- Преподавателю
- Другое
- Коучинг для учителей Диалогическое обучение как фактор активизации мыслительной деятельности учащихся
Коучинг для учителей Диалогическое обучение как фактор активизации мыслительной деятельности учащихся
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Третьяк В.К. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
|
ФИО учителя: Третьяк Вера Константиновна
Стаж работы: 20 лет
Место работы: ГУ «Антоновская основная школа», Денисовский район, Костанайская область
Должность: учитель математики
Категория: высшая
ПЛАН КОУЧИНГ-СЕССИИ:
-
ТЕМА: Диалогическое обучение как фактор активизации мыслительной деятельности учащихся.
-
ЦЕЛЬ КОУЧИНГ-СЕССИИ: Формирование у педагогов навыка использования беседы при работе в группах и построения диалога, ознакомление с техникой постановки вопросов высокого порядка.
-
ЗАДАЧИ:
-Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.
-Вызвать интерес к теме коучинга.
-Раскрыть понимание применения диалогического обучения на уроке.
-Вызвать желание применять диалогическое обучение на своих уроках.
-
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-Учителя понимают эффективность применения диалогического обучения для
активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся;
-Учителя знают 3 типа бесед и умеют организовать их на уроке;
-Учителя владеют техникой постановки вопроса высокого порядка;
-Учителя знают, как правильно организовать диалог;
-В коллективе создан благоприятный психологический настрой для работы в группах.
-
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя
-
ХОД КОУЧИНГ-СЕССИИ:
-
Организационный момент.
-
Побуждение.
-
Мозговой штурм (анкетирование).
-
Из опыта работы.
-
Теоретическая часть 1.
-
Практическая часть 1 (работа в группах)
-
Разминочное упражнение.
-
Мозговой штурм (работа в группах).
-
Теоретическая часть 2.
-
Практическая часть 2.
-
Рефлексия
-
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: интерактивный метод обучения, словесный, наглядный, метод проблемного изложения.
-
ОБОРУДОВАНИЕ:
Анкеты-бланки, таблица вопросы «до» и «после» коучинга, интерактивная доска, маркеры, бумага А-4, бланки листов обратной связи «5+5+1».
-
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
-
Презентации «Диалогическое обучение», «Три типа беседы»
-
Видеоролик «Разговор двух малышей»
-
Раздаточный материал. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. 2014 год. 2 день 2 неделя.
-
Ресурс 1. Анкета «Отношение к диалоговому подходу»
Ресурс 2 «5 примеров использования трех типов бесед»
Ресурс 3 «Метод начало вопросов»
Ресурс 4 «Примеры наиболее распространенных ошибок, допускаемых учителями при постановке вопросов классу.»
-
Музыкальная физминутка «Две половинки»
СОДЕРЖАНИЕ КОУЧИНГ-СЕССИИ :
Этапы работы:
Содержание этапа
Деятельность участников
Время
75 мин
Ресурсы
Организационный момент.
Цель: Создание психологического и эмоционального настроя на сотрудничество, деление участников кочинг-сессии на группы.
Круг радости "Передай мне свое настроение"
Участники становятся в круг, правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа. Хлопком правой руки по правой руке соседа слева «передается настроение» с комментариями и пожеланиями.
3 мин
-деление на группы " Атомы-молекулы"
Участники делятся на группы.
Приложение 1
«Атомы-молекулы»
Побуждение
Цель: Определение темы коучинг-занятия.
Активизировать интерес к теме коучинга.
1. Показ видеоролика "Разговор двух малышей"
- О чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?
Участники смотрят видеоролик
и определяют тему занятия «Диалог».
3 мин
Видеоролик «Разговор двух малышей»
2. Вспомнить и записать в таблице в колонку «до» 5 вопросов, которые вы задали на последнем своем уроке.
Заполняют таблицу колонку «до»
Приложение2 Таблица вопросы «до» и «после» коучинга на листах А4.
Мозговой штурм
Цель: Способствовать тому, чтобы учителя задумались над тем, насколько часто и каким образом используется метод диалога на уроках. Определение направлений и аспектов, которые учителям необходимо усовершенствовать в собственной практике.
Анкетирование учителей «Мое отношение к диалоговому обучению и состоянию практики в школе»
Участники заполняют анкеты
7 мин
Ресурс 1.
Анкета «Отношение к диалоговому подходу»
Из опыта работы
Цель: обмен опытом практической организации диалога на уроке.
Сертифицированный учитель 3 уровня дает понятие «диалоговое обучение», делится опытом организации диалога на уроке, знакомит с презентацией «диалоговое обучение», выходит на условия, способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся с помощью диалога.
Участники внимательно слушают, задают вопросы.
10 мин
Презентация «Диалоговое обучение» из опыта работы.
Теоретическая часть 1.
Цель: Познакомить участников коучинг-сессии с тремя типами беседы по Мерсеру.
Коуч знакомит участников с тремя типами беседы по Мерсеру.
(Беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа)
Участники слушают
5 мин
Презентация «Три типа беседы по Мерсеру»
Практическая часть 1. (Работа в группах)
Цель: практическое закрепление полученных теоретических знаний.
Задачи:
-Показать учителям на практике применение всех трех типов бесед;
-продемонстрировать какие навыки развивает каждый тип беседы и в чем его преимущества;
-добиться особой вовлеченности педагогов с помощью исследовательской беседы;
-способствовать формированию навыков сотрудничества в коллективе.
Задание 1.
По Ресурсу 2 определить какой тип беседы описан, обосновать (5 мин)
-Как Вы определили тип беседы?
