Программа Личность и творчество

Методической базой является программа нетрадиционного учебного курса по психологии М.А.Подвойской. Основой данного предмета послужила программа учебного курса «Психология» (авторы: доктор психологических наук, профессор Ю.М.Забродин и М.В.Попова) Доработала ее и разработала методико-тематический план занятий М.А.Подвойская. Цель программы: обеспечение учащихся необходимыми знаниями и выработка у них практических навыков по психофизическому и творческому самосовершенствованию, повышению работоспо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА



«ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО»

(для учащихся среднего звена)

























Пояснительная записка.

Методической базой является программа нетрадиционного учебного курса по психологии М.А.Подвойской. Основой данного предмета послужила программа учебного курса «Психология» (авторы: доктор психологических наук, профессор Ю.М.Забродин и М,В,Попова) Доработала ее и разработала методико-тематический план занятий М.А.Подвойская.

Цель программы: обеспечение учащихся необходимыми знаниями и выработка у них практических навыков по психофизическому и творческому самосовершенствованию, повышению работоспособности, общительности, организованности.

Задачи данной программы:

  1. Дать ребенку знания о самом себе и научить его получать эти знания;

  2. Помочь ему стать более социальноадаптированным;

  3. Способствовать развитию речи подростка;

  4. Развивать рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя и выяснения того, что другие знают о нем и как понимают его личностные особенности;

  5. Способствовать личностному росту подростка, особенно его нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению и поиску жизненных ценностей;

  6. Создавать условия для раскрытия творческого потенциала подростка;

  7. Дать знания о некоторых психологических функциях, процессах и образованиях;

  8. Совершенствовать коммуникативные умения, обогащать поведенческий репертуар подростков.









тема

Кол-во

часов

оборудование

содержание

1.Представление.

1

Карточки, визитки, булавки, тетради, цв.карандаши

-игра «DIXI»

-беседа-разговор об уроках психологии

-игра «Глаз наблюдения»

2.Определение основных целей занятий. Правила группы.

1

тетради, листы альбомные, цв.карандаши.

-упражнение «Это я!»

-выработка правил работы группы.

-рефлексивные упражнения, направленные на анализ летних впечатлений.

-игра «Рука в руке»

3.Развитие творческих способностей подростков. Обучение навыкам работы в группах сотрудничества.

1

тетради, листы альбомные

-тихая медитация.

-творческое задание на описание собственных ощущений времен года, обсуждение рисунков.

-работа в группах по 5 человек: развитие навыков свободного выражения мыслей, мини-сочинения об осенних листьях.

4.Самопознание. «Какой я»

1

тетради, листы альбомные, цв.карандаши

-творческая разминка на определение настроения членов групп.

-диагностика, направленная на составление автопортрета.

-работа в малых группах по составлению характеристики человека, основываясь на его портрете.

-упражнение «картинная галерея».

5.Единство человека и природы. Творческое самовыражение.

1

тетради

-упражнения, направленные на самопознание, развитие наблюдательности и чувства единения природой.

-прогулка в парк.

-обсуждение ощущений, возникших на природе.

1

тетради

-свободные письма-сочинения, отражающие мысли и чувства, пришедшие к подросткам на природе.

6.Основые потребности человека. Что человеку необходимо для того, чтобы быть счастливым?

1

тетради

-работа в малых группах по 5 человек. Выяснение основных факторов, благоприятствующих развитию человека и мешающих ему быть счастливым

7. Пути удовлетворения человеческих потребностей.

1

тетради

-тренинг невербального выражения.

-дискуссия на тему: «Какими способностями можно удовлетворить свои потребности. Выход на жизненные пути и цели их достижения»

-сочинение «Как я понимаю счастье?» «Что означает для меня «быть счастливым?»

1

-диагностика. Изучение ценностных ориентаций подростков (Олпорт).

-игра-тренинг на определение в себе и других членах группы значимых качеств личности.

8.Цели жизни и пути их достижения.

1

тетради

-творческая разминка.

-определение 10 самых важных событий в жизни человека (работа в малых группах по 5 человек).

-групповая дискуссия. Какие из данных событий произойдут в ближайшем будущем. Может ли сам человек что-либо предпринять, чтобы эти события принесли ему счастье.

1

тетради, книга

-настрой на занятие.

-аудирование 1-й части повести Н.В.Гоголя «Портрет» и обсуждение.

-выход на такую жизненную ценность» как творчество.

9.Творческая работа с целью самопознания других.

1

альбомные листы, цв. карандаши.

-разминка.

-краткая беседа о геральдике.

-рисование детьми своих гербов.

-демонстрация и обсуждение гербов.

10.Общение. Основные методы обращения с людьми.

1

тетради, книга

-разминка.

-эвристическая беседа «Что такое обращение?»

-работа в малых группах по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»

11.Основные умения общения. Умения делать комплименты.

1

тетради, книга

-упражнение «Живая скульптура»

-индивидуальная работа на определение основных умений общения.

-групповое обсуждение.

-поведенческий тренинг.

