• Преподавателю
  • Другое
  • Объяснительная записка к презентации Краеведческий подход как средство развития познавательных компетенций учащихся в основной школе

Объяснительная записка к презентации Краеведческий подход как средство развития познавательных компетенций учащихся в основной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Объяснительная записка

к компьютерной презентации

«Краеведческий подход как средство развития познавательных компетенций учащихся на уроках географии в основной школе»



Чтобы полюбить свою Родину -

надо её познать.

Н. Рерих

Переход российского образования на федеральные государственные общеобразовательные стандарты, которые соответствуют современным вызовам времени, повышает роль и значение как школьной географии, так и географического краеведения в воспитании гражданина и патриота России и своего края. В этих условиях требуется выработка консолидированных подходов, обеспечивающих выполнение школьным географическим образованием возложенной на него социально-значимой миссии - формирование у молодежи гуманистического мировоззрения, географической культуры как части общей культуры человека ХХI века, повышение интегративных тенденций в школьном образовании средствами географии и географического краеведения.

На сегодняшний день в рамках ФГОС ООО географическое краеведение уходит как общеобразовательная дисциплина и переходит во внеурочную деятельность. Несомненно, ее роль в формировании понимания общих закономерностей географической науки на основании полученных конкретных знаний о своем крае учащимися велика. Но внеурочная деятельность - эта та форма организации занятий, которая не является обязательной для всех учащихся класса. В неё включаются ученики, которые проявляют повышенный интерес к предмету, а это может быть лишь незначительный процент от общего количества учеников в классе. Поэтому главной формой географического образования школьников является урок. И именно в урочную форму необходимо включать вопросы краеведческого образования, так как познание своего края даёт возможность ученикам осознанно воспринимать окружающий мир, грамотно взаимодействовать с ним и, что особенно важно, относиться к нему как к определённой ценности. Обучение детей познавать, сохранять и рачительно использовать природное, культурное и историческое наследие своего края, тем самым помогает школьникам успешно социализироваться, стать настоящим хозяином на своей земле.

Актуальность работы: снять противоречие между школой и потребностями общества призван краеведческий подход.

Цель:

Создать условия для развития познавательных компетенций учащихся через краеведческий подход на уроках географии в основной школе.

Задачи:

  • изучить и проанализировать литературу по данной теме;

  • систематизировать сведения;

  • выстроить дидактическую модель занятий;

  • внедрить в практику;

  • провести мониторинг результативности работы по данной теме



Теоретическое обоснование

Ещё в 17 веке великий учёный-педагог Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» чётко сформулировал идею о преподавании географии на основе родного края. Последовательно проводя эту мысль, программу школьной географии строили тогда, начиная с географии ближайшей к школе местности. Примером могут служить учебники А. Никитина.

Д.Д. Семёнов, который справедливо считается, родоначальником школьного краеведения и пионером географических школьных экскурсий высказывался так: «Если справедлива педагогическая истина, то преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живёт ученик».

В 60 - годы ХХ века вновь обострилось внимание к краеведческому подходу в обучении географии. Т.Г. Герасимова и В.А.Коринская отмечают, что термин «краеведение» впервые был предложен в 1914 году Ланьковым. На Первом Всероссийском съезде учителей географии в 1915 году в Москве этот термин прочно вошёл в лексикон географов, как школьное краеведение.

Известные в нашей стране методисты И.С. Матрусов и А.В.Даринский отмечают в географии краеведческое начало, первую ступеньку в познании, восприятии явлений и процессов окружающего мира, результативность абстрактного мышления, конкретность изучаемой территории. Отсюда основное направление краеведческого материала состоит в том, чтобы связать чувственное восприятие с абстрактным мышлением.

Следовательно, содержание, организационные формы и методы краеведения определяются задачами воспитания, требованиями учебной программы, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края.

Проанализировав материал, сделала вывод: краеведческий подход способствует развитию познавательных компетенций учащихся, т.е. совокупности компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами.

Ведущая педагогическая идея - краеведческий подход на уроках географии способствует развитию у обучающихся познавательных компетенций.

А. 3. Сафиуллин считает, что краеведческий подход - это конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой.

