Статья Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Ю.Крылова.

Учитель-дефектолог,

МАОУ СКОШ-И №12 г. Искитима

Использование ИКТ в обучении детей с ОВЗ.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации российского образования является внедрение в учебный процесс средств информационных компьютерных технологий, обеспечивающих условия для становления образования нового типа, направленного на развитие и саморазвитие личности. Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. Используя компьютер в учебно-воспитательном процессе, мы готовим новое поколение к будущей жизни в информационном обществе.

Для школьников с ограниченными возможностями здоровья компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Именно поэтому в современных условиях учебно-воспитательный процесс в коррекционной школе уже немыслим без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе. Дети с ограниченными возможностями здоровья-это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук - это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Использование информационных технологий помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Активное использование компьютерных технологий на занятиях и уроках позволяет сделать занятие интересным, увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Учебный материал становится более доступным для восприятия детей .

Информационно - компьютерные технологии дают возможность вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал, повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, расширить возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности.

Интерактивная доска - еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию пальцевой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Если освоение ребенком материала идет только в виде просмотра и прослушивания, то получается один результат и, соответственно, прогноз. Если же человек не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Использование на занятиях и уроках компьютерных логопедических программ: «Учимся правильно говорить», «Игры для тигры», «Баба Яга учится читать», «Логопедия», «Обучение грамоте», «Начальная школа», дает возможность тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их с развитием слуха, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия. Использование презентаций позволяет педагогу привнести эффект наглядности в уроки и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме.

Мультимедийные презентации позволяют тренировать различные виды речевой деятельности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают индивидуальный подход и самостоятельную работу обучающихся. Создание методического электронного банка мультимедийных презентаций согласно календарно-тематическому планированию способствует увлекательному и эффективному усвоению тем.

Введение информационных технологий во все области специального образования подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Уроки с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки.

Кроме того, социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивают и дистанционные образовательные технологии. В процессе дистанционного обучения дети вовлекаются в проектную деятельность, диалоговое взаимодействие с другими детьми, что позволяет создать условия для самосовершенствования и самопознания.

На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники - мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Использование современных информационных технологий в специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач коррекционного воспитания - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.

Литература:

1.Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта. Под редакцией Л.П. Носковой.,- М., 1984 г.

2. Зубенко Н.П. Компьютерный калейдоскоп: использование компьютерных презентаций в начальных классах.

3.Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в области развития представлений о мире.// Дефектология. №5.






© 2010-2022