• Преподавателю
  • Другое
  • Коучинг для учителей Диалогическое обучение как фактор активизации мыслительной деятельности учащихся

Коучинг для учителей Диалогическое обучение как фактор активизации мыслительной деятельности учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коучинг для учителей Диалогическое обучение как фактор активизации мыслительной деятельности учащихся.

ФИО учителя: Третьяк Вера Константиновна

Стаж работы: 20 лет

Место работы: ГУ «Антоновская основная школа», Денисовский район, Костанайская область

Должность: учитель математики

Категория: высшая

ПЛАН КОУЧИНГ-СЕССИИ:

  • ТЕМА: Диалогическое обучение как фактор активизации мыслительной деятельности учащихся.

  • ЦЕЛЬ КОУЧИНГ-СЕССИИ: Формирование у педагогов навыка использования беседы при работе в группах и построения диалога, ознакомление с техникой постановки вопросов высокого порядка.

  • ЗАДАЧИ:

-Создать доброжелательную психологическую атмосферу в коллективе.

-Вызвать интерес к теме коучинга.

-Раскрыть понимание применения диалогического обучения на уроке.

-Вызвать желание применять диалогическое обучение на своих уроках.


  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-Учителя понимают эффективность применения диалогического обучения для

активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся;

-Учителя знают 3 типа бесед и умеют организовать их на уроке;

-Учителя владеют техникой постановки вопроса высокого порядка;

-Учителя знают, как правильно организовать диалог;

-В коллективе создан благоприятный психологический настрой для работы в группах.

  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя

  • ХОД КОУЧИНГ-СЕССИИ:

  1. Организационный момент.

  2. Побуждение.

  3. Мозговой штурм (анкетирование).

  4. Из опыта работы.

  5. Теоретическая часть 1.

  6. Практическая часть 1 (работа в группах)

  7. Разминочное упражнение.

  8. Мозговой штурм (работа в группах).

  9. Теоретическая часть 2.

  10. Практическая часть 2.

  11. Рефлексия

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: интерактивный метод обучения, словесный, наглядный, метод проблемного изложения.

  • ОБОРУДОВАНИЕ:

Анкеты-бланки, таблица вопросы «до» и «после» коучинга, интерактивная доска, маркеры, бумага А-4, бланки листов обратной связи «5+5+1».

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:

    1. Презентации «Диалогическое обучение», «Три типа беседы»

    2. Видеоролик «Разговор двух малышей»

    3. Раздаточный материал. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. 2014 год. 2 день 2 неделя.

Ресурс 1. Анкета «Отношение к диалоговому подходу»

Ресурс 2 «5 примеров использования трех типов бесед»

Ресурс 3 «Метод начало вопросов»

Ресурс 4 «Примеры наиболее распространенных ошибок, допускаемых учителями при постановке вопросов классу.»

  1. Музыкальная физминутка «Две половинки»

СОДЕРЖАНИЕ КОУЧИНГ-СЕССИИ :

Этапы работы:

Содержание этапа

Деятельность участников

Время

75 мин

Ресурсы

Организационный момент.

Цель: Создание психологического и эмоционального настроя на сотрудничество, деление участников кочинг-сессии на группы.

Круг радости "Передай мне свое настроение"

Участники становятся в круг, правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа. Хлопком правой руки по правой руке соседа слева «передается настроение» с комментариями и пожеланиями.

3 мин

-деление на группы " Атомы-молекулы"

Участники делятся на группы.

Приложение 1

«Атомы-молекулы»

Побуждение

Цель: Определение темы коучинг-занятия.

Активизировать интерес к теме коучинга.

1. Показ видеоролика "Разговор двух малышей"

- О чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?

Участники смотрят видеоролик

и определяют тему занятия «Диалог».

3 мин

Видеоролик «Разговор двух малышей»


2. Вспомнить и записать в таблице в колонку «до» 5 вопросов, которые вы задали на последнем своем уроке.

Заполняют таблицу колонку «до»

Приложение2 Таблица вопросы «до» и «после» коучинга на листах А4.

Мозговой штурм

Цель: Способствовать тому, чтобы учителя задумались над тем, насколько часто и каким образом используется метод диалога на уроках. Определение направлений и аспектов, которые учителям необходимо усовершенствовать в собственной практике.

Анкетирование учителей «Мое отношение к диалоговому обучению и состоянию практики в школе»

Участники заполняют анкеты

7 мин

Ресурс 1.

Анкета «Отношение к диалоговому подходу»

Из опыта работы
Цель:
обмен опытом практической организации диалога на уроке.

Сертифицированный учитель 3 уровня дает понятие «диалоговое обучение», делится опытом организации диалога на уроке, знакомит с презентацией «диалоговое обучение», выходит на условия, способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся с помощью диалога.

Участники внимательно слушают, задают вопросы.

10 мин

Презентация «Диалоговое обучение» из опыта работы.

Теоретическая часть 1.

Цель: Познакомить участников коучинг-сессии с тремя типами беседы по Мерсеру.

Коуч знакомит участников с тремя типами беседы по Мерсеру.

(Беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа)

Участники слушают

5 мин

Презентация «Три типа беседы по Мерсеру»

Практическая часть 1. (Работа в группах)

Цель: практическое закрепление полученных теоретических знаний.

Задачи:

-Показать учителям на практике применение всех трех типов бесед;

-продемонстрировать какие навыки развивает каждый тип беседы и в чем его преимущества;

-добиться особой вовлеченности педагогов с помощью исследовательской беседы;

-способствовать формированию навыков сотрудничества в коллективе.

Задание 1.

По Ресурсу 2 определить какой тип беседы описан, обосновать (5 мин)

-Как Вы определили тип беседы?

