• Преподавателю
  • Другое
  • «Интерактивные формы работы с родителями в целях организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

«Интерактивные формы работы с родителями в целях организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Статья из опыта работы представлена для педагогов по организации предметно-пространственной среды в группе с привлечением родителей воспитанников в свете новых требований ФГОС ДО. Предложенный вариант можно использовать в работе с семьей воспитанников. Описала те методы, которые использую в своей работе, те методы, которые на мой взгляд наиболее интересны и действенны.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северяночка» общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением физического развития детей»

с. Горки, Шурышкарский район, ЯНАО






Статья из опыта работы

«Интерактивные формы работы с родителями в целях организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»






Воспитатель Мадеева Надежда Борисовна






















В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Отсюда, интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие.

Цель: Создать условия, мотивирующие родителей на объединение усилий с педагогами для достижения положительных результатов в вопросах воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста и предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Задачами интерактивного взаимодействия являются:

- выявление многообразия точек зрения;

- обращение к личному опыту участников;

- поддержка активности участников;

- соединение теории и практики;

- взаимообогащение опыта участников;

- поощрение творчества участников.

Принципы:

  • Активности и сознательности;

  • Воздействия на семью через ребёнка;

  • Согласованного взаимодействия;

  • Открытости и доверия;

  • Сотрудничества.

Классификация интерактивных форм работы с родителями:

  • Информационно-аналитические;

  • Досуговые;

  • Познавательные;

  • Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские;

  • Общественно - полезные, трудовые;

Познавательные формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- семинар-практикум;

- педагогическая гостиная;

- родительское собрание;

- конференция;

- экскурсии;

- презентация семейных проектов;

- мастер-класс.

Информационно-аналитические формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- анкетирование;

- опрос;

- составление социального паспорта семьи;

- «Почтовый ящик».

Досуговые формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- праздники;

- развлечения;

- досуги;

- соревнования;

- фестиваль;

- участие в конкурсах, выставках.

Наглядно - информационные формы сотрудничества с родителями воспитанников:
- день открытых дверей;

- выпуск газет;

- фотомонтаж;

- мини-библиотека;

- видеотека;

- памятки;

- рекомендации.

Общественно - полезные, трудовые формы сотрудничества с родителями:

- Благоустройство участков детского сада;

- Постройка ледяных фигур;

- Тематическое оформление групп;

- Подготовка к праздникам;

- Изготовление костюмов, пособий.

Расскажу о тех формах, что мы применяем в своей работе с родителями детей раннего возраста. Данная форма работы предполагает тесное взаимодействие трех систем «педагог - родитель - ребенок».

Драматизация - самая интересная для детей и доступная для родителей форма организации.

Это инсценирование, разыгрывание по ролям содержания познавательного материала (как на занятиях, так и вне их).

Требования к драматизации: ролями могут наделяться живые персонажи и любые неживые предметы и феномены из любой области знания,

Сценарий драматизации существует, но не является жестким, а служит лишь канвой, в пределах которой развивается импровизация.

Театр-экспромт называется так потому, что в нем на глазах у зрителей может разыграться спектакль неожиданного содержания, с элементами импровизированной игры. Никто из участников до самого представления не знает, кто будет исполнять какие роли, Узнают об этом только на самом мероприятии. Мы используем в утренние или вечерние часы, привлекая родителей детей, которые легко адаптируются к условиям детского сада.

Театр-экспромт снимает страх и психологическую скованность воспитанников и их родителей, способствует улучшению психологического климата в коллективе (детском, семейном и др.).

Во время подготовки инициативная группа составляет сюжет театрального представления и карточки с обозначением на них всех ролей предстоящего спектакля.

При проведении мероприятия карточки раздаются (или распределяются по жребию) присутствующим. Актеры, получившие роль, поочередно приглашаются за кулисы.

Сюжет, предложенный для театрального экспромта, должен содержать в себе множество действий и взаимодействий персонажей и зрителей. Могут разыгрываться сказки, отрывки фантастических историй, бытовые сюжеты.

Составленный заранее текст произносится «за кадром». Слыша текст, актеры выходят на сцену и играют роль.

Эта форма может использоваться как элемент мероприятия или иметь самостоятельное значение.