12.Умение видеть положительные качества в окружающих людях.

1

тетради, книга

-упражнение «Изображение сказочных героев»

-групповая дискуссия о том, как понравиться человеку.

-игра «Больше всего мне в тебе нравиться…»

-обсуждение игровой процедуры.

13.Умение расположить человека к себе.

1

тетради, книга

-упражнение «Оживленная картина»

-работа в малых группах по обсуждению, теоретическому обоснованию и театральному обыгрыванию приемов, способствующих расположению человека к партнеру.

-поведенческий тренинг «За одним столиком в кафе»

14.Новый год

1

цв.бумага, ножницы, клей.

-свободная дискуссия на тему «Новый год»

-обмен воображаемыми подарками.

-написание новогодних открыток с пожеланиями.

15.Условия эффективного общения.

1

тетради

-творческое письмо на тему «Мой опыт общения»

-лекционный материал «Условия эффективного общения»

-игра «Протогонист»

-свободное творческое письмо»

-обсуждение в парах чувств и мыслей.

16.Понятие об эффективном педагогическом общении.

1

альбомные листы, цв.карандаши

-чтение 1-й и 2-й глав «Маленького принца» Экзюпери.

-обсуждение.

-творческое задание: нарисовать такого барашка, который бы понравился маленькому принцу.

-обсуждение работ.

17.Понятие об эффективном руководстве.

1

тетради

-разыгрывание скетчей на тему: «Учитель и ученик» Обсуждение.

-чтение главы о короле из книги Экзюпери «Маленький принц» Обсуждение.

-сочинение «Если бы я был директором школы»

-защита своего проекта.

-работа в малых группах по составлению правил для учителей и учащихся. Обсуждение.

-рейтинг предоставленных программ «В какой из школ ты бы хотел учиться»

18.Я-сообщения.

1

тетради

-передача чувств по кругу.

19.Тренинг умения адекватно выражать свои чувства.

1

тетради

-эвристическая беседа «Как можно выражать свои чувства?»

-анализ и обсуждение жизненных ситуаций.

-поведенческий тренинг.

20.Влияние общения на формирование личности. Я и другие.

1

альбомные листы, цв.карандаши

-лекционная часть «Понятие о референтной группе»

-дискуссия на тему «Что означает для тебя человек, входящий в твою реферектную группу? А что это будет означать для него?»

-экспрессивный метод самовыражения. Дети рисуют свой класс и себя в нем.

21.Позиция человека в группе. Межсубъективные отношения и их отражение в человеке.

1

тетради

-анализ социометрии. Акцент на развитие, на возможности изменения позиций.

-составление коллективных портретов членов группы в виде игры.

-рефлексивный тренинг.

-дискуссия на тему «Независимый ли ты человек?»

-опрос по кругу «Считаешь ли ты себя зависимым человеком? Почему? Как ты к этому относишься?

-письменное размышление на тему «Что дает мне хорошего и плохого моя зависимость и независимость?»

-диагностика. Тест Вяткина на определение полей зависимости и независимости.

-обработка, интерпретация и анализ результатов теста.

23.Ценностные ориентации личности. Вера в себя.

1

альбомные листы, цв.карандаши

-чтение детской сказки Н.Рериха.

-обсуждение. Выход на жизненные ценности.

-экспрессивные методы самовыражения. На листе бумаги дети ранжируют героев притчи, а затем рисуют их.

24.Анатомия

1

тетради

-дискуссия по поводу конкретной конфликтной ситуации.

-рефлексивный тренинг.

-анализ конкретной ситуации, обсуждение, разбор и поиск разрешения конфликта.

-Подведение итогов.

25.Фрустация и способы ее разрешения. Выход из конфликтных ситуаций.

1

тетради

-диагностика. Рисуночный тест фрустации Розенцвейга.

-обработка, интерпретация и анализ.

-обсуждение результатов.

-практические упражнения.

1

тетради

-дискуссия «Почему люди кричат?»

-самостоятельное письменное обобщение в тетрадях.

-поведенческий тренинг с последующим обсуждением.

26.Мои одноклассники.

1

тетради

-беседа по теме «Люди, которые меня окружают»

-упражнение «Интервью»

Игра «Комплименты»

-сочинение «Мои одноклассники»

27.Заключительный.

1

альбомные листы, цв.карандаши

-подведение итогов. Дискуссия на тему «Что мне дало изучение этого материала? Как это повлияло на меня?»

-экспрессивные методы творческого самовыражения в движении и в рисунке.

Итого:

34 часа







Литература.

1. Атватер И. «Я вас слушала», М., 1988.

2. Берн Я. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»М., 1988.

3. Бернс Р. «Развитие Я-концепция и воспитания» М,.1986.

4. Добрович А.Б. «Общение, наука и искусство» М., 1990.

5. Жутикова И.В. «Психологические уроки обыденной жизни» М., 1991

6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» М.,1989.

7. Коломенский Я.Л. «Человек + психология» М., 1980.

8. Орлов «Восхождение к индивидуальности» М.. 1991.





















© 2010-2022