Каждая группа самостоятельно изучает ресурс, определяет тип беседы, указанный в каждой из описанных ситуаций. Обосновывают свой ответ.

15 мин

Ресурс 2.

«5 примеров использования трех типов бесед»

Задание 2. Представить поочередно одной группе все плюсы, а другой минусы групповой работы на уроке.

-Какой тип беседы у Вас получился?

-Чему на Ваш взгляд способствует данный тип беседы?

Приводят аргументы «За» и «Против».

Отвечают на вопрос (дебаты).

Высказывают свои суждения.

Задание 3. Расскажите о применении серной кислоты в химическом производстве.

-Какой тип беседы у Вас получился?

-Чему на Ваш взгляд способствует данный тип беседы?

Все в замешательстве, кроме учителя химии, он рассказывает, а все внимательно слушают.

Отвечают на вопрос (кумулятивная).

Высказывают свои суждения

Задание 4.

В чем мораль известной сказки «Курочка Ряба». Обсудите в группе и представьте общее мнение.

-Какой тип беседы у Вас получился?

-Чему на Ваш взгляд способствует данный тип беседы?

Участники бурно обсуждают. Группа устанавливает взаимопонимание для принятия совместного решения .

Отвечают на вопрос (исследовательская).

Высказывают свои суждения

-Какой вывод можно сделать?

Вывод педагоги делают сами: кумулятивная беседа используется для обмена знаниями, дебаты учат детей аргументировать свои мнения, исследовательская беседа способствует развитию познавательных процессов. Наиболее эффективной является исследовательская беседа.

Разминочное упражнение

Физминутка

«Две половинки»

Становятся в круг и выполняют упражнения под музыку

2 мин

Музыкальная физминутка «Две половинки»

Мозговой штурм (Работа в группе)

Цель: Актуализация опорных знаний по теме «Вопросы»

-Какие ассоциации у Вас вызывает слово «Вопрос»?

Каждой группе составить кластер и представить его защиту.

Каждая группа составляет кластер.

Спикер представляет работу группы.

6 мин

Приложение3.Лист А4 с напечатанным на нем словом «ВОПРОС», маркеры. (для каждой группы)

Теоретическая часть 2

Цель: Познакомить с техникой постановки вопросов высокого порядка, техникой критического мышления «толстые» и «тонкие» вопросы, приемом «Начало вопроса».

Вопросы высокого и низкого порядка. Знакомство с техникой постановки вопросов высокого порядка, а также с техникой КМ «толстые» и «тонкие» вопросы.

Коуч задает вопросы, способствующие формированию понятия вопросов высокого и низкого порядка:

1.1.Какие растения растут в Казахстане?

1.2. Почему в Казахстане растут маки и тюльпаны?

2.1. Каких диких животных Казахстана Вы знаете?

2.2. Почему в степях Казахстана не живут обезьяны?

3.1. Как называется космодром, находящийся в Казахстане?

3.2. Почему космодром «Байконур» был построен именно на территории Казахстана?

Отвечая на вопросы коуча, участники понимают отличия вопросов высокого и низкого порядка.

5 мин

Прием «Начало вопроса».

Самостоятельно знакомятся с приемом «Начало вопроса»

Ресурс 3 «Метод начало вопроса» (для каждого участника)

Практическая часть 2

(Работа в группе)

Цель: практическое закрепление полученных теоретических знаний.

Задачи:

-способствовать формированию практических навыков формулировки вопросов высокого порядка;

-отследить с помощью таблицы «до» и «после» успешность овладения техникой постановки вопросов.

- Вызвать желание учителей применять вопросы высокого порядка на своих уроках.

Задание 1. Используя прием «Начало вопроса» записать 5 вопросов «после», в таблице, которую заполняли вначале коучинга, обсудить эти вопросы в группе.

-Сравните вопросы в колонках «до» и «после». В чем их отличие? Какой вывод вы можете сделать?

Каждый учитель формулирует и записывает в таблицу в ячейку «после» 5 вопросов высокого порядка, используя прием «Начало вопроса».

Участники коучинга делают вывод о необходимости формулировать вопросы высокого порядка.

14

мин

Таблица «до» и «после», которую заполняли вначале коучинга.

Задание 2.

- Рассмотрите и обсудите в группе Ресурс 4. Выскажите свое мнение.

- Характерны ли данные ошибки для Вашей практики в классе.

Учителя по Ресурсу 4 совместно в группе обсуждают примеры наиболее распространенных ошибок, допускаемых учителями при постановке вопросов классу. Высказывают свое мнение.

Ресурс 4. Примеры наиболее распространенных ошибок, допускаемых учителями при постановке вопросов классу.

Рефлексия

Цель: проанализировать полученные на коучинге знания, сопоставить эти знания с уже с имеющимися и конструировать их в собственное понимание.

Метод критического мышления «5+5+1».(написать 5 предложений о сегодняшнем коучинг занятии, сократить до 5 слов, сократить до 1 слова.)

Участники заполняют листы обратной связи, при этом критически осмысливают полученные на коучинге знания.

5 мин

Приложение 4

Листы обратной связи «5+5+1»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

  1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. 2014 год.

  2. Раздаточный материал. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. 2014 год. 2 день 2 неделя.

  3. Материал с сайта cpm.kz (Обучение учителей, Первый (продвинутый ) уровень. 1-й этап «Лицом к лицу», 2 неделя 2 день.)

  4. youtube.com/watch?v=UuZZmPmwVys (видеоролик «Разговор двух малышей»)

  5. youtube.com/watch?v=NrC1wzK8AQg (физминутка «Две половинки»)

© 2010-2022