Дополнительная образовательная программа «Донцы»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа «Донцы»

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Донцы» имеет социальную направленность. Данная программа модифицированная, составлена на основе авторских программ Великодневой Л.А. «Путешествие по Дону», Усовой М.В. «Наследники донских традиций» с учетом требований дополнительного образования, на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования науки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844;

  • Приказ МБУ ДОД ДДТ «Ермак» от 1.09.2014г. № 94 «Об положения об образовательных программах»,

Актуальность программы

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной их главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Цель программы:

возрождение донского казачества, сохранение и развитие исторических, культурных, духовных и патриотических традиций казачества; вовлечение детей и подростков в развитие детского и молодежного движения, создание условий для развития и реализации творческого потенциала детей и молодежи.

Задачи:

  • изучение идеологических, этнических традиций культуры и быта казачества, исторического прошлого ранней Родины;

  • участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи;

  • формирование активной гражданской позиции детей и подростков;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • организация социально - значимых дел;

  • организация культурно - досуговой работы, направленной на становление и развитие нравственных, патриотических, общекультурных качеств личности;

  • осуществление взаимодействия с государственными и другими социальными институтами общества.

Срок реализации: программа реализуется в течение 3-х лет.

Возраст обучающихся: программа рассчитана на детей в возрасте 12-16 лет.

Количество обучающихся в группе: 15-20 человек.

Режим занятий: на реализацию программы отводится по 144 часа (2 двухчасовых занятия в неделю). В связи с социальной направленностью объединения возможно смещение времени проведения занятий.

Формы организации занятий: тренинги, лекции-диалоги, практикумы, социально-значимые дела, организация праздников, сбор сведений о людях и событиях, экскурсия, в том числе заочная, эвристическая беседа и другие виды практических занятий, позволяющие определить наиболее эффективные пути развития детского объединения, перспективные пути развития.

Методы обучения: информационно - рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично - поисковый (эвристический), исследовательский, метод проектов.

В ходе реализации программного материала формируются следующие ключевые компетенции обучающихся:

Учебно-исследовательская:

-умение организовывать процесс изучения, осуществлять информационный поиск по теме, выполнять разнообразные аналитические действия;

-умение связывать воедино и использовать отдельные части знания;

-умение обращаться к различным источникам данных и их использовать.

Социально-личностная компетенция:

-умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;

-знание общепризнанных социальных норм и ценностей;

-умение разрешать конфликты мирным путем.

Коммуникативно-сотрудническая компетенция:

-умение осуществлять общение в рамках определенной предметной плоскости;

-умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты;

-умение самовыражаться в социуме;

-умение устанавливать и поддерживать контакты;

-умение сотрудничать и работать в команде, ответственно относясь к своей части работы.

Личностно-адаптивная компетенция:

-умение применять полученные знания и умения в повседневной жизни;

-умение придумывать новые решения;

-умение быть упорным и стойким перед трудностями.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  • «Вот какие мы - « Донцы»;

  • «Чистая планета»;

  • «Спешите делать добро»;

  • «Праздник к нам стучится в двери»;

  • «Русь Святая»;

  • «Наша сила в добром сердце»;

  • «Матери России»;

  • «Природы звонкий голосок»;

  • «Помнить сердце велит».

Предлагаемые разделы сквозные, проходят через все годы обучения. Задача первого года обучения - знакомство с материалом, с организацией социально - значимой работы, второго и третьего - более глубокое изучение теоретических и практических основ работы.

Планируемые результаты освоения программы

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;

• знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;

• знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;

• умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;

• умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;

• умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, городском или сельском поселении;

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

• ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;

• понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие.

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

• осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

• начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;

• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;

• овладение умением сотрудничества (социального партнёрства).

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;

• самоопределение в области своих познавательных интересов;

• начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;

• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;

• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

• начальный опыт участия в общественно значимых делах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

• ценностное отношение к прекрасному;

• способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

• интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;

• опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;

• опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

К концу обучения по программе учащийся будет

знать:

  • основные этапы развития Ростовской области, ее символы;

  • символику Донских казаков;

  • казачьи праздники;

  • традиции и обычаи Донских казаков;

  • методики проведения исследований;

  • какие качества, знания и умения необходимы подростку, обладающему активной жизненной позицией;

  • принципы самоуправления и модели общественных объединений;

  • основные принципы конструирования игр и игровых программ.

