Интегрированный урок «Геометрия, искусство и информатика» в 8 классе

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательский проект в интегральной системе обучения

Булдыженко Е.А.

МКОУ СОШ№12, города Лиски

[email protected]

Князева Т. Л.

МКОУ СОШ №12 города Лиски

[email protected]

Шурупова М.В.

МКОУ СОШ№12, города Лиски

[email protected]

Интегрированный урок «Геометрия, искусство и информатика» в 8 классе. Рубрика: «Очевидное-невероятное». Этот урок требует предварительной поисково-исследовательской работы. Весь класс разделился на две группы: «Лобачевские» и «Малевичи». Используя компьютерные технологии и интернет- ресурсы они должны подготовить интересный материал для урока: выполнить презентации, найти видеофильмы, сочинить стихи или найти в литературе, уметь свободно работать на компьютере и создавать образы окружающего мира. Приготовить геометрическое меню.

Консультанты проектно-исследовательской деятельности учащихся являются: учитель математике, учитель искусства и МХК, учитель информатики.

Геометрия. Тема: «Плоские фигуры». Цель: показать связь геометрии с действительностью на примере решения задач с практическим содержанием. Развить логическое мышление, смекалку и применения навык знаний математики в различных ситуациях. Совершенствовать навыки решения задач и укрепить познавательный интерес к геометрии. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения комплекса знаний и способов деятельности. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Площади плоских фигур».

Искусство. Тема: «Абстракционизм (кубизм и супрематизм). Цель: сформировать представление об абстракционизме, как новом художественном сознании в искусстве. Показать связь искусства с геометрией на примере художников - абстракционистов. Развивать творческую фантазию и образное мышление, умение работать в коллективе.

Информатика. Тема: «Информационные технологии: компьютерная графика». Цель: сформировать умение строить различные геометрические фигуры средствами текстового процессора Microsoft Word/

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Активизация мыслительной деятельности.

Учитель математики. Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова мудрецов: «Незнающий геометрии, да не войдет в Академию». Платон. «При изучении геометрии надо по-другому мыслить». «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт». Френсис Бекон. Сегодня постараемся как мудрецы, пользоваться знаниями науки. На уроке мы посетим зал «Законы геометрии», где увидим плоские фигуры и вспомним вычисления их площадей. Затем перейдем в казино «Интеллектуалов» там рассмотрим решение задач с практическим содержанием, поработаем с вами строителями, узнаем способы укладки паркета, представим себя дизайнерами ландшафта. Наш урок пройдет в необычной форме, как интегрированный «Геометрия, искусство и информатика». А так же вы сможете побывать в картинной галерее на выставке абстракционистов и увидеть взаимосвязь искусства и геометрии. Слово предоставляется группе учащимся «Лобачевские».

Ученик. Я вас приглашаю в зал «Законы геометрии».[3] В этом зале мы вспомним и обобщим теоретический материал о плоских геометрических фигурах с помощью загадок и определений. Ученик ведет урок по презентации.

  1. Он давно знаком со мной, каждый угол в нем прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, а зовут его… (квадрат). Дайте определение этой фигуры. Какие предметы имеют форму квадрата? Приведите свои примеры.

  2. Три угла, три стороны могут разной быть длины. (треугольник). Какие предметы имеют форму треугольника? Приведите свои примеры. Дайте определение этой фигуры.

  3. Нет углов у меня и похож на блюдце я. На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? Дайте определение этой фигуре. Какие предметы имеют форму круга? Приведите свои примеры.

  4. Хоть стороны мои попарно и равны, и параллельны, все же я в печали, что не равны мои диагонали, да и углы они не делят пополам. А кто я, догадайся сам. Дайте определение данной фигуры.

  5. А у меня равны диагонали, вам подскажу я, чтоб меня узнали. И хоть я не зовусь квадратом, считаю я себя квадрата братом. Дайте определение этой фигуры.

  6. Мои хотя и не равны диагонали, по значимости всем я уступлю едва ли. Ведь под прямым углом они пересекаются, и каждый угол делят пополам! Дайте определение этой фигуры.

  7. Первая такой многоугольник, знать который должен каждый школьник. На второй гимнасты выступают, их она под купол поднимает. Дайте определение этой фигуры.

По презентации школьник показывает популярные силуэты одежды. Их обобщили и свели к нескольким геометрическим образам. Эти простые геометрические формы удобны и красивы. Назовите их. Затем ведущий предлагает сформулировать свойства плоских фигур и записать в тетрадь формулу вычисления площади каждой плоской фигуры.

  1. Интеллектуальное казино.

Учитель математики по презентации дает задания на нахождение площади плоских фигур разной сложности.[2] Самостоятельная работа по вариантам.

Дизайн ландшафта. Учитель предлагает рассчитать количество цветов для высадке на клумбу.

Исследовательская работа. Ученикам было дано задание: составить из плоских фигур паркет. Демонстрируются презентации школьников с изображением паркета из разных плоских фигур: квадрата, треугольника и из нескольких плоских фигур.

Практическое задание. Выполнить работу по настилке полов строящего дома, в котором зал размером 4х8м.

Учитель. Сегодня мы с вами рассмотрели задачи с практическим применением плоских фигур. Рассчитали количество цветов для высадки на клумбе, выложили плитку в виде ромба, квадрата. Из них получились красивые узоры. Где еще в жизни применяются плоские фигуры? Ответы учеников. Параллелограмм дает определение прямоугольнику, ромбу. В жизни параллелограмм это рамы велосипеда, мотоцикла, где для жесткости проведена диагональ. В физике параллелограмм применяется при изучении разложения сил, при нахождении равно - действующих сил. Реечный домкрат для легковых автомобилей имеет форму ромба. А сейчас мы увидим, как плоские фигуры используются в искусстве, и посетим картинную галерею. Просмотр фильма: «Тайный код жизни. Плоские фигуры». [1]

  1. Учитель искусства.

