-во учащихся: 25

Тема: Созвучие с окружающим миром

Ценность: ненасилие;

Качества: ответственное поведение в окружающей среде , чувство сопричастности, гармония, толерантность



Цель: содействовать расширению ценностного мировосприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека с окружающим миром.

Задачи:

  • раскрытие значения ценностного отношения человека к окружающему миру;

  • развитие ценностной мировоззренческой позиции

  • воспитание ценностного, толерантного отношения к окружающему миру.

Ресурсы:

Музыка для души, презентация рисунков, фонограмма песни "Красной шапочки",




Ход урока.

1. Орг.момент.

2. «Круг радости»

2.1. Позитивный настрой «Прогулка по лесу»

Звучит музыка " Музыка души".

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза, дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь больше расслабиться и успокоиться. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Представьте, как вы идёте к двери класса, открываете её, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете лёгкое дуновение ветерка на волосах и мягкие лучи солнца на вашем лице. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минутку и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и внимательно посмотрите, какой он хрупкий и тоненький. Вдохните его аромат. Идите дальше и замечайте всё, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, пение птиц и жужжание насекомых. Углубляясь в лес, посмотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнём несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нём. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза и глубоко вдохните, обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (можно сделать паузу на 1 - 2 минуты). Нам легко и спокойно. Мы ощущаем счастье. Как удивительна природа! И мы понимаем, как должны любить и уважать её, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг ещё раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на своё место. Сохраните в себе это чувство глубины, покоя и удовлетворённости. Откройте глаза и улыбнитесь!

1. какое у вас ощущение после прогулки?

2. что вы себе представляли, когда закрывали глаза?

3. Проверка Д/з текст "Как мы связаны со вселенной".

Вопросы для обсуждения:

1).Как человек связан со Вселенной?

2). Как можно изменить окружающий нас мир?

3). Что необходимо совершенствовать в себе, чтобы улучшать свою жизнь и мир вокруг?


4. Позитивное высказывание. ( Цитата урока).

Много в природе дивных сил, но сильней человека - нет.
Софокл

Вопросы для обсуждения:

1. Почему сильнее человека нет в природе?

2. можно ли сказать что человек дивная сила?

3. Всегда ли человек приносит пользу природе?

Родился 495 г. до н. э.[источник не указан 1927 дней], в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. КритикАристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом«Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

5. Рассказывание истории, притчи.

- Что значит «БЫТЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»?

1. Если я хочу быть в гармонии с собой и окружающим миром - значит я считаю, что сейчас такой гармонии нет
2. Если сейчас такой гармонии нет, то это значит
- что новый Я - тот, каким я хочу быть, не соответствует мне - теперешнему,
- или иначе: я - теперешний не соответствую тому миру, к которому я хочу принадлежать.

Гармония с собой и с окружающим миром - это зона комфорта, это комфортное состояние
- когда все устраивает,
- когда нет сложностей,
- когда нет неисполнимых желаний,
- когда мои желания соответствуют, гармонируют с окружающим миром,
- когда мои желания не противоречат моему ближнему и дальнему окружению,
- когда мои желания не требуют от меня каких-либо значительных усилий.

То есть, я нахожусь в гармонии с собой, когда я какой, какой я есть и меня это устраивает - изменения мне не нужны. Изменения пугают, напрягают и выводят из равновесия.

Если я хочу измениться и стать другим, заняться другим, непривычным новым видом деятельности
- я выхожу из зоны комфорта,- я выхожу из зоны гармонии - становлюсь негармоничным и с собой и с окружающим миром, который привык ко мне - прежнему и который стремится меня вернуть в прежнее «гармоничное» состояние. - картинка со свиньями

С каким собой я хочу быть в гармонии
- с собой - прежним?
- или с собой - будущим? С тем, каким я хочу стать?

С каким миром я хочу быть в гармонии
- с тем новым, о котором я мечтаю и в котором хочу жить?
- или с прежним? В котором тепло и комфортно? В котором все знакомо и привычно?

Если я хочу быть в гармонии с собой прежним и с прежним миром, с прежней жизнью - это проще:
- ничего не надо менять,
- не надо предпринимать никаких усилий
- не надо учиться новому,
- не надо ошибаться и набивать шишки,
- не надо изменяться и изменять свой мир.
Нужно просто быть собой - собой прежним в своем прежнем мире.

Если я хочу стать другим, жить в новом мире, жить новой более желанной жизнью - для этой гармонии нужно выйти из первичной зоны комфорта, разрушить прежнюю гармонию. Стать другим в своем новом мире и уже здесь создавать свою новую гармонию со своим новым миром и с уже новым собой.

Все это подразумевает дополнительные новые усилия, получение новых знаний, приобретение новых навыков и новых умений.

Если делать только то, что делал всегда - будешь иметь только то, что имел всегда.
И ничего больше…

6. Подарок от учителя.

1) Презентация рисонков об окружающей среде

2) Творческая деятельность

  • Вообразить диалог между деревом и птицей, морем и рыбой, речкой и лягушкой. (Разговор персонажей должен отразить тревогу за сохранность живой природы, ее обитателей)

- Что вы почувствовали в роли того или иного героя?

- На какие размышления натолкнула сыгранная вами роль?

- Объясните, что нужно делать, чтобы всем обитателям природы жилось хорошо?

  • Нарисовать плакаты «Береги природу!»

- Объясните, почему так важно ежедневно следовать добру, совершать добрые поступки?

- В чём проявляется ваша любовь к природе?

- От чего идет ваша любовь? ( от сердца, от душ

7. Групповое пение.

Групповое пение «Красной шапочки »

Если б только-только-только

Если б только на планете,

Если б только все земляне

Всё живое берегли,

То возможно можно- можно,

То наверно- верно-верно,

Книги Красной точно- точно

Никогда б не завели!

Припев:

А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а, крокодилы, бегемоты,

А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зелёный попугай!

А-а, и зелёный попугай!

И пускай у этой речки,

И пускай в зелёной роще,

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай,

И запомни-помни-помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помогай!

8. Домашнее задание.

1)Прочитать текст по С. Соловейчику "Труд души".

2)Напишите обращение эссе к человечеству.( Подумайте, с какими словами вы бы обратились к людям, чтобы сохранить Землю!)

9. Заключительная минутка урока.

Сядьте удобно. Закройте глаза и подумайте о чем то очень хорошем и приятном. О том, что приносит вам радость и счастье.


Список используемой литературы:

  • Самопознание - методическое пособие для учителей 7 класс "Бөбек" Алматы 2010 - 183 - 196 стр

  • Самопознание - 7 класс "Бөбек" Алматы 2010

  • infourok.ru

  • familyschool.com.ua/o-garmonii-s-soboj-i-s-okruzhayushhim-mirom/

Проверено: _________________ зам.директора по УР Ксандопуло М. И.

© 2010-2022