Родительский клуб «Теремок»

Хотя возраст детей маленький, мы решили организовать работу клуба совместно с детьми. Первый блин, и второй - не были комом. Больших проблем при встрече не было.

Цель: создание системы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя, детей и родителей.

Задачи:
- Повышать педагогическую культуру родителей;

- Приобщать родителей к участию в жизни ДОУ путём поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы;

- Развивать социальные и коммуникативные умения у детей раннего возраста путем взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- Выявлять положительный опыт семейного воспитания;

- Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье.

Правила взаимодействия участников Клуба:

- Уважение мнения каждого участника;

- Активная работа всех членов Клуба;

- Краткое, четкое формулирование своего мнения о проблеме;

- Обсуждение проблемы, а не личности!!!

- Взаимная помощь и поддержка;

- Говорим только от себя и за себя;

- Помогаем друг другу становиться мудрее и увереннее в роли родителей.

Структура работы нашего клуба:

  • Свободная игра детей;

  • Ритуал приветствия - упражнение «Колыбельки»;

  • Музыкально-ритмическая часть (различные игры);

  • Творческая часть (рисование пальчиками, пластилиновая сказка и т.д.);

  • Музыкально-ритмическая часть (игры, упражнения, пальчиковые игры, массаж);

  • Ритуал прощания.

Совместный досуг

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями.

Задачи:
- Содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечение пап, мам в жизнедеятельность группы, детского сада.

- Формировать доброжелательные и доверительные отношения.
На первом совместном празднике «Новогодняя сказка» роли героев (зайца, волка, лисы, медведя) исполняли родители, переодевшись в костюмы. Все родители вместе с нами пели песни, танцевали, водили хороводы, читали стихи. Ни один ребенок не сидел на руках родителей, все были в движении.

Особое значение в дошкольных учреждениях придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития, сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются, при условии создания в группе предметно-развивающей среды. Малыш находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Правильное оформление группы в детском саду, играет большую роль в воспитании детей.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Доступная и безопасная;

  • Содержательно-насыщенная;

  • Полифункциональная, вариативная;

  • Трансформируемая.

Умело организованная окружающая среда более чем на 50% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками.

Задачи развивающей среды:

  • Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

  • Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

  • Интеллектуальное развитие;

  • Создание условий для развития личности;

  • Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;

  • Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

Предметно - развивающую среду в своей группе мы решили организовать с помощью одной из интерактивных форм работы с родителями - тематическая акция.

Тематические акции - это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовыми, так и групповыми.

Цели акций: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

В результате проведения акций создаётся благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга.

Тематика акций педагогам предлагается заранее. В дальнейшем идет творческий поиск, нестандартное решение. Активное включение педагогов в создание той или иной тематической акции - это возможность стать основными разработчиками и исполнителями ряда действий для достижения цели. Не скованные чужими инициативами, педагоги определяют проблемы, предлагают пути их решения и сами вместе с детьми и их родителями осуществляют их, повышая свой творческий и профессиональный уровень.

Тематические акции, как интерактивная форма по взаимодействию с родителями, способствуют расширению представлений у детей и родителей по различным образовательным областям программы, в частности, участвовали родители в акциях «Подари игрушку», «Украсим группу» (по тематическому плану привлекали родителей к сезонному оформлению группы), «Мастерилка» (для оформления группы родители изготовили своими руками «Развивающая доска», «Матрешку для расчесок», «Коврик для платочков», «Корзинка для вещей - потеряшек»). Вот мы и увидели на деле какими фантазерами и рукодельниками могут быть наши родители.

Вот такой яркий и необычный дизайн развивающей среды мы придумали и сотворили своими руками и с помощью родителей. Каждый, кто побывает здесь остаётся под большим впечатлением. Дети, посещающие нашу группу, чувствуют себя полноправными владельцами пространства. Считаю, что нам удалось обустроить среду так, чтобы вслед за удивлением и интересом у ребёнка возникло стремление узнавать всё больше и больше о мире его окружения. Ведь среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, а жизненное пространство должно быть таким, чтобы дети в соответствии с интересами и желаниями свободно занимались одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Интерактивные формы работы с родителями позволяет нам не только организовывать предметно - развивающую среду в группе раннего возраста, но и решать поставленную ФГОС ДО задачу: обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означают способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.


© 2010-2022