- Преподавателю
- Другое
- Программа Личность и творчество
Программа Личность и творчество
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ласточкина О.В. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
«ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО»
(для учащихся среднего звена)
Пояснительная записка.
Методической базой является программа нетрадиционного учебного курса по психологии М.А.Подвойской. Основой данного предмета послужила программа учебного курса «Психология» (авторы: доктор психологических наук, профессор Ю.М.Забродин и М,В,Попова) Доработала ее и разработала методико-тематический план занятий М.А.Подвойская.
Цель программы: обеспечение учащихся необходимыми знаниями и выработка у них практических навыков по психофизическому и творческому самосовершенствованию, повышению работоспособности, общительности, организованности.
Задачи данной программы:
-
Дать ребенку знания о самом себе и научить его получать эти знания;
-
Помочь ему стать более социальноадаптированным;
-
Способствовать развитию речи подростка;
-
Развивать рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя и выяснения того, что другие знают о нем и как понимают его личностные особенности;
-
Способствовать личностному росту подростка, особенно его нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению и поиску жизненных ценностей;
-
Создавать условия для раскрытия творческого потенциала подростка;
-
Дать знания о некоторых психологических функциях, процессах и образованиях;
-
Совершенствовать коммуникативные умения, обогащать поведенческий репертуар подростков.
тема
Кол-во
часов
оборудование
содержание
1.Представление.
1
Карточки, визитки, булавки, тетради, цв.карандаши
-игра «DIXI»
-беседа-разговор об уроках психологии
-игра «Глаз наблюдения»
2.Определение основных целей занятий. Правила группы.
1
тетради, листы альбомные, цв.карандаши.
-упражнение «Это я!»
-выработка правил работы группы.
-рефлексивные упражнения, направленные на анализ летних впечатлений.
-игра «Рука в руке»
3.Развитие творческих способностей подростков. Обучение навыкам работы в группах сотрудничества.
1
тетради, листы альбомные
-тихая медитация.
-творческое задание на описание собственных ощущений времен года, обсуждение рисунков.
-работа в группах по 5 человек: развитие навыков свободного выражения мыслей, мини-сочинения об осенних листьях.
4.Самопознание. «Какой я»
1
тетради, листы альбомные, цв.карандаши
-творческая разминка на определение настроения членов групп.
-диагностика, направленная на составление автопортрета.
-работа в малых группах по составлению характеристики человека, основываясь на его портрете.
-упражнение «картинная галерея».
5.Единство человека и природы. Творческое самовыражение.
1
тетради
-упражнения, направленные на самопознание, развитие наблюдательности и чувства единения природой.
-прогулка в парк.
-обсуждение ощущений, возникших на природе.
1
тетради
-свободные письма-сочинения, отражающие мысли и чувства, пришедшие к подросткам на природе.
6.Основые потребности человека. Что человеку необходимо для того, чтобы быть счастливым?
1
тетради
-работа в малых группах по 5 человек. Выяснение основных факторов, благоприятствующих развитию человека и мешающих ему быть счастливым
7. Пути удовлетворения человеческих потребностей.
1
тетради
-тренинг невербального выражения.
-дискуссия на тему: «Какими способностями можно удовлетворить свои потребности. Выход на жизненные пути и цели их достижения»
-сочинение «Как я понимаю счастье?» «Что означает для меня «быть счастливым?»
1
-диагностика. Изучение ценностных ориентаций подростков (Олпорт).
-игра-тренинг на определение в себе и других членах группы значимых качеств личности.
8.Цели жизни и пути их достижения.
1
тетради
-творческая разминка.
-определение 10 самых важных событий в жизни человека (работа в малых группах по 5 человек).
-групповая дискуссия. Какие из данных событий произойдут в ближайшем будущем. Может ли сам человек что-либо предпринять, чтобы эти события принесли ему счастье.
1
тетради, книга
-настрой на занятие.
-аудирование 1-й части повести Н.В.Гоголя «Портрет» и обсуждение.
-выход на такую жизненную ценность» как творчество.
9.Творческая работа с целью самопознания других.
1
альбомные листы, цв. карандаши.
-разминка.
-краткая беседа о геральдике.
-рисование детьми своих гербов.
-демонстрация и обсуждение гербов.
10.Общение. Основные методы обращения с людьми.
1
тетради, книга
-разминка.
-эвристическая беседа «Что такое обращение?»
-работа в малых группах по книге Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей»
11.Основные умения общения. Умения делать комплименты.
1
тетради, книга
-упражнение «Живая скульптура»
-индивидуальная работа на определение основных умений общения.
-групповое обсуждение.
-поведенческий тренинг.
12.Умение видеть положительные качества в окружающих людях.
1
тетради, книга
-упражнение «Изображение сказочных героев»
-групповая дискуссия о том, как понравиться человеку.
