• Преподавателю
  • Другое
  • СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Михайленко В.А., МБОУ СОШ №2, учитель русского языка и литературы, г. Майкоп.

Система оценки - сложная и многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов.

Стандарт устанавливает три основные группы результатов - личностные, метапредметные и предметные. 1

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает

комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести мониторинг достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных , метапредметных и предметных.

Оценка личностных результатов представляет собой анализ достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии, представленных в разделе «Личностные учебные действия программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования». Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение, смыслоообразование, морально-этическая ориентация .

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг анализа сформированности внутренней позиции обучающегося; ориентации на содержательные моменты образовательного процесса ; ориентации на образец поведения хорошего ученика, как пример для подражания; сформированности основ гражданской идентичности; сформированности самооценки; сформированности мотивации учебной деятельности; знания моральных норм и степень формирования морально этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы).

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов - задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения.

Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

Оценка метапредметных результатов представляет собой анализ достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия», которые содержатся в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Поэтому объектом изучения предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий, (данные требования содержатся в Стандарте).

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное - комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником - его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов.

Процедура оценки. Основными составляющими являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля, дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.2

Электронные ресурсы:

2. orenipk.ru/rmo 2011/docs/1-5.pdf

1. pskovedu.ru/



1. Оценивается любое особенно успешное действие. 2. Ученик и учитель по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). 3. За каждую учебную задачу или группу задач, показывающих овладение отдельным умением - ставится своя отдельная отметка. 4. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. 5. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровне успешности. Необходимый уровень - решение типовой задачи подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные учения и усвоенные знания. Программный уровень - решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой ситуации. Необязательный максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения.

6. Итоговая отметка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровне возможностей. Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

На последнем этапе формирования объективной самооценки учащихся детям дается возможность самостоятельно выводить свою итоговую оценку и отметку.

Состав инструментария оценивания

Основными составляющими являются: развитие у учащихся умений самоконтроля и самооценки, фиксация результатов контроля, дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.

Интернет источники:

orenipk.ru/rmo 2011/docs/1-5.pdf

pskovedu.ru/


© 2010-2022