Краеведческий подход в учебном заведении может осуществляться как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Современная организация урока предполагает использование педагогических технологий и приемов, позволяющих использовать краеведческий подход обучения на различных возрастных этапах.

Деятельностный аспект личного вклада.

  1. Внесла коррективы в рабочую программу курса «География России» 8-9 классов:

- тему «Россияне» дополнила уроком «Сельское население Нижегородской области» (8 класс);

- тему «Природа» дополнила уроками «Обобщающий урок по теме «Рельеф родного края» (8 класс), «Реки Арзамасского района» (8 класс), уроком в музее им. Трофимова С.М. «О Родине не говорить нельзя (флора и фауна с. Чернуха)» (8 класс);

- тему «Хозяйство» дополнила уроками: «Промыслы Нижегородской земли» (9 класс), урок-экскурсия «Машиностроение Нижегородской области» (9 класс) и т.д.

2. Придала практическим работам краеведческую направленность:

«Построение графика численности населения Нижегородской области» (8 класс)

« Составление презентации (по выбору обучающего):

  1. Ценности моей семьи.

  2. Известные люди деревни.

  3. Народные умельцы

«Создание стенгазеты с изображением гербов Нижегородской губернии, Нижнего Новгорода, г. Арзамаса» (9 класс)

«Определение механического состава и структуры почвы в селе Чернуха» (8 класс)

3. В структуру урока включила задания с элементами краеведения:

- в теме «Размещение населения» (8 класс), ученикам предлагаю выполнить следующее задание:

Выясните, много или мало россиян живет на 1вк. м. Сопоставьте данные с данными Нижегородской области;

- в теме «Наши реки» (8 класс):

Составьте кроссворд «Реки Нижегородской области»;

- в теме «Волго-Вятский экономический район» (9класс), ребятам даются фрагменты физической карты Волго-Вятского района, для выполнения заданий:

  1. Определить регион, расположенный на карте;

  2. Определить особенности ЭГП региона;

  3. Как они влияют на хозяйственное развитие региона?

  4. Оцените перспективу хозяйственного развития региона.

  1. Изменила тематику проектных и исследовательских работ с учетом краеведческого подхода:

    • «Жизнь. Быт. Традиции с. Чернухи»;

    • «Золотые узоры», «Чернуха - сегодня»;

    • «Проблемы жизни на селе»;

    • «Они сражались за Родину»;

    • «Моя малая родина - Чернуха;

    • «Промыслы Нижегородской области»;

    • «Особоохраняемые территории Нижегородской области»;

    • «Оценка экологического состояния лесного массива Бакалды в

с. Чернуха» и т.д.

  1. Домашним заданиям придала краеведческий характер:

- тема урока «Атмосферная циркуляция» (8 класс):

Используя синоптическую карту Центральной России, попробуйте составить прогноз погоды в Нижегородской области на ближайший день. Сравни свои предположения с реальной ситуацией. Насколько точен был твой прогноз?

- тема урока «Лесные зоны» (8 класс):

Подготовьте мине-эссе на тему «Ландшафт родной природы - такой же воспитатель народного чувства, как и вся физическая обстановка этой природы»;

- тема урока «Волго-Вятский район» (9 класс)

На контурной карте России нанесите границы Волго-Вятского района. Обозначьте центры отраслей специализации Нижегородской области;

- тема «Изображение Земли из космоса» (9 класс):

Используя информационную систему Google Earth, найдите:

  1. село Чернуха. Рассмотрите здания, улицы и дороги в селе, найдите школу, стадион, дом культуры, а затем найдите свой дом

  2. любой интересующий вас объект.

Возникли у вас затруднения во время поиска объектов? Что вас удивило и заинтересовало? Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями.

  1. Краеведческий подход в преподавании географии реализую, используя различные технологии: здоровьесберегающие, игровые, ИКТ, развития критического мышления, проектной и исследовательской деятельности.

Приемы, используемые для развития познавательных компетенций:


Название приёма

Описание приёма

«Ключевые термины»

Учитель может выбрать из текста четыре-пять ключевых слов и выписать их на доску. Парам отводится пять минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить. Когда учащиеся приходят к единому выводу касательно смысла и возможного употребления этих слов, учитель просит их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста - с тем, чтобы проверить, в этом ли значении они употребляются.