Плоские геометрические фигуры имеют важное значение в жизни. Философия утверждает, что все в природе развивается от простого к сложному. Рост развития духовно-физического, прежде всего, определяется изменением его геометрической формой. Любая космогония (учение о развитии Вселенной) начинается с плоских фигур, которые выступают в качестве знака-символа. Квадрат-символ космоса, символ мужского начала. Круг-символ совершенства, женского начала. Треугольник-символ духовной энергии. Эти изображения находятся на всех континентах, оставленные древними цивилизациями на скалах, в пещерах, в храмах, мегалитических сооружениях. Ученые обнаружили эти символы и на других планетах. Большой интерес к древним знаниям, научные открытия дали в искусстве развитие нового направления, которое называется абстракционизм. Он является новой ступенью в художественном сознании. Абстракционизм имеет много разновидностей, но сегодня мы рассмотрим: кубизм и супрематизм (высший).[4]

  1. Дальше урок ведут группа учащихся «Малевичи».

По презентации ученик рассказывает, что девиз абстракционистов: «Я мир изображаю не таким, каким его вижу, а каким его мыслю», потому что мысль есть геометрическая форма, утверждают древние, научные данные подтверждают это. Поэтому для кубистов важна форма, сложенная из геометрических фигур. Основоположником кубизма является Пабло Пикассо. Посмотрим его произведения «Портрет Воллара», «Женщина в шляпе», «Авеньонские девицы», «Рыдающая женщина». Все портреты это формы геометрических фигур. «Рыдающая женщина» состоит из кричащих геометрических фигур, которые подчеркивают ее смятение. Контрастный цвет усиливает раздражение.

Второй ученик по презентации рассказывает о выдающемся художнике супрематизма Казимире Малевиче. Его знаменитый «Черный квадрат», он назвал нулевой формой, потому что квадрат является первичной формой всех плоских фигур. Через этот образ художник пытался представить всю картину Мироздания. В своих работах Малевич использует чистые геометрические фигуры. Другая его работа «Супрематизм». В этой картине мастер изображает прямоугольник и треугольную фигуру. Обратимся к космогонии. Треугольник символ духовной энергии. Прямоугольник символ материи. В совокупности материя и энергия создают новые геометрические формы. Есть форма, есть жизнь. Нет формы, нет жизни. Через это произведение К.Малевич пытался передать возникновение жизни.

Учитель. Таким образом, вы сегодня изучили геометрические фигуры, узнали применение их в жизни через науку, живопись и декоративное искусство. Познакомились с утверждением древних цивилизаций, что вся Вселенная гармонична. На основании вышеизложенного существует игра: «умственная головоломка». В Китае она называется Чи Чао Ту. В Европе ее называют - Танграм (китайская азбука). Поиграем в нее и мы.

  1. Творческая лаборатория.

Аппликация из плоских фигур. Компьютерная графика из плоских фигур. Одна группа учащихся работает с компьютером, выполняет из плоских фигур образы окружающего мира. Другая группа школьников создает аппликации из геометрического меню узнаваемый образ: птицы, животного, человека и т. д. По окончанию творческого задания проводится экспресс-выставка. Дети читают авторские стихи, над которыми работали дома.

Геометрия везде: в школе, дома, во дворе.

В небо мы поднимем взгляд там фигур чудесный ряд:

Звезды, спутники, кометы можно взглядом охватить, на фигуры разложить.

Так же дом, окно, кровать, на квадраты разобрать.

Треугольная фигура - очень важная натура.

Мы посмотрим на цветок - треугольный лепесток.

Жизнь она разнообразна, фигуральна и прекрасна.

Селютин Артем.

Треугольник, ромб, параллелограмм, отдам я должное словам.

Слова мои как будто круг, обоснованье многому вокруг.

Мужской квадрат, он создает фигуры все подряд.

А плоский круг, он совершенствует вокруг.

Любите геометрию друзья, она для нас - источник света и Бытия.

Семиков Михаил .

20 век. Появился новый человек.

По-другому мыслит и рисует.

По-другому видит, формирует.

Создает известные картины.

Ну, а формы плоские такие: треугольные, квадратные, Очень нам понятные.

Князев Никита

Треугольники.

Самолет летит по небу - треугольное крыло, На моем велосипеде - треугольное седло.

У меня в пенале тоже есть такой предмет угольник.

И куда не посмотри, ты увидишь треугольники.

Историю изучая, можешь видеть ты, древние воины держат треугольные щиты.

На геометрии, наш класс строит многоугольники.

Прямую если провести, получишь треугольники.

Присмотрись, повсюду треугольник видеть можно.

Выходит, без него жить людям будет сложно.

Соколов Влад.

Ожидаемые результаты: дети смогут общаться в группе, вести исследовательскую работу, приобретут знания нахождения площади любой плоской геометрической фигуры, расширят свой кругозор, смогут усовершенствовать навыки работы с компьютерными технологиями.

Консультанты проектно-исследовательской деятельности учащихся являются: учитель математике, учитель искусства и МХК, учитель информатики.

Литература:

  1. Фильм «Тайный код жизни: Плоские фигуры (Н Д)» youtube.com/watch?v=8OWBXu2gtt0

  2. yandex.ru/yandsearch?lr=193&text=%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5+%D1%84%D0%B8%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B площади геометрических фигур

  3. Плоские фигуры
    ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%EE%F1%EA%E0%FF_%F4%E8%E3%F3%F0%E0

  4. геометрия в искусстве geometry-and-art.ru/

© 2010-2022