уметь:

  • собирать и оформлять материал;

  • распределять обязанности, работать в команде, сотрудничать;

  • разрабатывать и реализовывать проекты;

  • представлять работу на научно - практических конференциях;

  • разрабатывать и реализовывать социально-значимые акции;

  • вести поисково-исследовательскую деятельность;

  • работать с разными видами источников и литературой;

  • владеть методикой коллективной деятельности, игровыми и организаторскими технологиями.

Формы подведения проверки и оценки результатов обучения по данной образовательной программе

Контроль освоения воспитанниками образовательной программы осуществляется поэтапно. Первоначальный уровень знаний детей помогают выявить задания с использованием фотоиллюстраций, викторины по истории развития донского казачества, индивидуальные беседы, работа с картой Ростовской области. Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия: учащиеся выполняют теоретические и практические задания по изученным темам, данный этап мониторинга позволяет корректировать образовательный процесс. В конце года проводится итоговая диагностика, позволяющая определить, насколько успешно и эффективно реализованы цели и задачи образовательной программы. Итоговая диагностика проводится в виде досугового мероприятия.

Знания и умение действовать на практике оцениваются по трехуровневой системе: высокий уровень «5» - умение действовать творчески, средний «4» - частично поисковые действия, низкий «3» - репродуктивная деятельность.

Ценность программы «Донцы» заключается в том, что практическая составляющая реализуется в организации жизнедеятельности МБУ ДОД ДДТ «Ермак», детских и молодежных общественных объединений образовательных учреждений района, школьных органов самоуправления.










Ресурсы и условия реализации программы:

  1. кабинет для занятий;

  2. компьютер, проектор;

  3. презентации и проекты.

  4. изображения государственных символов России, символов донских казаков;

  5. школьный музей;

  6. музеи г. Зернограда;

  7. архив п. Сорговый;

  8. библиотека;

  9. ресурсы Интернета;

  10. накопительный материал по патриотическому воспитанию;

  11. информация, полученная от жителей поселка Сорговый;

Литература

Для педагогов:

  1. Волохов А.В., Фришман И.И. - Технология и программы организации семинаров по самоуправлению в детских коллективах. - М., ГОУ ЦРСДОД. 2005.

  2. Казачий Дон. Очерки истории. Ростов-на-Дону, изд. ОБЛИУУ, 1995.

  3. Коновалова О.Б.Социальное проектирование. - Н.Новгород, Педагогические технологии, 2004.

  4. Кэнфилд Д., Сикконэ Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. - УРСС, 1997.

  5. Можейко О.В. Диагностика результатов лидерского образования детей и подростков в ВДЦ «Орленок» как часть системы педагогической диагностики. - ВДЦ «Орленок», 2006.

  6. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. - Чебоксары, 1996.

  7. Опыт разработки концепций, программ воспитания. - Петербург, 1995.

  8. Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг, досуг. - М., Новая школа, 1994.

  9. Пойманова З.И., Кочеткова О.А., Баранов К.А. Сборник методических материалов по организации работы с Конвенцией ООН о правах ребенка в детских и молодежных общественных объединениях. - Ростов-на-Дону, 2003.

  10. Рожков М.И., Асахов В.Г. и др. Лидер. - М., НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992.

  11. Симоненко В.А. Введение в Донскую историю. Ростов-на-Дону,2002.

  12. Сымань О. Интеллектуальные забавы в лидер-классе. - Н.Новгород, Нижнегородский гуманитарный центр, 2000.

  13. Чупров М.Г., Бехталь И.Г. Детское управление школами. - Ростов-на- Дону, ДТТиМ, 2001.

Для обучающихся:

  1. Дик Н.Ф., Щербакова Т.Н. Самопознание. - Ростов-на-Дону, 1993.

  2. Захарченко А.Л., Орлова Л.Н. Последние новости. - Орел, 1994.

  3. Извенкова B.C., Парфенова И.С. Двадцать шесть дней одного лета. - Орел, 1993.

  4. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Хочу быть лидером. В. 2 - Н.Новгород, Педагогические технологии, 2003.

  5. Лидер. В.1 - Ростов-на-Дону, СДОД, 1998.

  6. Лидер. В. 2 - Ростов-на~Дону, СДОД, 1999.

  7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М., Просвещение, 1981.



© 2010-2022