«Перепутанные логические цепи»


Этот прием обычно применяется на группе. Учитель выписывает пять-шесть понятий, причем помещает каждое на отдельный лист. Листы перетасовываются и выставляются на край доски (или кого-то из учащихся просят их подержать). Группе предлагается восстановить правильный порядок. Учащихся по очереди приглашают выйти и поставить одно событие на верное место в цепи. Когда все приходят к более или менее единому мнению, учитель просит их обратить пристальное внимание на порядок событий при чтении текста, чтобы проверить: верны их предположения или нет.

«Дерево предсказаний»

Прием целесообразно использовать при изучении происходящих в настоящее время событий, текущих общественных процессов. Какая тенденция будет усиливаться в развитии нашего общества: укрепление рыночных отношений или усиление государственного регулирования экономикой, становление гражданского общества или усиление государственного контроля над обществом, продолжение модернизации общества или его консервация?

Прием «Дерево предсказаний» помогает глубже вникнуть в злободневные проблемы общественного развития, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.

«Верите ли вы, что…»

Учитель просит учащихся (они размещены по 6 человек в группе) ответить на вопросы и обосновать свое мнение.

«ПОПС-формула»

Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому

Кластер

Схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые: в центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Синквейн

Правила написания синквейна:

1. (первая строка - понятие, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка - описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение к данной теме);

5. (пятая строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Новизна опыта заключается в придании учебному материалу краеведческой направленности, что открывает новые возможности преподаванию географии, повышает эффективность обучения и развивает познавательные компетенции учащихся основной школы.

В конечном итоге, через краеведческий подход, развивая познавательные компетенции, достигаются личностные, метапредметные, предметные результаты, соответствующие требованиям ФГОС ООО и выполняющие социальный заказ общества.

Личностные результаты:

  • ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Нижегородской области). Представление о Нижегородской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Нижегородской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению

  • гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей малой родине, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Метапредметные результаты:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • умения ориентироваться в окружающем мире;

  • использование умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

  • использование карт для получения краеведческой информации;

  • отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов;

  • понимание позиции другого в дискуссии.

Предметные результаты:

  • понимать роль различных источников краеведческой информации;

  • знать особенности природы, населения, хозяйства Нижегородской области:

  • формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

  • определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

  • понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Нижегородской области;

  • определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

  • составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

  • определять на карте местоположение объектов в Нижегородской области;

  • работать со статистическими данными;

  • формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Нижегородской области.

Результативность педагогической деятельности.

  1. Качество знаний по географии по школе в целом на протяжении 2 лет остается стабильно высоким.


  1. Результат ЕГЭ по географии в 2015 году составил 85 баллов

  2. Повысился уровень познавательной активности учащихся (по методике Н.И Дереклеевой):

2013-2014 у/г Высокий уровень - 41%, средний - 41 %, низкий - 18 %;

2014-2015 у/г Высокий уровень - 54%, средний - 35 %, низкий - 11 %.

  1. Увеличилось число участников школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Победитель муниципального этапа Хальзова Алина (2013 год), участник регионального этапа; призер муниципального этапа Иванушкина Татьяна (2015 год).

5. Увеличилось число участников и победителей конкурсов и конференций различного уровня:

  • II Нижегородский региональный конкурс творческих работ учащихся «Я - биолог» (диплом III степени);

  • областной этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» (диплом I степени);

  • региональный фотоконкурс «Дети. Творчество. Родина» (участие);

  • VII региональные юношеские чтения им. В.И.Вернадского (участие);

  • районная интеллектуальная игра «Экологический калейдоскоп» (2 место); районная географическая игра «Последний герой» (финалисты).

В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, организовав работу уже с учетом требований ФГОС.

Для современного педагога важно взаимодействие с коллегами, обмен опытом, транслируемость достижений. Это возможно на различных семинарах, педагогических чтениях, а также в сети Интернет.

Данный опыт, думаю, может быть использован учителями - практиками, преподающими в общеобразовательных школах.


© 2010-2022