Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента - умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятель­ной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимули­рование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умения использовать справочную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации.

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за­данию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

  • изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

  • изучение рекомендуемых литературных источников;

  • конспектирование источников;

  • работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

  • составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;

  • выполнение тестовых заданий;

  • подготовка презентаций

  • написание тезисов, докладов, рефератов;

  • составление кроссворда по темам дисциплины;

  • работа с компьютерными программами;

  • подготовка к экзамену;

Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента:

  1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисцип­лине.

  2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

  3. Обучение студентов методам самостоятельной работы.

  4. Организация консультаций по выполнению заданий.

  5. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной ра­боты студента.

Студент должен знать:

  • какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);

  • какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой дисциплины;

  • какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.

Конспектирование относится к числу наиболее важных общеучебных умений. На него опирается весь учебный процесс, так студентам постоянно приходится использовать для подготовки к занятиям конспектирование лекций преподавателя или дополнительной литературы.

Конспект нужен для того, чтобы:

- выделить в письменном или устном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной задачи;

- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы в виде доклада, реферата, дипломной работы, диссертации, статьи, книги.

Правила составления тестовых заданий

  • Содержание задания должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

  • Вопрос должен содержать одну законченную мысль.

  • Избегайте вводных фраз и предложений, имеющих мало связи с основной мыслью

  • Неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок.

  • Все варианты ответов должны быть грамматически согласованы с основной частью задания, используйте короткие, простые предложения

  • Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов.

  • Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

  • Избегайте повторения.

  • Не упрощайте вопросы.

  • Место правильного ответа должно быть определено так, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.

  • Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ.

Составление тезисов

Тезисы - совокупность отдельных положений, логически связанных друг с другом.

Основная цель написания любых тезисов - обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему доклада; глубоко разобраться в вопросе, проанализировать его.

При составлении кроссворда должны выполняться следующие требования:

  • кроссворд по теме должен содержать не менее 15 заданий

  • задания должны содержать наиболее существенные вопросы по теме

  • к заданию должен прилагаться перечень правильных ответов

  • кроссворд должен быть эстетично оформлен

При составлении кроссвордов можно сделать следующие выводы:

  1. Кроссворды помогают с интересом повторять изученный материал;

  2. Учат правильно формулировать вопрос, на который надо дать ответ при разгадывании кроссворда;

  3. Есть возможность давать несколько разных формулировок одного и того же вопроса;

  4. Учебные кроссворды позволяют в «компактной форме» охватывать достаточно большой изученный материал по теме;

  5. Расширяют кругозор по предмету;

Презентация - это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата .

Мультимедийная компьютерная презентация - это:

- динамический синтез текста, изображения, звука;

- яркие и доходчивые образы;

- самые современные программные технологии интерфейса;

- - мобильность и компактность информационных носителей и оборудования;

- способность к обновлению, дополнению и адаптации информации;

- невысокая стоимость.

Если весь процесс работы над презентацией выстроить хронологически, то начинается он с принятия решения о проведении презентации и планирования, затем - отбор содержания и создание презентации, проведение и заключительная работа после ее окончания - анализ. Текст должен быть простым - только ключевые моменты

Кроме простоты изложения, изображение должно привлекать к себе внимание. Этого можно достичь, применяя различные цвета и размеры шрифтов. Кроме параметров шрифта, желательно продумать и вопрос оформления фона слайда. При выборе фона стоит учитывать два основных правила:

• все слайды должны быть оформлены одинаково;

• всегда применяйте однотонные фоны (лучше всего светлые, например, белый). При использовании темных фонов (черный, темно-синий и т. п.) требуются шрифты светлых цветов, и их прочтение

быстро утомляет зрение.

Для случаев, когда вам необходимо расположить рядом графики и текст, существует следующее правило: текст размещается слева на слайде, а график - справа. Это также соответствует зрительным привычкам.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

© 2010-2022