Каждая группа самостоятельно изучает ресурс, определяет тип беседы, указанный в каждой из описанных ситуаций. Обосновывают свой ответ.
15 мин
Ресурс 2.
«5 примеров использования трех типов бесед»
Задание 2. Представить поочередно одной группе все плюсы, а другой минусы групповой работы на уроке.
-Какой тип беседы у Вас получился?
-Чему на Ваш взгляд способствует данный тип беседы?
Приводят аргументы «За» и «Против».
Отвечают на вопрос (дебаты).
Высказывают свои суждения.
Задание 3. Расскажите о применении серной кислоты в химическом производстве.
-Какой тип беседы у Вас получился?
-Чему на Ваш взгляд способствует данный тип беседы?
Все в замешательстве, кроме учителя химии, он рассказывает, а все внимательно слушают.
Отвечают на вопрос (кумулятивная).
Высказывают свои суждения
Задание 4.
В чем мораль известной сказки «Курочка Ряба». Обсудите в группе и представьте общее мнение.
-Какой тип беседы у Вас получился?
-Чему на Ваш взгляд способствует данный тип беседы?
Участники бурно обсуждают. Группа устанавливает взаимопонимание для принятия совместного решения .
Отвечают на вопрос (исследовательская).
Высказывают свои суждения
-Какой вывод можно сделать?
Вывод педагоги делают сами: кумулятивная беседа используется для обмена знаниями, дебаты учат детей аргументировать свои мнения, исследовательская беседа способствует развитию познавательных процессов. Наиболее эффективной является исследовательская беседа.
Разминочное упражнение
Физминутка
«Две половинки»
Становятся в круг и выполняют упражнения под музыку
2 мин
Музыкальная физминутка «Две половинки»
Мозговой штурм (Работа в группе)
Цель: Актуализация опорных знаний по теме «Вопросы»
-Какие ассоциации у Вас вызывает слово «Вопрос»?
Каждой группе составить кластер и представить его защиту.
Каждая группа составляет кластер.
Спикер представляет работу группы.
6 мин
Приложение3.Лист А4 с напечатанным на нем словом «ВОПРОС», маркеры. (для каждой группы)
Теоретическая часть 2
Цель: Познакомить с техникой постановки вопросов высокого порядка, техникой критического мышления «толстые» и «тонкие» вопросы, приемом «Начало вопроса».
Вопросы высокого и низкого порядка. Знакомство с техникой постановки вопросов высокого порядка, а также с техникой КМ «толстые» и «тонкие» вопросы.
Коуч задает вопросы, способствующие формированию понятия вопросов высокого и низкого порядка:
1.1.Какие растения растут в Казахстане?
1.2. Почему в Казахстане растут маки и тюльпаны?
2.1. Каких диких животных Казахстана Вы знаете?
2.2. Почему в степях Казахстана не живут обезьяны?
3.1. Как называется космодром, находящийся в Казахстане?
3.2. Почему космодром «Байконур» был построен именно на территории Казахстана?
Отвечая на вопросы коуча, участники понимают отличия вопросов высокого и низкого порядка.
5 мин
Прием «Начало вопроса».
Самостоятельно знакомятся с приемом «Начало вопроса»
Ресурс 3 «Метод начало вопроса» (для каждого участника)
Практическая часть 2
(Работа в группе)
Цель: практическое закрепление полученных теоретических знаний.
Задачи:
-способствовать формированию практических навыков формулировки вопросов высокого порядка;
-отследить с помощью таблицы «до» и «после» успешность овладения техникой постановки вопросов.
- Вызвать желание учителей применять вопросы высокого порядка на своих уроках.
Задание 1. Используя прием «Начало вопроса» записать 5 вопросов «после», в таблице, которую заполняли вначале коучинга, обсудить эти вопросы в группе.
-Сравните вопросы в колонках «до» и «после». В чем их отличие? Какой вывод вы можете сделать?
Каждый учитель формулирует и записывает в таблицу в ячейку «после» 5 вопросов высокого порядка, используя прием «Начало вопроса».
Участники коучинга делают вывод о необходимости формулировать вопросы высокого порядка.
14
мин
Таблица «до» и «после», которую заполняли вначале коучинга.
Задание 2.
- Рассмотрите и обсудите в группе Ресурс 4. Выскажите свое мнение.
- Характерны ли данные ошибки для Вашей практики в классе.
Учителя по Ресурсу 4 совместно в группе обсуждают примеры наиболее распространенных ошибок, допускаемых учителями при постановке вопросов классу. Высказывают свое мнение.
Ресурс 4. Примеры наиболее распространенных ошибок, допускаемых учителями при постановке вопросов классу.
Рефлексия
Цель: проанализировать полученные на коучинге знания, сопоставить эти знания с уже с имеющимися и конструировать их в собственное понимание.
Метод критического мышления «5+5+1».(написать 5 предложений о сегодняшнем коучинг занятии, сократить до 5 слов, сократить до 1 слова.)
Участники заполняют листы обратной связи, при этом критически осмысливают полученные на коучинге знания.
5 мин
Приложение 4
Листы обратной связи «5+5+1»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
-
Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. 2014 год.
-
Раздаточный материал. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. 2014 год. 2 день 2 неделя.
-
Материал с сайта cpm.kz (Обучение учителей, Первый (продвинутый ) уровень. 1-й этап «Лицом к лицу», 2 неделя 2 день.)
-
youtube.com/watch?v=UuZZmPmwVys (видеоролик «Разговор двух малышей»)
-
youtube.com/watch?v=NrC1wzK8AQg (физминутка «Две половинки»)