Интегрированный конспект урока: Пейзаж в литературе и живописи

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (литературное чтение + ИЗО) по теме

« Пейзаж в литературе и живописи». 4 класс


Тазетдинова Лилия Рафаильевна, учитель ИЗО

Белоус Антонина Григорьевна, учитель русского

языка и литературы

Цель урока: познакомить учащихся с понятием "пейзаж»; стимулировать развитие творческих способностей учащихся; воспитывать чувство восхищения прекрасным.

Тип: интегрированный урок-творчество.

Задачи:

  • Научить рассуждать о связи двух видов искусств (уметь проводить аналогию, находить общие черты в творчестве литераторов и художников);

  • Показать связь человека и природы в литературе, живописи; развивать экологическое мышление путем создания определенного колорита;

  • Углубить знания о творчестве Б. Пастернака, Ф. Тютчева, С.Есенина, И. Грабаря, К. Коровина.

Личностные:

- интерес к познанию окружающего мира, понимание необходимости учиться;

- готовность самостоятельно оценить успешность своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным и словесно-логическим материалом;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные:

- пользоваться знаками, символами, схемами,

- создавать и преобразовывать композиции по заданию учителя;

- строить небольшие сообщения в устной форме;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока.

1Орг. момент

2. Вступительное слово учителя

Начнем наш урок с замечательного стихотворения И. Бунина:

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

Ребята, скажите, о чем идет речь?

Ученики. Поэт создает образ природы.

3. Объяснение нового материала

Учитель. Сегодня необычный урок, который будет посвящен литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе?

Ученики. Это виды искусства

Учитель. Тема нашего урока "Пейзаж в литературе и живописи".

Учитель. Обратите внимание на эпиграф урока.

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, литература - словом.

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

И в течение урока вы будете художниками. Художниками слова и рисунка. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства. Вернемся к понятию «пейзаж».

А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?

Ученики (индивидуальное задание). Пейзаж - описание природы. Пейзаж - французское слово, дословный перевод - "местность". Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.

Учитель. Ребята! Всякое время года интересно.

Какое время года сейчас по календарю? (Осень). Обратите внимание, как художники изобразили осень.

Учитель.

Чтение миниатюр, посвященных осени.

Сейчас последние дни осени, скоро мы почувствуем дыхание зимы. (Чтение стиха Б.Пастернака «Снег идет»). Зима бывает разной: тихой и мягкой, злой, вьюжной и капризной. Послушаем стихотворения, которые подготовили ребята, почувствуем шаги приближающейся зимы (чтение стихов Ф.Тютчева «Чародейкою Зимой», С.Есенина «Поет зима - аукает»).

4. Работа с текстом

Учитель. Как авторы изображают зиму? (Эпитеты: неподвижною, немою, волшебный, чудный, окован, очарован, ослепительный и т.д.) Они передаю волшебный сон природы перед обновлением. Много слов с шипящими (заблещет, затрепещет). Звуки передают шуршание снега, шепот и дыхание зимы.

Сегодня мы с вами попытаем изобразить зимний пейзаж средствами художественной выразительности и средствами живописи. А для начала сделаем небольшую паузу.

Физкультминутка

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Глазки вверх поднимем мы - улыбнемся.
Глазки вниз опустим мы - улыбнемся.

Глазки опустим мы - улыбнёмся.

Глазки влево повернём - улыбнёмся.

Глазки вправо повернём- улыбнёмся.

И работать мы начнём.

Учитель. Ребята, вы сейчас прослушали несколько стихотворений разных поэтов о зиме. Писатель рассказывает словом, а художник художественными средствами. Художник Левитан говорил: «Надо понимать разговор воды и деревьев. Иначе хорошую картину не напишешь». Но только ли художникам надо понимать природу?

Ученики. Конечно, писателю, музыканту. Но не только им - всем людям. Чтобы любить природу надо понимать ее. Надо беречь природу, быть наблюдательным, чутким.

Учитель. Действительно, не только писатели, музыканты, художники должны понимать язык природы, но и мы с вами.

И так как мы на уроке описываем зимний пейзаж словами, музыкой давайте посмотрим, как художники передают художественными средствами красоту зимней природы. Картина художника Коровина «Зимой». Коровин видит скрытую поэзию и красоту в неказистом заборе, пасмурном дне, понурой лошадке, терпеливо стоящей в ожидании. В сером и белом цветах художник различает множество теплых и холодных оттенков, создающих перламутровое свечение. Серые тона он получает не путем соединения черного и белого, а смешивая контрастные - теплые и холодные. Поэтому поверхность картины переливается зеленым, розоватым и золотым цветом в изображении забора и стены дома. Колорит картины сдержан.

Интегрированный конспект урока: Пейзаж в литературе и живописи

Художник Грабарь «Белая береза». Этот зимний пейзаж изображен с таким реализмом, что кажется, что из картины вот-вот хлынет пронизывающий холод. Снег впитал в себя все краски лазурного неба и переливается белым, серым, голубоватым и розоватым цветами. Солнечный свет озаряет пейзаж. Деревья стоят в снежном убранстве. Оттенки снега, тени деревьев и синие небо создают очень живописную картину.

Интегрированный конспект урока: Пейзаж в литературе и живописи

5. Практическая работа.

Учитель. Сейчас мы нарисуем с вами зимний пейзаж. Но чтобы, нам было легче рисовать, прочитаем стихотворение С. Есенина, которое лежит у вас на парте. (Чтение стиха Е. Есенина «Белая береза»).

Берёза

Белая берёза,
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.



И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки,
В золотом огне.

А заря, лениво.
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром

Эту красоту, которую описывает С.Есенин, мы попробуем изобразить красками. Перед вами лежат листочки синего цвета. В стихотворении говорится о березе, какая береза белая, берем белую гуашь. Нарисуйте изогнутую линию, ведь березы часто бывают изогнутыми и нежными, тем самым трогательными.

Затем предайте объем стволу деревца, с выступами для будущих веток. Выпустите из выступов на стволе дерева ветки, рисуя изогнутые линии.

Добавьте шаг за шагом веточки, пятнышки на коре березы. У нас получилось дерево с опавшими листьями, характерное для осенне-зимнего периода, а в стихотворении говорится о зимней березе. На веточках, как говорит автор в стихотворении, береза принакрылась снегом, словно серебром, нарисуем снег. Берем белую гуашь, если светит солнышко можно добавить в белый цвет немного желтого.

Береза на фоне синего неба, на земле тоже уже лежит снег, поэтому нарисуем сугробы.

Как говорится в стихотворении (И горят снежинки в золотом огне) Идет снег, снежинки нарисуем белыми точками.

Учитель. Сегодня вы немного приблизились тяжелому творческому труду людей искусства и поняли, как непросто передавать язык природы. Посмотрите, какая красота у нас получилась.

Интегрированный конспект урока: Пейзаж в литературе и живописи


6.Подведение итогов.

Учитель: Подошел к концу наш урок. Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли художников и в роли поэтов. Что же, по-вашему, объединяет их всех в создании произведений искусства? (ответы учащихся).

Правильно, умение видеть и чувствовать красоту природы. Не случайно и поэтов, и художников, и музыкантов называют одинаково - Художниками, Творцами.

7.Рефлексия.

Письменно ответить на вопросы.

-Что, у меня не получилось?

- С чем я справился быстро?

8.Домашнее задание. Написать миниатюру «Зима», дорисовать рисунки.


© 2010-2022