- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбачева Н.В. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
СТУДЕНТОВ
Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента - умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.
Задачами самостоятельной работы студентов являются:
-
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
-
углубление и расширение теоретических знаний;
-
формирование умения использовать справочную литературу;
-
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
-
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
-
изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
-
изучение рекомендуемых литературных источников;
-
конспектирование источников;
-
работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
-
составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
-
выполнение тестовых заданий;
-
подготовка презентаций
-
написание тезисов, докладов, рефератов;
-
составление кроссворда по темам дисциплины;
-
работа с компьютерными программами;
-
подготовка к экзамену;
Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента:
-
Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.
-
Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.
-
Обучение студентов методам самостоятельной работы.
-
Организация консультаций по выполнению заданий.
-
Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.
Студент должен знать:
-
какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);
-
какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
-
какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.
Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций преподавателя или дополнительной литературы.
Конспект нужен для того, чтобы:
- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной задачи;
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.
Правила составления тестовых заданий
-
Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.
-
Вопрос должен содержать одну законченную мысль.
-
Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью
-
Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.
-
Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, используйте короткие, простые предложения
-
Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.
-
Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
-
Избегайте повторения.
-
Не упрощайте вопросы.
-
Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.
-
Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.
Составление тезисов
Тезисы - совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом.
Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его.
При составлении кроссворда должны выполняться следующие требования:
-
кроссворд по теме должен содержать не менее 15 заданий
-
задания должны содержать наиболее существенные вопросы по теме
-
к заданию должен прилагаться перечень правильных ответов
-
кроссворд должен быть эстетично оформлен
При составлении кроссвордов можно сделать следующие выводы:
-
Кроссворды помогают с интересом повторять изученный материал;
-
Учат правильно формулировать вопрос, на который надо дать ответ при разгадывании кроссворда;
-
Есть возможность давать несколько разных формулировок одного и того же вопроса;
-
Учебные кроссворды позволяют в «компактной форме» охватывать достаточно большой изученный материал по теме;
-
Расширяют кругозор по предмету;
Презентация - это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата .
Мультимедийная компьютерная презентация - это:
- динамический синтез текста, изображения, звука;
- яркие и доходчивые образы;
- самые современные программные технологии интерфейса;
- - мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;
- способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;
- невысокая стоимость.
Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с принятия решения о проведении презентации и планирования, затем - отбор содержания и создание презентации, проведение и заключительная работа после ее окончания - анализ. Текст должен быть простым - только ключевые моменты
Кроме простоты изложения, изображение должно привлекать к себе внимание. Этого можно достичь, применяя различные цвета и размеры шрифтов. Кроме параметров шрифта, желательно продумать и вопрос оформления фона слайда. При выборе фона стоит учитывать два основных правила:
• все слайды должны быть оформлены одинаково;
• всегда применяйте однотонные фоны (лучше всего светлые, например, белый). При использовании темных фонов (черный, темно-синий и т. п.) требуются шрифты светлых цветов, и их прочтение
быстро утомляет зрение.
Для случаев, когда вам необходимо расположить рядом графики и текст, существует следующее правило: текст размещается слева на слайде, а график - справа. Это также соответствует зрительным привычкам.