-игра «Больше всего мне в тебе нравиться…»
-обсуждение игровой процедуры.
13.Умение расположить человека к себе.
1
тетради, книга
-упражнение «Оживленная картина»
-работа в малых группах по обсуждению, теоретическому обоснованию и театральному обыгрыванию приемов, способствующих расположению человека к партнеру.
-поведенческий тренинг «За одним столиком в кафе»
14.Новый год
1
цв.бумага, ножницы, клей.
-свободная дискуссия на тему «Новый год»
-обмен воображаемыми подарками.
-написание новогодних открыток с пожеланиями.
15.Условия эффективного общения.
1
тетради
-творческое письмо на тему «Мой опыт общения»
-лекционный материал «Условия эффективного общения»
-игра «Протогонист»
-свободное творческое письмо»
-обсуждение в парах чувств и мыслей.
16.Понятие об эффективном педагогическом общении.
1
альбомные листы, цв.карандаши
-чтение 1-й и 2-й глав «Маленького принца» Экзюпери.
-обсуждение.
-творческое задание: нарисовать такого барашка, который бы понравился маленькому принцу.
-обсуждение работ.
17.Понятие об эффективном руководстве.
1
тетради
-разыгрывание скетчей на тему: «Учитель и ученик» Обсуждение.
-чтение главы о короле из книги Экзюпери «Маленький принц» Обсуждение.
-сочинение «Если бы я был директором школы»
-защита своего проекта.
-работа в малых группах по составлению правил для учителей и учащихся. Обсуждение.
-рейтинг предоставленных программ «В какой из школ ты бы хотел учиться»
18.Я-сообщения.
1
тетради
-передача чувств по кругу.
19.Тренинг умения адекватно выражать свои чувства.
1
тетради
-эвристическая беседа «Как можно выражать свои чувства?»
-анализ и обсуждение жизненных ситуаций.
-поведенческий тренинг.
20.Влияние общения на формирование личности. Я и другие.
1
альбомные листы, цв.карандаши
-лекционная часть «Понятие о референтной группе»
-дискуссия на тему «Что означает для тебя человек, входящий в твою реферектную группу? А что это будет означать для него?»
-экспрессивный метод самовыражения. Дети рисуют свой класс и себя в нем.
21.Позиция человека в группе. Межсубъективные отношения и их отражение в человеке.
1
тетради
-анализ социометрии. Акцент на развитие, на возможности изменения позиций.
-составление коллективных портретов членов группы в виде игры.
-рефлексивный тренинг.
-дискуссия на тему «Независимый ли ты человек?»
-опрос по кругу «Считаешь ли ты себя зависимым человеком? Почему? Как ты к этому относишься?
-письменное размышление на тему «Что дает мне хорошего и плохого моя зависимость и независимость?»
-диагностика. Тест Вяткина на определение полей зависимости и независимости.
-обработка, интерпретация и анализ результатов теста.
23.Ценностные ориентации личности. Вера в себя.
1
альбомные листы, цв.карандаши
-чтение детской сказки Н.Рериха.
-обсуждение. Выход на жизненные ценности.
-экспрессивные методы самовыражения. На листе бумаги дети ранжируют героев притчи, а затем рисуют их.
24.Анатомия
1
тетради
-дискуссия по поводу конкретной конфликтной ситуации.
-рефлексивный тренинг.
-анализ конкретной ситуации, обсуждение, разбор и поиск разрешения конфликта.
-Подведение итогов.
25.Фрустация и способы ее разрешения. Выход из конфликтных ситуаций.
1
тетради
-диагностика. Рисуночный тест фрустации Розенцвейга.
-обработка, интерпретация и анализ.
-обсуждение результатов.
-практические упражнения.
1
тетради
-дискуссия «Почему люди кричат?»
-самостоятельное письменное обобщение в тетрадях.
-поведенческий тренинг с последующим обсуждением.
26.Мои одноклассники.
1
тетради
-беседа по теме «Люди, которые меня окружают»
-упражнение «Интервью»
Игра «Комплименты»
-сочинение «Мои одноклассники»
27.Заключительный.
1
альбомные листы, цв.карандаши
-подведение итогов. Дискуссия на тему «Что мне дало изучение этого материала? Как это повлияло на меня?»
-экспрессивные методы творческого самовыражения в движении и в рисунке.
Итого:
34 часа
Литература.
1. Атватер И. «Я вас слушала», М., 1988.
2. Берн Я. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры»М., 1988.
3. Бернс Р. «Развитие Я-концепция и воспитания» М,.1986.
4. Добрович А.Б. «Общение, наука и искусство» М., 1990.
5. Жутикова И.В. «Психологические уроки обыденной жизни» М., 1991
6. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» М.,1989.
7. Коломенский Я.Л. «Человек + психология» М., 1980.
8. Орлов «Восхождение к индивидуальности» М.. 1991.