Методические рекомендации на тему: Современные образовательные технологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема «Современные образовательные технологии»

Выступление М.Е. Петуховой - председателя ЦК ООД

Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить.

  • А.Дистервег

Новый стандарт акцентирует внимание преподавателей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие обучающихся. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности преподавателя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность обучающихся.

В документах ФГОС сформулированы требования к преподавателю, в том числе :

  • уметь выбирать и использовать современные образовательные технологии

  • использовать технологии оценки

  • современные технологии проектирования образовательной среды

Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Образовательные технологии:

  • легко вписывается в учебный процесс;

  • позволяет достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

  • обеспечивает внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

  • обеспечивает интеллектуальное развитие обучающихся, их самостоятельность;

  • обеспечивает доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу;

  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

-

Современные педагогические технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технологии интегрированного

обучения

Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная)

Учебно-исследовательская деятельность

Технологии сотрудничества

Личностно-ориентированные технологии

Обучение на основе учебных задач и ситуаций

Информационнокоммуникационная (ИКТ)

Технологии дифференцированного обучения

Деловые игры

Проблемное обучение

Портфолио учащихся

Модульное обучение

интерактивные технологии

Технологии разноуровнего обучения

Большое распространение получили следующие образовательные технологии:

  • личностно-ориентированное обучение;

  • информационные компьютерные технологии

  • технология дифференцированного обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • технология проектного обучения;

  • технология организации групповой деятельности;

  • технология развития критического мышления

  • технология дидактической игры.

Большинство педагогов использует

- традиционные технологии;

- тестовые технологии;

Традиционные технологии- технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии преподаватель основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При этом преподнесение информации учащимся практически всегда происходит в форме монолога педагога.

Традиционные педагогические технологии имеют и свои положительные стороны. Например, чёткая организация учебного процесса, системность в обучении, воздействие личности учителя на учащихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.

Рассмотрим некоторые современные образовательные технологии.

Личностно-ориентированное обучение - развитие и саморазвитие личности обучающегося исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Личностно ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, где в центре стоит обучающийся со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

Особенности урока:

  • использование разнообразных форм и методов обучения;

  • активная работа с учебным материалом;

  • создание проблемных, трудных ситуаций;

  • создание атмосферы заинтересованности;

  • поощрение стремления обучающихся предлагать свой способ работы;

  • создание условий для выбора содержания и деятельности;

  • создание условий для делового общения;

  • подведение итогов урока с детьми (научились, понравилось);

  • анализировать не только правильность ответа, но и его оригинальность;

  • давать рекомендации по выполнению домашней работы.

В настоящее время широко используются информационные технологии - технологии с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп обучающихся при обучении в сотрудничестве. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания ,взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

Информационные компьютерные технологии могут использоваться преподавателем на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, в ходе устной работы, при объяснении нового материала, при закреплении полученных знаний.

Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. Преподаватель формулирует тему проекта с учётом индивидуальных интересов и возможностей обучающегося, поощряя его к творческому труду. В этом случае обучающийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения.

Компьютерное тестирование, как и любое тестирование, также даёт возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путём разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать работу над ошибками.

Тестирование с помощью компьютера также гораздо более привлекательно дляобучающегося, нежели традиционная контрольная работа или тест.

Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях и других компьютерных проектах. Работа над проектом побуждает обучающегося не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности заключается в раскрытии индивидуальности, выявлении и максимальном развитии способностей каждого обучающегося.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности обучающихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы в конкретной образовательной области.

Для повышения эффективности урока применяются различные виды дифференцированного обучения: карточки для коррекции знаний; разноуровневый раздаточный и дидактический материал, в котором взяты за основу поэтапное, пошаговое формирование учебных приёмов, т.е. систему действий в определённой последовательности. Это позволяет обучающимся устранять имеющиеся пробелы в знаниях и прочно усваивать текущий учебный материал.

Особым видом дифференцированного обучения является домашняя работа.

Дифференцированный подход к выполнению домашнего задания позволяет каждому обучающемуся работать в своём оптимальном темпе, даёт возможность справляться с заданиями, вселяет уверенность в собственные силы.

Технология проблемного урока

Цель - обучить самостоятельному решению проблем

Средство - открытие знаний вместе с обучающимися

  • 1. Создание проблемной ситуации преподавателем и формулирование проблемы обучающимися

  • 2. Актуализация обучающимися своих знаний

  • 3. Поиск решения проблемы обучающимися

  • 4. Выражение решения

  • 5. Применение знаний обучающимися

Метод проектов возник в самом начале ХХ века. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов обучающихся, дающий возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми».

Этапы проектной деятельности

  1. Выбор направлений сбора сведений

  2. Сбор сведений (поиск информации)

  3. Выполнение проекта

  4. Представление результатов

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Технология организации групповой деятельности

Постановка общей цели, для достижения которой дети разбиваются на группы (от 3 до 7-9). Каждая группа предлагает свой вариант, проект достижения цели. На данном этапе происходит объединение детей на основе общей цели деятельности и создание условий для мотивации этой деятельности у каждого ребенка.

Мозговой штурм (брейнсторминг) как групповой метод порождения идей активно используется в работе (детский коллектив и педагоги) на этапе выработки решения по сложным социально-педагогическим задачам. Путем обсуждения в группе необходимо найти решение какой-либо проблемы и группа должна высказать максимальное количество идей.

Синектика - своеобразная модель групповой творческой работы, предусматривающая анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации компетентным лицом (педагог, подготовленный член группы, специально приглашенное лицо).

Групповая дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем все участники - каждый по-своему - участвуют в организации этого обмена. Формы дискуссии - круглый стол, Форум, дебаты, Судебное заседание, Заседание экспертной группы.

ТЕХНОЛОГИЯ развития критического мышления

  • Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

  • Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

  • Оценка (Где ошибка?)

  • Диагноз (В чём причина?)

  • Самоконтроль (Каковы недостатки?)

  • Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)

  • Прогноз (Постройте прогноз).

Игровые технологии.

Игра является самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлёкшись, обучающиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из обучающихся включаются в игру с огромным желанием.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у учащихся бодрое рабочее настроение. Предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.


© 2010-2022